Ирина Сушко: Визовая либерализация – вопрос не только технического выполнения обязательств, но и политической поддержки
Ирина Сушко

Чего ждать украинцам от решения Еврокомиссии по безвизовому режиму

Украина стоит на пороге безвизового режима. Вечером 16 декабря в Брюсселе между руководителями ЕС и Президентом Украины Петром Порошенко было заключено соглашение о дальнейших шагах в вопросе отмены виз. А 18 декабря, согласно плану, ЕС выпустит отчет о состоянии выполнения Украиной действий по визовой либерализации с рекомендацией отменить визы.

Независимая экспертиза индекса либерализации визового режима в странах Восточного партнерства показывает, что Украина выбилась в лидеры по выполнению практически всех требований. Тем не менее, эксперт по визовым вопросам и глава организации «Европа без барьеров» Ирина Сушко рекомендует украинской власти не расслабляться: сделано еще не все, а последние медийные скандалы между Яценюком-Барной и Аваковым-Саакашвили могут сыграть с украинцами злую шутку.  Hubs.ua поговорил с экспертом о безвизовых перспективах для украинцев и проблемах, которые нужно было решить уже вчера.

 Грузию, скорее всего, 18 декабря ждет позитивное решение Еврокомиссии по безвизовому режиму. Там основная часть либерализационного процесса прошла еще во времена Саакашвили. Не выйдет ли так, что и Украине придется «немного» подождать?

Грузия часть требований действительно выполнила еще до появления плана действий по визовой либерализации, который ей дали на полтора года позже Украины. Но кроме этого плана есть еще другие программы по вопросам европейской интеграции, которые выполняет та или иная страна. Можно согласиться, что вопрос борьбы с коррупцией Грузия решила раньше Украины. Аналогичная ситуация с внутренними паспортами. Грузия выполнила требования раньше. Даже Армения, перед которой не стоят требования визовой либерализации, выполнила эту норму.

Когда Украина переходила от законодательной базы к имплементации, то «Европа без барьеров» советовала не ждать формальной фиксации перехода на следующий этап, а действовать наперед. Как раз Грузия это показала, но и их прогресс тоже не стоит переоценивать. Украина имеет больше проблем с третьим блоком плана либерализации «Общественный порядок и безопасность». Это не только вопросы борьбы с коррупцией, но и проблемы сотрудничества правоохранительных органов с международными организациями. У Грузии остались свои вопросы, поэтому на их месте нельзя быть полностью уверенными в получении безвизового режима. У них есть проблемы с внутренними мигрантами.

Вы говорите, что у Украины остались проблемы. А нам могут их «простить»? Дать безвизовый режим, ожидая, что Киев выполнит обещания?

Визовая либерализация – не только вопрос технического выполнения обязательств, но и политической поддержки. Моральный капитал, полученный Украиной во время Майдана, не помог с получением безвизового режима, основываясь только на этом. Сейчас Украина получит позитивную рекомендацию от Еврокомиссии, которая будет включать политическую поддержку. С формальной точки зрения мы все-таки не завершили процесс. О некоторых критериях в ЕС сейчас не вспоминают. Например, о снятии судейской и депутатской неприкосновенности. С другой стороны, ЕС акцентирует внимание на борьбе с коррупцией, потому что, среди прочего, это еще и запрос украинского общества. Визовая либерализация – мощный инструмент для  того, чтобы добиться прогресса в этом деле.

Украинцы стали свидетелями дискуссий внутри ЕС. Там оценивалось, как завершатся начатые реформы, если Украина получит безвизовый режим. Не произойдет ли, например, демотивация украинских властей после завершения этого процесса.

Могут ли, с другой стороны, Украине выдвинуть новые требования, чтобы еще немного отодвинуть решение?

Такой риск существует. В то же время есть и документ 2012 года, который до сих пор не изменился. В него не добавляли новых требований. Если говорить о внутренне перемещенных особах, то и это не новый вопрос. Свобода переселения внутри страны прописана в разделе «Фундаментальные права человека». Еще в 2010 году «Европа без барьеров» принимала участие в разработке критериев. Тогда проблемы не существовало, и мы даже хотели изъять эти вопросы. Прошло время, критерии сохранились и приобрели практический смысл.

Есть риск появления новых требований. Негативно влияет на процесс и общая геополитическая ситуация: есть угроза терактов и миграционные риски. Скорее всего,  могут быть не новые требования, а углубление старых. Именно из-за этого Украине важно завершить процесс сейчас.  Еврокомиссия может сказать, что Украина должна будет что-то еще показать перед голосованием Совета ЕС. Например, как в случае с ID-карточками. Правильно, что президент заявил о готовности начать выдачу документа нового типа.

Европейский Союз обеспокоен вопросом трудовой миграции. Не выйдет ли так, что украинцы получат безвизовый режим и поедут работать за границу?

Безвизовый режим – только право на краткосрочные поездки в ЕС до 90 дней. Для долгосрочной работы все равно нужно будет получать визу категории D – разрешение с целью трудоустройства. Конечно, может быть и так, что человек едет как турист и остается нелегальным мигрантом. Медиа нужно объяснять это, чтобы безвизовый режим не стал снова визовым.

Одно из требований ЕС – новый Трудовой кодекс. Не будет ли такого, что украинцы будут запрашивать статус беженца на основе трудовой дискриминации?

Трудовая дискриминация – недостаточное основание для получения статуса беженца. Нужно что-то более весомое.

Вы говорили о репутации Украины из-за разных проблем. А как влияют на ситуацию с безвизовым режимом медийные конфликты Яценюк-Барна или Саакашвили-Аваков?

Все это очень негативно влияет на ситуацию. В Брюсселе я заметила, что там очень внимательно следят за тем, что происходит в Украине. Они очень хорошо проинформированы. Все последние скандалы – показатель работы власти. ЕС оценивает не только какие-то определенные критерии, но и координацию действий украинских властей.

*

Top