Раздельный сбор отходов: существующие мощности по переработке вторсырья загружены в Украине на 30-50% (Инфографика)

Местные власти оказались не готовы с 1 января 2018 г. внедрить раздельный сбор мусора

С 1 января 2018 г. в Украине запрещено захоронение не переработанных (необработанных) бытовых отходов. Соответствующий пункт в ст. 32 Закона «Об отходах» был внесен парламентом еще более пяти лет тому назад – 2 октября 2012 г. Закон также предусматривает «содействие максимально возможной утилизации отходов путем прямого повторного или альтернативного использования ресурсно-ценных отходов».

Между тем украинские центральные и местные власти оказались практически не готовы к выполнению этого требования, которое к тому же оговорено и в соглашении об ассоциации с ЕС, в рамках которого Украина обязалась увеличивать объемы переработки отходов.

Всего, по данным Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины (Минрегион), в 2016 г. на разрешенных полигонах было сформировано 11 млн. тонн бытовых отходов, из которых только 5,93% перерабатывают и утилизируют. По оценке Минэкологии, лучше, но все равно плачевная, ситуация с переработкой промышленных отходов – обрабатывается около 30%. По различной информации, на разрешенных полигонах и стихийных свалках в Украине уже скопились миллиарды тонн отходов.

В то же время мощности промышленных предприятий, которые занимаются их переработкой на вторсырье для производителей конечной продукции или используют их в своем производственном цикле для выпуска той же конечной продукции, загружены слабо. Более того, как это не парадоксально, часть отходов для переработки во вторсырье Украина даже импортирует.

Ранее Hubs изучал инвестиционные проекты в сфере переработки и утилизации бытовых отходов – как отдельный мусороперерабатывающий бизнес. Сейчас мы проанализировали потенциальную потребность основных отраслей в отходах в зависимости от их вида: какие предприятия заинтересованы в отходах в качестве вторсырья и насколько они обеспечены ими.

Основные виды вторсырья

Далеко не все то, что мы выбрасываем в мусорное ведро, является безнадежным мусором. Есть много видов бытовых отходов, которые используются как вторсырье: макулатура, стеклянные и полимерные бутылки (ПЭТ и т.п.), алюминиевые и жестяные банки, пенопласт, картонная упаковка и др.

Макулатура:

Макулатура нужна практически каждому украинскому предприятию, которое производит бумагу и картон, а также – упаковку. Это основное сырье для картонно-бумажных предприятий (также см. ниже «Основные производители картона и бумаги в Украине»). К примеру, Киевский картонно-бумажный комбинат (КБК; г. Обухов) ежемесячно перерабатывает около 30 тыс. т макулатуры. При этом значительную часть вторсырья он ежемесячно покупает за рубежом. Всего же, по данным исследовательской компании Pro-Consulting, в 2016 г. предприятия отрасли импортировали из соседних стран (Румыния, Молдова и др.) около 350 тыс. т макулатуры при общей годовой переработке около 1,3 млн т. То есть, за счет импортного сырья обеспечивается примерно 27% производственных потребностей.

По словам исполнительного директора ассоциации «УкрПапір» Эдуарда Литвака, практически все предприятия отрасли в качестве основного волокнистого полуфабриката используют макулатуру. А 350 тыс. т в год – это дефицит макулатуры собственной заготовки в Украине. Импортируют ее в основном Киевский КБК и Рубежанский КБК.

«В Украине в год потребляется около 1,5 млн т картонно-бумажной продукции. При этом, отечественные предприятия производят около одного миллиона тонн различных видов бумаги, картона и изделий из них (в том числе 600 тыс. т упаковок для различной продукции и 150 тыс. т продукции санитарно-гигиенического назначения), из которых 500 тыс. т идет на внутренний рынок, столько же экспортируется», – озвучил он цифры для Hubs.

«Одновременно около миллиона тонн продукции завозится из-за пределов страны (это в основном та упаковка и продукция, которая у нас не производится или производится в недостаточном объеме). Из общего объема потребляемой внутренним рынком продукции отрасли регенерируется, или возвращается в качестве вторичного сырья, около 800 тыс. т, а потребность под установленные производственные мощности составляет около 1,2 млн тонн», рассказал исполнительный директор ассоциации.

Интересно, что и сама Украина экспортирует макулатуру. В отрасли говорят, что активность замечена в последние пару лет – после потери крупнейших рынков сбыта (России, Беларуси и Казахстана) бумажные комбинаты снизили закупочные цены на некоторые марки макулатуры, и ее стало выгоднее поставлять в Европу.  Однако, по данным ассоциации «УкрПапір», объемы экспорта макулатуры крайне незначительны и составляют до 10 тыс. т в год.

Стеклобой:

Стеклобой смешивают с песком, содой, известняком (шихтой) и варят в печах для изготовления новой продукции. Например, «Ветропак Гостомельский стеклозавод» (Киевская обл.) ежедневно засыпает 800 т битого стекла и столько же – шихты, производя из них до двух миллионов единиц стеклотары. Приблизительно столько же использует и «Малиновский стеклозавод» (Харьковская обл.). Но доля использования стеклобоя в соотношении с шихтой на украинских заводах ниже, чем в Европе, ее можно увеличить. Производители заинтересованы в этом. Во-первых, вторсырье дешевле, чем шихты. Во-вторых, например, увеличение доли стеклобоя на 10 п. п. позволяет уменьшить потребление газа при варке на 2%.

В Украине насчитывается 17 стеклозаводов (см. ниже «Основные производители стеклотары в Украине»). В основном они производят бутылки и банки. Реже посуду, строительное стекло, оптику… Ситуация на заводах кардинально отличается, но, как утверждают в профильной ассоциации «Стекло Украины», мощности загружены достаточно для того, чтобы обеспечить нынешние потребности рынка.

При этом, увеличить долю использования стеклобоя в производственном процессе, в ближайшей перспективе вряд ли получится. По оценкам отраслевых специалистов, якобы большинство стеклобоя, генерируемого на свалках, удается отсортировать для поставки на перерабатывающие предприятия. Большинство же стеклотары (после использования конечной продукции) в неповрежденном виде повторно используют производители напитков после соответствующей обработки. Но, переработчики стеклотары сомневаются в том, что производители напитков надлежащим образом обрабатывают стеклотару. Это, с одной стороны. С другой, – с учетом множества стихийных свалов, которых в Украине насчитываются тысячи, вызывает сомнения, что в местах захоронения остается только небольшой процент стеклобоя.   

Как бы там ни было, а суммарно заводы способны переработать 800 тыс. т стеклобоя. Но потребности эти закрыть не удается, ежегодно перерабатываются только 300 тыс. т. «В принципе, последние лет пять эта цифра неизменна (хотя события на Донбассе уменьшили объемы заготовки). Стеклоотходы в Украине собирают хорошо, на свалках остается только 5-8% стеклобоя, который невозможно забрать на перероботку. Есть компании, которые заготавливают стеклобой для стекольных заводов, такие, как днепровская «Утилита», они по максимуму обеспечивают нас сырьем. Но увеличить объемы заготовки они не могут. Часть стеклобоя даже импортируется, в прошлом году из Беларуси и Прибалтики его завезли около 50 тыс. т», – сообщил Hubs вице-президент «Стекла Украины» Владимир Цветов.

Кроме того, как утверждают переработчики, еще несколько лет назад рынок динамично развивался, сейчас же они испытывают трудности. В том числе из-за того, что после оккупации Крыма и начала боевых действий в зоне АТО у них возникли сложности с поставками основного сырья – кальцинированной соды и известняка.

«Соду мы везли из Крыма, теперь покупаем иностранную. Цена зависит от валютных колебаний, а необходимость делать предоплату увеличивает нормативы оборотных средств. Прекратив поставки известняка из рудника на территории Донецкой области, нам пришлось заключить договора с рудоуправлениями, расположенными в Западной Украине. Расстояние увеличилось, и доставка обходится нам значительно дороже. Но что важнее – этот вид известняка менее качественный для производства бесцветного стекла», – рассказал Hubs соучредитель «Малиновского стеклозавода» Павел Климец.

ПЭТ-бутылки:

ПЭТ-бутылки в Украине выпускают в основном сами же производители безалкогольных напитков и пива, для которых важна максимальная локализация составляющих производства. Правда, гранулят для выдувания пластиковых бутылок импортируется, говорят на заводе «Кока-Кола», расположенном под Киевом. Есть и заводы, которые специализируются только на производстве тары. В общей сложности в стране работает около 20 предприятий, перерабатывающих ПЭТ-тару. При этом производители загружены сырьем всего на 50-70%. «Украинская упаковочно-экологическая коалиция» прогнозировала ранее, что в 2017 г. рынок новой пластиковой упаковки составит 618 тыс. т, а вторсырья переработают 180 тыс. т при мощностях в 337 тыс. т. См. также ниже «Мощности по переработке вторсырья в Украине в 2017 г.»).

Органические отходы:

Органические отходы могут использоваться в качестве удобрений. В них заинтересованы агрокомпании. Процесс реализуется с помощью компостера – специального бака, в котором черви превращают отходы (очистки сырых овощей и фруктов, скорлупу сырых яиц, заварку от чая, остатки крупы и т.д.) в удобрение.

«В Европе преимущество отдают компостированию с помощью бескислородного, анаэробного сбраживания. Из биогаза, образовывающегося в результате сбраживания, можно генерировать электроэнергию», – говорит эколог МБО «Экология – Право – Человек» Алла Войциховская.

Специалисты программы Министерства экономики и финансов Франции проанализировали отходы на полигоне в Черкассах. Они выяснили, что, из почти 99 тыс. т отходов, 23% можно использовать как вторсырье, а 40% – это органика, из которой можно изготовить удобрения. Подобный бизнес не в новинку для Украины – например, с 2015 г. удобрения из отходов делает в Харьковской области компания «Эковтор».

А что делать с «хвостами»

Полностью все отходы использовать повторно невозможно, часть подлежит утилизации. Даже бытовой мусор перерабатывается не весь. Это фантики от конфет, упаковка для майонеза и кетчупа (нет производств, которые перерабатывали бы этот многослойный материал) и др.

По информации Минэкологии, в Украине действуют 22 сортировочные линии, на которых отбирают вторсырье. Они есть не только в столице в крупных облцентрах, но и в райцентрах. Еще несколько предприятий работают на полигонах, которые из отходов добывают биогаз. Но пока из бытового мусора сортируются лишь 5,6%. Как говорят на самих предприятиях, их мощности недозагружены из-за того, что люди все еще мало вовлечены в раздельный сбор. Например, «Обуховвторресурсы», как уверяет гендиректор Армен Полатьян, в месяц может перерабатывать до 30 тыс. т отходов, но реально перерабатывает только 8 тыс. т.

В отчете Минрегиона подсчитали, что за прошлый год из почти 30 тыс. населенных пунктов раздельный сбор мусора внедрили только в 575. Согласно Стратегии управления отходами до 2030 года, которую недавно утвердил Кабмин, к этому времени раздельный сбор мусора будет налажен в 5 тыс. населенных пунктов. А центров по сбору отходов будет насчитываться уже 250 (см. ниже «Планы правительства по внедрению раздельного сбора и переработке отходов (согласно Стратегии управления отходами до 2030 г.)»). Но будет ли красивая картинка чиновников соответствовать реальности? Ведь помимо стратегии и желания внедрить раздельный сбор, нужно еще и соответствующее нормативно-законодательной поле. А оно, по мнению специалистов, еще не сформировано для развития цивилизованного рынка.

Пробелы есть и в профильном законе «Про отходы». Два года не дождется рассмотрения законопроект №4028 «Об упаковке и отходах упаковки», предусмотревший расширенную ответственность самих производителей продукции в таре, которые в том числе были бы ответственны за ее раздельный сбор. «Производители закладывают в стоимость продукции цену за переработку и утилизацию своей упаковки. Производители и импортеры товаров в упаковке должны объединиться в одну или несколько неприбыльных организаций, в которую делают взносы. Орган местного самоуправления проводит конкурс и выбирает компанию, которая вывозит мусор. С победителями конкурса производители упаковки должны заключить договора и возмещать им стоимость за контейнеры, вывоз отходов с каждого контейнера, переработку и утилизацию упаковки», – объясняла в СМИ соавтор законопроекта, народный депутат Алена Бабак.

Сейчас ответственность за организацию раздельного сбора мусора законодательно возлагается на местные власти (а контролирует Минрегион). Но многие из муниципалитетов только сейчас вплотную взялись как-то решать этот вопрос. Пока они катастрофически отстают от сроков. Например, в Ивано-Франковском горсовете говорят, что готовят соответствующий документ о сортировке отходов в городе. И на обеспечение площадок, контейнеров и т.д. у них уйдет не менее полугода. И срок подкрался как-то незаметно, хоть соответствующая законодательная норма была заложена еще пять лет назад.

«Закон (изменения в закон об отходах относительно внедрения раздельного сбора с 1 января 2018 г. – Ред.) приняли, но нет ни времени на его внедрение, ни реальных механизмов реализации. Какой должен быть класс сортировки, и насколько отходы должны быть отсортированы, разъяснений пока тоже нет. Каждый город или поселок самостоятельно определяет, как он будет осуществлять сортировку», – цитируют местные СМИ директора департамента жилищной, коммунальной политики и благоустройства горсовета Михаила Смушака.

Как ранее комментировал говорил Hubs гендиректор ассоциации «Украинский экологический альянс» Олег Костюшко, в стране эксплуатируется около одного миллиона контейнеров, а для полноценного раздельного сбора их число нужно увеличить в два раза. «На каждые 400 контейнеров нужно добавить также еще один мусоровоз, и на каждые 15-16 тыс. контейнеров построить сортировочную линию, которая стоит $200-300 тыс.», – подсчитывал он.

Некоторые местные власти бросились покупать контейнеры и оборудование уже «под шапочный разбор». В г. Гайворон (Кировоградская обл.) запланировали в следующем году купить полсотни баков для раздельного сбора, также для их обслуживания приобрели новую машину. Луцкие власти хотят построить в следующем году мусоросортировочную линию, для чего проводят тендер.

Но в основном из-за собственной неготовности организовать сортировку отходов многие местные власти, как за соломинку, ухватились за идею сжечь их, построив для этого заводы. Ведь сейчас в стране действует в основном лишь устаревший столичный мусоросжигающий завод «Энергия» (филиал ПАО «Киевэнерго») годовой мощностью 250 тыс. т.

Инвесторы зачастили с визитами, предлагая свои проекты, часто – просто свою помощь в строительстве с привлечением кредитов своих стран. Но для того, чтобы инвестиции окупились, им не хватает соответствующего закона, который отнес бы бытовые отходы к альтернативным источникам энергии и продавать эту энергию они смогли бы по более высокому тарифу.

Попытки провести соответствующие проекты в парламенте уже имеют место. Например, законопроект №4835д «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стимулирования использования бытовых отходов как альтернативного источника энергии». Авторы законопроекта говорят о необходимости создать условия «для привлечения инвестиций в энергетическую отрасль и стимулирования производства электроэнергии и тепла путем утилизации бытовых отходов». Но это – очевидная угроза для экологии, и не соответствует директивам ЕС, где в приоритетах заложено предотвращение образования отходов и стимулирование их повторного использования.

Да и на самом-то деле отходы в умелых руках – это источник заработка. Некоторые местные общины уже сдают второтходы и тратят заработанное на строительство детских площадок и т.д. А предприятия, сортирующие отходы, организовывают производство топливных пеллет, гофрированных коробок.

*

Top