Решить проблему мусора может усиление финответственности производителей упаковки за ее переработку

Какой именно будет эта ответственность, - должны решить на законодательном уровне

Пожар на мусорной свалке в Грибовичах подо Львовом, который произошел летом этого года, не только привлек общественное внимание к проблеме обращения с бытовыми отходами, но и стал катализатором протестов жителей тех населенных пунктов, на чью территорию свозят мусор с крупных областных центров Украины для захоронения. К примеру, уже потребовали закрыть мусорные свалки возле их населенных пунктов жители поселка Подгорцы (Обуховский район) под Киевом, а также города Днепра. Местные власти этих городов признают, что лучшим решением в данной ситуации было бы строительство предприятий по утилизации (переработке) твердых бытовых отходов (основная часть которых приходится на упаковку. – Ред.). Но, как это часто бывает в Украине, денег на реализацию столь масштабных проектов сегодня нет, а инвесторы при существующих ценах за перевозку и захоронение мусора, которые есть в нашей стране, приходить пока не спешат.

Текущая ситуация

По данным Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ в Украине ежегодно поддаются захоронению 10 млн тонн бытовых отходов на более чем 6 тыс. полигонов. Для того, чтобы уменьшить количество несанкционированных свалок и свести захоронение бытовых отходов к минимуму, их, естественно, нужно сортировать, извлекая полезное вторсырье, и перерабатывать в альтернативные источники энергии.

Один из путей достижения этого – сжигание мусора. Но сегодня в Украине бытовые отходы сжигают только в Киеве на заводе «Энергия», который находится в собственности «Киевэнерго».

Второй же путь – это переработка бытовых отходов и получение органических удобрений или альтернативного топлива для цементных заводов. Но в этом случае все зависит от состава и количества бытовых отходов, которые формирует население на определенной территории.

«30 лет назад структура потребления человека радикально отличалась от того, что мы потребляем сейчас. Из-за изменения структуры потребления изменилась структура тех отходов, которые мы выбрасываем. Если в 80-х годах в отходах в основном была органика, то сейчас она составляет 40%. Все остальное – отходы упаковки или сама упаковка. А там есть полиэтилены, полимеры, которые разлагаются 300 лет, и пр.», —  объясняет, почему бытовые отходы нужно именно утилизировать, глава правления компании «Киевспецтранс» Андрей Грущинский.

В то же время он отмечает, что люди готовы платить только за то, чтобы отходы вывезли из-под дома, а что будет с ними дальше, никого не волнует.

Варианты выхода

Ирина Мирошник, председатель правления компании «Укрпластик» и президент Ассоциации гибкой упаковки, считает, что в стране необходимо создать эффективную систему раздельного сбора, сортировки и переработки отходов.

«Украинские законы должны стимулировать создание такой системы обращения с отходами, при которой будет реализована наибольшая глубина разделения отходов и их повторная переработка с минимальными затратами, потому что упаковка – это не отходы, а продукция. Если бы в Украине перерабатывалось хотя бы 50% отходов (а не 6%, как сейчас. – Ред.), то дополнительный доход от реализации вторсырья составил бы 3,3 млрд грн в год. Сегодня же мы эти деньги просто теряем», — говорит она.

Учитывая вышесказанное, Ассоциация гибкой упаковки вместе с другими отечественными производителями и импортерами товаров в упаковке предлагают на законодательном уровне ввести расширенную ответственность производителя за сбор и утилизацию отходов упаковки. Этот принцип возлагает на компании финансовую ответственность за сбор, транспортировку, переработку и утилизацию упаковки, таким образом стимулируя их применять экологические виды упаковки. «За свой мусор надо платить, тогда ты будешь заинтересован в том, чтобы его становилось меньше», — считает Мирошник.

По ее словам, в результате внедрения подобной модели в разных странах Европы перерабатывается от 70 до 90% отходов всей упаковки, которая попадает на рынок. Например, в Германии с целью вторичного использования перерабатываются около 85% отходов. В Швейцарии процент разделения и полной переработки отходов достигает 90%.

Из украинских примеров Мирошник привела свой завод «Укрпластик», на котором внедрен полный рециклинг. То есть перерабатывается вся гибкая упаковка, которую можно  регранулировать либо продать.

«Из полученного сырья можно производить пластиковую мебель, ручки, что угодно. К слову, такие вещи как раз и делают из вторсырья, а не из первичных полимеров», — рассказывает председатель правления «Укрпластик». По ее словам, в Украине эта система уже работает. Просто ее надо развивать, расширять и внедрять раздельный сбор мусора, в том числе и на уровне домашних хозяйств.

В то же время, по мнению Олега Костюшко, депутата Киевсовета и генерального директора Ассоциации «Украинский экологический альянс», в Украине пока нет экономических стимулов раздельного сбора мусора, так как то, что бросается в общий контейнер, имеет такую же цену перевозки, как то, что попадает в контейнер с раздельным мусором.

«Это должна быть разная цена. А пока все идет в один контейнер, в одну машину, в одно место захоронения, никто не имеет права требовать раздельного сбора мусора. Впрочем, даже когда перевозчики бытовых отходов пытаются внедрить раздельный сбор, то малообеспеченные люди крадут ПЕТ-бутылки, стеклотару, макулатуру, и там остается 90% неликвидного мусора», — подчеркивает Костюшко.

Кроме того, по его словам, для раздельного сбора мусора нужно увеличить количество мусорных контейнеров. «Сейчас в стране эксплуатируется около 1 млн контейнеров. А для того, чтобы мы сказали, что у нас раздельный сбор мусора, нужно к каждому существующему контейнеру поставить еще один, то есть купить еще 1 млн контейнеров. То, что называется «контейнером», стоит 3–4 тыс. грн. На каждые 400 контейнеров нужно добавить также еще один мусоровоз, и на каждые 15-16 тыс. контейнеров построить сортировочную линию, которая стоит $200-300 тыс.», — описывает проблему Костюшко.

Таким образом, по словам гендиректора «Укрэкоальянса», сумма инвестиций для внедрения раздельного сбора мусора составляет десятки миллиардов гривен, и они могут появиться только в результате увеличения тарифа на перевозку, переработку и захоронение.

Денежный вопрос

Согласно данным Минрегиона, в Украине средний тариф на перевозку тонны бытовых отходов сегодня составляет 12 грн, в том числе 3,5 грн – стоимость тонны захоронения. Поэтому те, кто готов инвестировать деньги в переработку, едины в том, что стоимость захоронения бытовых отходов должна быть выше стоимости переработки.

В частности, Костюшко уверен, что для того, чтобы бытовые отходы перерабатывали, стоимость захоронения или экологический налог нужно увеличить как минимум в 10 раз.

«То, что называется полноценным мусороперерабатывающим заводом, стоит €200-250 млн для переработки 300 тыс. тонн в год. Если, например, платить за тонну переработки сегодняшнюю стоимость тонны захоронения, то эти инвеcтиции окупятся через 75 лет. А сейчас тариф на услуги по перевозке и захоронению бытовых отходов остается на уровне 2010-2011 годов», — констатировал он.

Что касается принципа расширенной ответственности производителя, то гендиректор «Украинского экологического альянса» уверен, что он может работать только тогда, когда производители тары и упаковки будут платить деньги исключительно за то вторсырье, которое не попало на полигоны для захоронения. То есть за то вторсырье, которое перевозчики отходов собрали, отсортировали и отгрузили на перерабатывающее предприятие.

«Производители тары и упаковки выпустили на рынок определенный объем товаров, а отходы они должны собрать или оплатить услугу тому, кто их собрал и привез на переработку. Принцип простой: загрязнитель платит», — объясняет Костюшко.

Убедить инвесторов вкладывать в инфраструктуру по переработке бытовых отходов могут, конечно же, и экономические стимулы со стороны органов центральной власти и местного самоуправления. Так, глава «Киевспецтранса» Андрей Грущинский считает, что одним из вариантов привлечения инвестиций в переработку бытовых отходов могли бы стать изменения в Налоговый кодекс, а также в законы о жилищно-коммунальных услугах и отходах, которые регулировали бы вопрос поступления платы за услуги по переработке бытовых отходов от производителей тары и упаковки непосредственно в бюджет. Оттуда эти деньги в виде субвенции могли бы уже распределяться между местными бюджетами пропорционально количеству населения и выделяться инвесторам. Но для того, чтобы эти целевые деньги получить, последний должен будет построить предприятие по переработке и предоставить эти услуги населению.

К слову, Львовская облгосадминистрация уже выделила три земельных участка в Яворивском, Николаевском и Дрогобицком районах для строительства мусороперерабатывающих предприятий. Конкурс среди инвесторов планируют объявить до 10 декабря этого года.

«Производители тары и упаковки хотят платить только за переработку своих отходов. Процедура же расширенной ответственности, которая предусматривает плату налога в бюджет, дает им возможность  самостоятельно отбирать, сортировать, утилизировать свои отходы и на это количество не платить налог», — считает Грущинский.

Эксперт также посчитал, что если упомянутые им изменения в законодательство будут приняты, то стоимость тары и упаковки у производителей вырастет в среднем на 10-15 копеек.

P.S. Отметим, что пока готовилась статья, Минприроды вынесло на общественное обсуждение проект Национальной стратегии обращения с отходами, которая до конца 2016 года должна быть утверждена на заседании Кабинета министров. Hubs планирует проанализировать ее уже в ближайшее время.
cxema_musor

*

Top