Торговое отбеливание
Бизнес теряет интерес к "налоговому раю" на островах

Украинский бизнес переезжает в респектабельные офшоры

Украинский бизнес меняет географию экспорта. Причин две: экономический кризис и борьба Кабмина с офшорами.

На прошлой неделе Верховная Рада ратифицировала конвенцию между Украиной и Ирландией об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонений от налогов на доходы. Кабмин утвердил ее за неделю до голосования, вместе с аналогичным соглашением с Мальтой. Обе конвенции правительства стран подписали еще в 2013 году. Их ратификация – часть глобального плана правительства, пересматривающего взаимоотношения с низконалоговыми юрисдикциями. В следующем году Кабмин планирует внести изменения в действующие договоры с Кипром, Швейцарией, Люксембургом и Нидерландами (в этих странах зарегистрировано большинство «материнских» компаний украинских холдингов). По словам министра финансов Наталии Яресько, Кипр согласился пересмотреть ставки налогообложения в рамках действующей конвенции.

Пока правительство пытается повлиять на вывод капитала и уход от налогообложения дипломатическими методами, многое за него уже сделал экономический спад. Сейчас в офшоры уходит всего 8% украинского экспорта. По данным Госстата, за январь-апрель текущего года туда было продано товаров почти на $1 млрд. Торговля Украины с офшорами пошла на убыль еще в прошлом году. За те же месяцы 2014-го года в офшоры было продано на $1,7 млрд, то есть 10% совокупного экспорта. А годом ранее – на $2,5 млрд, или более 11% экспорта. Снижение веса офшоров в структуре внешней торговли Украины говорит, прежде всего, об общем сокращении активности бизнеса в стране в связи с кризисом, — полагает управляющий партнер Da Vinci AG Анатолий Баронин. Предприятия на Востоке Украины традиционно были одними из ключевых пользователей офшорных юрисдикций вследствие специфики бизнеса. Но из-за боевых действий на Донбассе и ограничения доступа на рынок России поставки товаров из Донецкой области упали на 32% за прошлый год и еще на 62% за первые четыре месяца текущего, из Луганской – на 46% и 97% соответственно.

Одновременно украинское законодательство о трансфертном ценообразовании вынуждает бизнес менять торговые схемы. В рамках закона под контроль попадают операции с резидентами стран, где ставка налога на прибыль ниже украинской ставки на 5 процентных пунктов и более. В мае правительство утвердило перечень из 76 таких юрисдикций. В начале июля «черный список» обновили, исключив Австрию. Чтобы не попадать под правила трансфертного ценообразования, компании все меньше используют классические офшоры, попавшие в этот список. Из списка импортеров наших товаров пропали многочисленные островные офшоры. Экспортные потоки обходят стороной Антигуа и Барбуду, Арубу, Сейшельские, Багамские и Маршалловы острова. Также из этих направлений исчезла часть крохотных государств с привлекательными налогами – Белиз, Сан-Марино и Лихтенштейн. Все они еще фигурировали во внешнеторговой статистике в прошлом году. А те немногочисленные низконалоговые страны, которые еще попадают в географию украинских поставок, «покупают» намного меньше. За четыре месяца поставки на Британские Виргинские острова обвалились в 40 раз, в Панаму – в 22 раз, на Кипр – в 6 раз.

Изменение маршрута


В процессе «отбеливания» некоторые компании могли договориться с торговыми партнерами отгружать товар напрямую, а оплату получать через офшорные страны, — предполагает партнер налогово-юридического департамента аудиторской компании Deloitte Андрей Серветник. Остальные предпочли переориентироваться с юрисдикций, попавших в «черный список» Кабмина, на страны, у которых отсутствует или действует мягкое законодательство о трансфертном ценообразовании. Даже если в таких странах ставки налогов выше, чем в Украине, украинская компания может поставить туда товар для последующей перепродажи в офшор и таким образом обойти контроль со стороны украинских фискальных органов, — рассказывает эксперт.

Взамен классических офшоров компании начинают использовать более респектабельные страны. Для освоения рынков Ближнего Востока и Азии в ход идут свободные экономические зоны ОАЭ, а также Гонконг и Сингапур. Для торговли в Европе – Австрию, Нидерланды, Великобританию и Германию. Примечательно, что также растут поставки в Мальту, хотя эта страна и входит в «черный список». В январе-апреле экспорт туда увеличился в восемь раз. «Украинские компании, скорее всего, предполагают, что Мальта — следующий кандидат на исключение из списка», — считает Серветник. Ставка налога на прибыль в этой стране значительно выше, чем в Украине, — 35%. Но у компаний-налогоплательщиков есть право на возврат части прибыли. Вполне вероятно, что Мальта подавала жалобы в украинские фискальные органы, как и Австрия, которая была исключена из списка в начале месяца.

Есть в таком изменении географии украинского экспорта и заслуга Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Осенью прошлого года представители 51 страны подписали соглашение, которое положит конец банковской тайне. Новый стандарт ОЭСР обязывает банки и финансовые компании автоматически предоставлять местным властям информацию о счетах нерезидентов. Власти, в свою очередь, будут автоматически переправлять ее в налоговые органы тех государств, в которых эти иностранцы проживают. Такой обмен данными о счетах нерезидентов будет происходить каждый год автоматически. Новые правила будут распространяться только на подписавшие страны. Сейчас их насчитывается уже 61. Среди них — все страны Евросоюза, в том числе местные офшоры — Люксембург, Лихтенштейн и Кипр. Также здесь отметились и основные островные офшоры — БВО, Бермудские, Каймановы и Сейшельские острова. На Украину соглашение пока не распространяется. Но новые стандарты страны-подписанты будут прописывать и с Украиной в конвенциях об избежании двойного налогообложения. В первый раз такой обмен состоится в сентябре 2017 года по итогам 2016-го финансового года.

Вскоре страны G20 договорились создать реестры реальных бенефициарных владельцев юрлиц. Такие данные помогут понять, какие компании являются связанными и пользуются этим для ТЦО. Законодательные изменения еще должны одобрить все страны. Часть стран уже сделали первые шаги в этом направлении. В декабре Брюссель согласовал финальную версию соответствующих поправок в законодательство. Каждая страна ЕС должна будет создать реестр конечных бенефициаров всех зарегистрированных на ее территории компаний. В том числе и в офшорных юрисдикциях. Планируется, что нововведения в ЕС начнут действовать только в 2017 году. После этого доступ к данным реестров получат не только органы соответствующих стран, но и налоговые органы других стран в ходе обмена информацией. «Через года-два это окажет сильное влияние на использование офшоров, — уверен Андрей Серветник. — Прошли те времена, когда можно было скрывать сотни и тысячи процентов прибыли на офшорах, а директором компании держать номинального акционера из Латвии».

*

Top