Hubs взвесил аргументы в пользу и против расширения мер воздействия против российского ПО
Со дня подписания Президентом Украины указа, который вводит в действие решение СНБО от 28 апреля 2017 года «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) №133/2017, и касается запрета некоторого российского ПО и деятельности ряда компаний РФ, прошло больше недели. Но суматоха и дискуссии вокруг ужесточения ограничительных мер не стихают.
Напомним, Петр Порошенко среди прочего одобрил ограничение деятельности в Украине таких компаний, как «Яндекс», «ВКонтакте», «Одноклассники», Mail.ru, «1С» и др., а также их IT-продуктов на украинском рынке. Санкционный режим начал действовать, и некоторые отечественные провайдеры уже начали отключать доступ украинских пользователей к российским сервисам/соцсетям, а контролирующие органы – блокировать счета подсанкционных структур.
Если запрет подконтрольных Кремлю интернет-порталов, соцсетей и сервисов (например, почтовиков) на Банковой списывали на защиту информпространства страны и органов власти от информационных войн России с хакерскими атаками (что после недавней масштабной вирусной активизации логично укладывается в усиление безопасности страны и объяснимо для большинства граждан), то для украинского истеблишмента, обывателя и бизнеса самой большой неожиданностью стало попадание в «черный список» Украины компании-поставщика ERP-систем (ERP – Enterprise Resource Planning, т. е. управление ресурсами предприятия – Ред.) – ООО «1С» и ее «дочерних» предприятий в Украине. А также – украинских поставщиков ПО на условиях франшизы: «Еврософтпром» и «Скайлайн Софтвер». Санкции против этих структур введены на три года.
Кроме этого, меры воздействия коснулись других поставщиков ERP-систем с российскими «корнями» – ЗАО «Галактика Центр», ООО «Корпорация» Парус», разработчиков ПО «Аbbyy», ООО «Аби Украина ЛТД» (в общей сложности под санкции попали 54 российских IT-компаний, их список смотрите здесь; весь же перечень юрлиц РФ в обновленном санкционном списке см. по ссылке).
С учетом того, что в Сети сразу же после подписания Порошенко указа появились в свободном доступе программы, позволяющие и дальше пользоваться запрещенными российскими онлайн-сервисами и сайтами в обход санкций, то в ситуации с 1С внезапность мер воздействия застала предпринимательскую среду врасплох и вызвало недоумение.
Hubs проанализировал аргументы в поддержку и против решения (см. в конце текста «Какие могут быть риски для украинского бизнеса» и «Какие могут быть преимущества»), и поинтересовался мнением некоторых представителей украинской бизнес-среды и экспертов относительно возможных последствий для бизнеса от новых антироссийских санкций. Ранее некоторые юристы, опрошенные нами, поясняли отдельные юридические тонкости запрета российского ПО, отмечая, что новые санкции ограничили деятельность юрлиц из РФ, а сам продукт 1С не был запрещен. О плюсах и минусах для Украины от обновленных санкций Киева читайте ниже в новых комментариях представителей украинских юркомпаний (подробнее см. раздел «Мнения юристов»).
Аргументы Банковой
В соответствии с текстом указа главы государства, против компании «1С» введены такие меры воздействия:
1) Блокирование активов – временное ограничение права юрлица пользоваться и распоряжаться принадлежащим ей имуществом;
2) Ограничение торговых операций;
3) Противодействие выведению капиталов из Украины;
4) Остановка выполнения экономических и финансовых операций;
5) Ограничение или приостановка предоставления телекоммуникационных услуг и использования телеком-сетей общего пользования;
6) Запрет осуществления госзакупок товаров, работ и услуг у юридических лиц-резидентов зарубежного государства (РФ – Ред.) государственной формы собственности и юрлиц, доля уставного капитала которых находится в собственности иностранного государства, а также госзакупок у других субъектов хозяйствования, осуществляющих продажу товаров, работ, услуг происхождением из страны, против которой вводятся санкции согласно этому закону.
7) Приостановка выдачи разрешений, лицензий на ввоз в Украину из РФ или вывоз с украинской территории в Россию валютных ценностей и ограничение выдачи наличных средств по платежным картам, эмитированных российскими резидентами (банками – Ред.).
8) Запрет передачи технологии, прав на объекты права интеллектуальной собственности (о юридических тонкостях этих пунктов читайте ниже по тексту в разделе «Мнение юристов»).
По разным оценкам, доля украинского рынка, который заняло ПО «1С» достигает 80% и выше. В «Еврософтпроме», например, отчитывались, что продуктами российской разработки пользуются 300 тыс. отечественных предприятий. По мнению нардепа из БПП Сергея Лещенко, программным продуктом 1С в Украине якобы пользуются 500 тыс. юзеров.
Всего же, по оценкам премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, на начало 2017 года в стране работали более 2 млн предприятий и предпринимателей. Впрочем, понятно, что большинство из них условные «пустышки» или ведут пассивную деятельность. В прошлые годы, по мнению некоторых международных аналитиков, в Украине условно активным предпринимательством занимается около 100 тыс. субъектов хозяйствования (юр- и физлиц).
Поэтому оценить долю реальных активных пользователей 1C, на наш взгляд, не представляется возможным. Другое дело, что это однозначно монопольный рынок, а доля использования российской разработки может быть и свыше 90%.
В СБУ монополизм россиян подтверждают, отмечая, что программа заняла доминирующее положение на украинском рынке: ею помимо частного сектора также повсеместно пользуются госорганы и стратегические госпредприятия.
После оглашения обновленных санкций в СНБО в свою очередь уточняли, что из государственного бюджета Украины ежегодно тратилось около 1 млрд грн на закупку российского ПО. И в первую очередь санкции направлены на защиту государства и его интересов.
В СБУ официально успокаивали украинскую бизнес-среду, отмечая, что в дальнейшем для государственных предприятий и органов власти использование 1С будет недопустимым, «но мы не можем заставить частный сектор от нее отказаться». Одновременно в Службе безопасности разъяснили суть претензий к российскому ПО (в частности, к 1С).
«1С – монополист рынка. Бизнесу будет неудобно переходить (на другие системы – Ред.), но все обновления (1С – Ред.) идут через российские серверы, все собранные данные могут быть использованы для подрыва украинской экономики», – поясняла ранее представитель СБУ Юлия Лапутина, добавив, что госкомпании должны будут уже со следующего года перейти на другое ПО.
Однако в СБУ отчетливо не поясняют: если российский софт угрожает кибербезопасности страны сейчас, то зачем ждать еще полгода.
Таким образом, вероятнее всего, удар по 1С лежит не столько в политической плоскости, сколько в сфере финансов. По большому счету, украинское государство на фоне недавней активизации торговых войн против РФ и экономического давления на Москву посредством контратак на российский бизнес решило внезапно перекрыть финансирование IT-продуктов из России, попытавшись легально убрать их из Украины. Что тоже вполне логично в условиях войны Украины с Россией (кто бы и что бы там не вопил относительно свободы слова и ущерба для экономики предприятий).
Этот шаг совпал с заметным ухудшением ситуации в зоне АТО из-за действий РФ (срыв очередного «режима тишины», захват и уничтожение украинских предприятий на оккупированной части Донбасса, тягомотина с освобождением заложников и проч.), весенним «колорадским» обострением и ответной реакцией украинской власти на агрессивную политику Путина с его торговыми войнами против «братской» страны.
Метод кнута, похоже, подействовал немного отрезвляюще для Москвы: в Кремле от расширения секторальных санкций расшевелились, вдруг вспомнили о международном праве, и даже уже пожаловались на Украину в ВТО, захотев за столом переговоров проводить торговые консультации с Украиной и как-то договариваться.
Реакция бизнеса
После введения санкций директор компании ООО «Скайлайн Софтвер», которая является оператором распространения продуктов «1С: Предприятие» и попала под санкции, Вадим Мазур заявил, что дочернее предприятие «Еврософтпром», которая обладает правами на ПО для бизнеса, и тоже оказалась в санкционном списке, продолжит обеспечивать обновления программных решений для существующих клиентов. Но – не сможет продавать новые продукты.
По его мнению, никаких запретов относительно использования непосредственно самого ПО не было, а компании, которые занимаются разработкой обновлений, пока не попали в список санкций.
Ее поддержала киевская компания-разработчик программного обеспечения «Софтком», работающая с установлением и обновлением ПО 1С для бизнес-управления и бухгалтерии.
Предприятие в своем официальном сообщении успокоило, что все пользователи программ «1С: Предприятие», которые легально приобрели бизнес-продукт продолжат пользоваться ею без ограничений. Для них, как и раньше, будет действовать официальный сопровождение программ. Использование программных продуктов «1С: Предприятие» полностью соответствует действующему законодательству Украины, заверяет разработчик.
«Указом Президента была запрещена деятельность конкретного перечня компаний из разных сфер бизнеса, которые, по мнению государственных органов, имеют «русские корни». Официально в Украине более 500 компаний занимаются продажей и обслуживанием программ 1С. И только несколько из них попали в санкционный список… Мы продолжаем работать в обычном режиме и полностью выполнять свои обязательства перед клиентами», – проинформировали Hubs в «Софтком».
При этом компания утверждает, что является «100% украинской компанией, которая работает на украинском рынке и обслуживает украинские и международные компании» по ряду направлений, в том числе и 1С.
Некоторые представители крупного бизнеса, опрошенные Hubs, сообщили, что санкционное решение гаранта по ним никак не бьет.
Как отметила нам директор Ассоциации ритейлеров Украины (RAU) Марина Черненко, запрещена хозяйственная деятельность ряда провайдеров комплекса 1С, но не сама программа.
«Большинство представителей, консультантов и служб поддержки комплекса в санкционный список не включено. То есть ритейлеры, как и ранее, могут использовать 1С в своей работе, и санкции против разработчиков на них никак не отразятся. В то же время могут возникнуть проблемы с обновлением версий после изменений в законодательстве, однако, как они будут решать пока что говорить рано. Не исключено, что компании с украинской «пропиской», тем или иным образом получив доступ к коду 1С, будут самостоятельно дорабатывать программу», – сказала директор RAU (организация объединяет игроков розничного рынка – от мелкого до крупного ритейла всех форматов и специализаций).
Г-жа Черненко проинформировала также, что «большинство крупных сетевых операторов Украины уже внедрили у себя гораздо более функциональные и сложные ERP-системы, чем 1С».
«К примеру, Fozzy Group использует ПО собственной разработки, и не она единственная. Аналогично – по бухгалтерскому софту, многие компании значительно раньше отказались от использования 1С, внедрив более совершенное программное обеспечение. В любом случае, как уже говорилось, указ президента не запрещает использование 1с, он лишь накладывает определенные санкции на разработчиков программы из страны-агрессора», – сказала она и добавила, что касается времени и ресурсов, необходимых для перехода на аналогичные программы, – вопрос слишком расплывчатый».
«У каждой компании своя индивидуальная ситуация, разный уровень внедрения IT-решений, поэтому требуемые усилия могут отличаться во много раз», – уточнила директор ассоциации.
Кроме того, Hubs удалось выяснить, что корпорация «Рошен» продолжает использовать 1С. Неофициально на предприятиях корпорации и в Киеве, и в Виннице нам подтвердили, что «никаких указаний «сверху» о переходе на другие системы не поступало, как работали с 1С, так и работаем, никаких изменений не произошло».
Тем временем официально, на запрос Hubs относительно использования в деятельности корпорации Порошенко программы 1С, в компании «Рошен» от комментариев на момент публикации воздерживались.
Нардеп из БПП Мустафа Найем в свою очередь спрогнозировал, что запрет 1С больше всего проблем якобы доставит именно малому и среднему бизнесу (МСБ). «Кто-то вообще потрудился их предупредить или представить себе последствия такого шага? Откуда вообще столько пренебрежения к собственному народу?! Речь идет о наших гражданах, наш ВВП, рабочие места и важный сегмент экономики – средний и мелкий бизнес, который не может себе позволить разработку собственного софта», – прокомментировал депутат санкции против российского ПО у себя в Facebook.
Некоторые представители МСБ в комментариях Hubs также не скрывали недоумения и резко высказывались относительно ограничения присутствия ПО из России на украинском рынке, и в частности, 1С.
По словам бухгалтера с многолетним стажем Ольги Белошицкой, на сегодняшний день «1С является самой универсальной бухгалтерской программой, и с ее появлением бухгалтерам стало намного легче работать».
«Ведь до ее появления приходилось весь бухгалтерский и налоговый учет вести в Excel. И это был очень трудоемкий процесс. Сами понимаете, составление таблиц, написание формул, всех бухгалтерских проводок занимало очень много времени. А 1С все это делает автоматически. Особенно важно то, что из этой программы можно экспортировать данные в другие, в которых сдается отчетность и регистрируются налоговые накладные. Конечно, все это можно делать и вручную, но это будет занимать уйму времени. Это равносильно тому, как если у бухгалтера отнять калькулятор и взамен дать обычные счеты», – считает она.
Г-жа Белошицкая посетовала также, что «из-за постоянных изменений в нашем законодательстве, бухгалтерам и так приходится не сладко, и с уверенностью могу сказать, что чуть ли не каждому бухгалтеру приходится тянуть двойную, а порой и тройную нагрузку. А теперь, если 1С запретят, люди просто вынуждены будут жить на работе. Ни один нормальный человек не захочет такой ценой зарабатывать деньги, он просто уволится».
Столичный предприниматель Артур Мануйлов, работающий свыше 10 лет в цветочном бизнесе, нам отметил, что по логике власти, в Украине надо было бы запретить покупать «российский газ (поступающий не напрямую из РФ, а через страны ЕС. – Ред.), бензин российский, автомобильный газ, оборот рубля в стране. Потому что, если идти по логике Банковой, получается, что Путин напечатал рубль, привез его сюда, поменял на гривны, купил доллары и вывел обратно в РФ».
«Причем тут 1С вообще? Государство не должно вообще этим заниматься: пусть лучше беспокоятся не защитой от кибератак, а повышением уровня жизни граждан. Порошенко обещал же «життя по-новому». Как можно запретить 1С, как вести бухгалтерию и считать?», – возмутился предприниматель.
Тем не менее, на круглом столе в Киеве IT-бизнесмен Александр Кардаков в целом не разделил обеспокоенности и замешательства части бизнес-среды: «Ни одна критически важная информационная система украинского государства не создается при участии россиян. В чем есть заслуга сильного и конкурентоспособного в мире украинского IT-бизнеса, работающего на внутреннем рынке страны. В то же время на рынке бухобеспечения Украины никогда не было крупного игрока – украинской компании. При этом украинские аналоги программы 1С у нас есть. Мое мнение – 1С хороша не как система. Они просто построили прекрасную систему дистрибуции. Но все-таки программа бухучета должна быть национальным продуктом. Во всем мире это так. И это правильно».
Какие есть аналоги 1С
Ранее в комментарии Hubs руководитель консалтинговой компании «Bondar Company Group», директор ООО «Международная консалтинговая компания «Бондар» (предоставляет услуги в сфере аудита, бухгалтерского учета, налогообложения и права) Сергей Бондарь отмечал, что запрет 1С в Украине дает шанс отечественным разработчикам ПО увеличить свою долю на рынке и занять освободившуюся нишу.
Отечественное программное обеспечение для бизнеса сегодня представлено «Акцентом» от компании «Импакт», продуктами IT-Enterprise, Интеллект-сервис и др.
Среди зарубежных аналогов заменить 1С можно таким ПО: Microsoft Dynamics (США), OpenPro от IBM (США), ERP Cloud от Oracle (США), SAP Business One от BDO Ukraine (Германия), Charisma от TotalSoft (Румыния), Logo (Турция).
Кроме этого, уже стало известно, что государственный «Ощадбанк» разрабатывает систему «Корплайт», которая сможет заменить 1С. Это публично подтвердил глава правления финучреждения Андрей Пышный. Он уточнил, что продукт уже тестируется в трех областях и представляет собой интернет-банкинг для представителей МСБ с модулем обеспечения бухгалтерского учета, но не озвучил его ориентировочной стоимости. Полноценный запуск системы, по словам банкира, ожидается в ближайшие месяцы.
Относительно тарифной политики: например, стоимость стартового бухгалтерского пакета с льготным периодом от компании IT-Enterprise, согласно информации на сайте компании, сейчас обойдется покупателю до 800 грн/месяц. Пакет Medium – от 800 грн.
Одновременно, продукт «1С: Бухгалтерия 8 для Украины. Базовая версия» от разработчика Аbbyy сегодня можно купить за 1560 грн.
Какие могут быть риски для украинского бизнеса (некоторые тезисы отчасти подтвердили Hubs юристы, см. ниже по тексту)
— Несмотря на обещания СБУ не приходить с обысками в украинские компании и не «кошмарить» бизнес-среду делами и подозрениями, обновленные санкции все же могут дать повод силовикам «заходить в гости» на предприятия (например, по факту открытия дела о финансировании терроризма или использования так называемого «шпионского софта» и т.д.) со всеми вытекающими отсюда последствиями (изъятием серверов, выемкой документов и проч.), как это было с «УГД» и Dragon Capital. Силовики уже признались, что взяли на «карандаш» 300 отечественных компаний. Вчера прошли обыски в украинских офисах компании Яндекс.
— Россия может ответить Украине «зеркальными санкциями». Например, поменять (расторгнуть) условия франшизы (как-то переписать лицензионные условия и требования), объявив 1С «вне закона» на украинской территории. — Переход бизнеса на украинские/зарубежные аналоги потребует для бизнеса какого-то времени, и возможно, дополнительных финансовых затрат (на расширение штата бухгалтеров или закупку ПО, стоимость которого на фоне роста спроса может повыситься). — ГФС может перестать принимать отчеты в 1С, которые создаются в этой программе, заставляя их пересылать в новом формате. — Сами налоговики не пользуются пока никакой другой программой кроме 1С, качество и темпы налоговых проверок могут ухудшиться. — Потратить $1 млн за SAP или 50-80 тыс. EUR (минимальный пакет Charisma от TotalSoft – Ред.) может только крупный или средний бизнес (и то не весь). — Может появиться серый рынок 1С, и пока неясно, кто будет контролировать исполнение указа главы государства. Кабмин и другие госорганы не утвердили порядок обновленной финотчетности. — Реальной альтернативы бухпрограммы из РФ для украинского масс-маркета на сегодня пока нет. — указ Президента может быть оспорен в судах, а его действие приостановлено.
|
Какие могут быть плюсы и перспективы
— компании (государственные и частные), которые приобрели 1С до дня наложения санкций, могут пользоваться и в дальнейшем российской бухпрограммой;
— в качестве альтернативы бизнес может рассмотреть аутсорсинг бухгалтерских услуг; в условиях sharing economy (экономика совместного участия – Ред.) такая услуга, в условиях роста спроса, может быть значительно удешевлена самим рынком; может произойти демонополизация украинского рынка ПО.
— украинские IT компании смогут разработать и предложить рынку новый продукт, не уступающий российскому ПО;
— урезание госфинансирования на закупку российского ПО может ударить по прибыли компаний из РФ (1 млрд грн из госбюджета – сумма немалая – Ред.) и сократит канал выведения из страны капитала в РФ;
— финансовая и корпоративная безопасность украинских предприятий может усилиться, следствием чего предприятия смогут обезопасить себя от повторения кибератак и фактов шпионажа со стороны спецслужб РФ;
— Банковая получит дополнительный козырь в давлении на Кремль, который способствует захвату украинских предприятий на оккупированном Донбассе.
Мнения юристов
Мария Золотарева, руководитель практики налогового права АО «Вдовичен и партнеры». Адвокат, к.ю.н.:
— Отметим, что указ Президента Украины № 33/2017 от 15.05.2017 года «О решении Совета национальной безопасности и обороны от 28 апреля 2017 года «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) (далее – Указ от 15.05.2017 г.) завершает по сути процесс легализации государством применения определенного рода экономических и других ограничительных санкций к избранным им физическим и юридическим лицам. В целом если говорить о применении персональных экономических санкций государством, то отметим, что это общепринятая мировая практика. Разница лишь в основаниях, механизме применения, видах санкций и их роли для того или иного государства.
Законом Украины «О санкциях» предусмотрены основания для применения таких санкций в Украине и их перечень, под действия которого рискуют попасть физические либо юридические лица (как «иностранцы» так и украинские), существование и деятельность которых создает угрозу государству, ее национальным интересам, суверенитету, территориальной целостности, экономическому развитию, правам и интересам человека, гражданина и общества и т.д.
Перечисленные в Законе основания для применения санкций достаточно «размыты» и многое оставляется «за кадром», приводится к общему «знаменателю», что может приводить общество к недоумению либо негативному отношению к принятию решений о их применении. Но сегодняшние реалии и условия существования Украины диктуют для власти необходимость более жесткого реагирования на любого рода угрозу, в том числе в экономической и информационной сфере — дабы обеспечить, скорее, возможность «выжить», нежели удовлетворить чьи-либо личные интересы.
Если же говорить о видах санкций, то их диапазон широк: в перечне блокирование активов, приостановление действий разрешений, лицензий, прекращения культурных обменов, научного сотрудничества, спортивных контактов, развлекательных программ с иностранным государствами и иностранными юридическими лицами и т.д. С другой стороны, на вопрос каким образом выбирается тот или иной вид санкции, закон говорит предельно просто, но не содержательно: применение санкций основывается на принципах законности, объективности, соответствия цели и эффективности. По сути, это означает, что вопросы применения санкций отданы «на откуп» компетентных органов. Как уже было сказано выше Указ Президента Украины лишь «венчает» легализацию санкций, поскольку решение в большинстве случаев принимается на закрытом заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), и указ Президента Украины вводит в действие данное решение Совета.
Опыт в принятии такого рода решений у СНБО не велик. Первое решение СНБО о применении персональных санкций было принято в сентябре 2015 года и на тот момент в перечне содержалась информация о применении санкций к 388 физическим и 105 юридическим лицам. В 2017 году перечень уже содержит ссылки на 1228 физических и 468 юридических лиц. Такому резкому увеличению «санкционного» списка можно дать несколько возможных вариантов объяснения: то ли опасения у государства стали сильнее, то ли анализ существующих угроз эффективней.
В «санкционный» перечень в 2017 году были включены юрлица, поставляющие и/или обслуживающие программные продукты 1С, что стало определенным шоком для бизнеса в Украине, большинство из которого используют данные программные продукты для ведения бухгалтерского учета. По сути, предусмотренные к данным юрлицам санкции блокируют их хозяйственную деятельность на территории Украины сроком на 1 год, поскольку предусматривают в частности:
— ограничение пользоваться и распоряжаться имуществом;
— ограничение торговых операций;
— приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств;
— ограничение или прекращение предоставления телекоммуникационных услуг и использования телекоммуникационных сетей общего пользования;
— запрещение передачи технологий, прав на объекты интеллектуальной собственности.
Конечно же, данные лица могут оспорить применение санкций в судах. Но, если ответчиком является «государственная машина», а критерием и основанием применения санкций — угроза национальной безопасности, то вероятность отмены санкций в судебном порядке достаточно низкая. Кроме того, следует отметить скорость рассмотрения судебных дел административными судами сроком более 3 лет, скорее норма нежели исключение.
Что же грозит потребителям программных продуктов 1С? Во-первых, запрета на использование программных продуктов 1С нет. Как следствие, это позволяет без опасений и в дальнейшем использовать лицензионные программы, поставленные согласно ранее заключенных договоров. Что касается пользователей нелицензионных продуктов 1С, то как и раньше они будут беспрепятственно использовать, несмотря на нарушение действующего законодательства;
Во-вторых, для новых потребителей это означает отсутствие возможности приобрести у перечисленных в «санкционном» списке юрлиц программные продукты 1С на законных основаниях. Предполагаем, что на рынке Украины появятся новые поставщики, которые продолжат «дело» официальных представителей правообладателей продуктов 1С на условиях партнеров 1С:Франчайзи, хоть это скорее всего приведет к удорожанию стоимости.
В-третьих, возможно ожидать сбои по оказанию услуг по обновлению продуктов и информационно-технологической поддержке пользователей программных продуктов 1С:Предприятия, что может объясняться отсутствием практического понимания порядка применения санкций в данном случае.
В итоге, поспешность в данном случае и на данном этапе будет вредна. К сожалению, по экономической целесообразности использования у бухгалтерских продуктов 1 С вряд ли найдутся сильные конкуренты в нашей стране.
Павел Богомазов, адвокат:
— Еще в 2014 г. на парламентских слушаниях в Верховной Раде предлагалось к обсуждению предложение о запрете российских электронных программных продуктов, в том числе и сервисов «1С». Прошло три года, и Указом Президента Украины №133/2017 от 15.05.2017 г. введено в действие СНБО от 28 апреля 2017 г. «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)».
К решению СНБО от 28.04.2017 г. также прилагается перечень из 468 юрлиц, к которым применяются санкции. Пунктами 434-435 Приложении указанным решением СНБО предусмотрено, что к ООО «1С» (г. Москва) и ООО «1С Мультимедиа Украина» (г. Киев) применены следующие санкции, как приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств, ограничения торговых операций запрет передачи технологий, прав на объекты интеллектуальной собственности.
Последствий, которые ждут предприятия и лиц, связанных с использованием продуктов компании «1С» могут быть следующие:
Из положительного:
— решение о запрете продуктов «1С» соответствует положениям Доктрины информационной безопасности Украины от 29.12. 2016 г., Стратегии кибербезопасности Украины, утвержденной Указом Президента Украины от 15.03.2016 г. №96, и Стратегии национальной безопасности Украины, утвержденной Указом Президента Украины от 26 мая 2015 № 287;
— решение о запрете продуктов «1С» повысит финансовую и корпоративную безопасность отечественных субъектов хозяйствования и государственных органов от правоохранительных и разведывательных органов государства-агрессора России;
— решение о запрете продуктов «1С» поможет избежанию вывода капитала за пределы Украины;
— решение о запрете продуктов «1С» может предоставить развитие альтернативному программному обеспечению.
Негативными последствиями могут быть:
— сокращение рабочих мест в отношении лиц, которые задействованы в работе вокруг продуктов «1С»;
— у предпринимателей могут быть дополнительные финансовые затраты на более дорогое ПО, в случае отсутствия дешевых аналогов;
— может произойти остановка обновления продукта;
— отсутствие возможности покупки новых лицензий;
— остановка техподдержки уже установленных программ;
— рост уровня рынка нелицензионного программного обеспечения дополнительную нагрузку на правоохранительные органы в борьбе с этим явлением.
В то же время, по информации украинских представителей компании «1С», техническая поддержка, обновление, доработка программы, информационно-методологические ресурсы будут и в дальнейшем доступны украинским пользователям их продуктов, поскольку все это осуществляется на основании договоров франчайзинга.
Но, пока не известно, какую правовую позицию займут представители отечественных контролирующих органов по договору франчайзинга продуктов «1С» и будут ли требовать их запрета через суд.
Также вполне прогнозируемо, что в ближайшем будущем в административном суде будет рассматриваться административный иск о признании противоправным Указа Президента №133/2017 от 15.05.2017 г.
Следить за соблюдением санкций и вести мониторинг использования продуктов «1С» обязаны Кабинет министров Украины с СБУ при участии Национального банка Украины. Также возможно привлечение Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, а также ГФС относительно финансовых операций по счетам.
Итак, из анализа вышеизложенного, можно сделать вывод, что запрет продуктов «1С» усилит как такую информационную и кибернетической безопасности в Украине от российских спецслужб на период войны. Однако, такие санкции необходимо было вводить еще в 2014 г. с их постепенным внедрением во избежание негативных финансовых и организационных моментов.
Общий же совет для тех, кто пользовался программными продуктами «1С» — копировать наработанные базы данных в нужный формат и искать альтернативные программы.
Наша беда ДУРАКИ и дороги. К сожалению первых очень много в руководстве страны.
Гос сектор у нас нищий и почти у всех стоит старая конфигурация 1С7.7 которая годами(у некоторых больше 10 лет) заточена под маразм бухгалтерского учёта бюджета. И бухгалтера обучены нашими вузами работе с 1С7.7. Россией здесь и близко не пахнет .А тётя из СБУ дала комментарий что из госсектора убрать 1С и всё на местах казначейство и руководство уже компосирует людям мозги запрещая работать в 1С. Это диверсия против своего народа. Козлы. Рейтинг ноль вам обеспечен.
Деятельность 1С в Украине очень напоминает диверсию. Функциональные ошибки в конфигурациях для Украины не исправляются производителем годами, несмотря на то что обновления выходят чаще чем раз в квартал. Это приводит к затратам на исправление этих ошибок каждым предприятием в отдельности и повторения исправления при каждом следующем обновлении.
Кроме того 1С создает множество непонятных и бесполезных сервисов, которые заставляет партнеров франчайзи в Украине впаривать клиентам. У каждого франча есть квота не выполнив которую платит штраф в 1С. Финансовое состояние франчей плачевное и они едва могут платить зп низкоквалифицированным программистам. А клиенты понимая, что с них выкачивают деньги обозляются на обслуживающих франчей, а не на 1С.
1С действительно не лучшая система. Они задавили всех конкурентов агрессивным маркетингом. 1С разрабатывалась изначально для бух. учета и это ее самая сильная часть. И эту часть несложно разработать и заменить отечественным аналогом, сложнее выпускать вовремя обновления.
1С так и не стала полноценной ERP системой. Внедрение с помощью 1С других участков кроме бухгалтерии превращается в ад и заканчивается большими потерями для всех. Именно поэтому большие предприятия не используют 1С.
Да, для перехода на другую программу нужны будут определенные затраты, но по-моему они стоят того чтобы выбраться из болота под названием 1С. У меня есть ощущение, что решение о запрете приведет к оздоровлению этой сферы бизнеса в Украине.