Мусороперерабатывающий бизнес нуждается в принятии экономически обоснованных тарифов
Интерес бизнеса к сортировке, переработке и утилизации твердых бытовых отходов в последний год в Украине существенно возрос. Если в странах Европы этот рынок уже сформирован и основные игроки свои позиции укрепили прочно, то в Украине он находится в зачаточном состоянии. Кто готов занять свободные ниши в экологическом бизнесе, сколько инвестиций необходимо для входа и что нужно сделать со стороны органов власти? Hubs начинает цикл публикаций о том, как работает бизнес в сфере обращения с отходами.
В данной статье мы собрали информацию об общей ситуации в сегменте рынка твердых бытовых отходов, ТБО (не путать с рынком промышленных отходов, где действуют немного другие правила). А также – о том, кто и какие инвестиционные проекты планирует реализовывать в одной из самых проблемных сфер: переработке и утилизации.
Нужна стратегия
На пресс-конференции, посвященной 100 дням работы, министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак сообщил о планах создать стратегию обращения с отходами (для решения проблемы с переработкой и утилизации мусора) и новый закон об отходах. Внедрение стратегии, по прогнозам Минприроды, должно максимально заменить свалки (полигоны) на современные мусороперерабатывающие предприятия, которые комплексно обеспечат сортировку отходов, производство тепловой или электрической энергии, сырья для промпроизводств и экологически безопасное захоронение незначительных остатков отходов на полигонах с современным оборудованием.
В последнее время много говорится об этой проблеме: и в связи с возникновением частых пожаров на свалках, и в связи с неурегулированным законодательством в этой отрасли. Катализатором разговоров стал пожар на Грибовицкой свалке подо Львовом.
Согласно официальным данным Минрегиона (по закону об отходах, обращение с бытовыми отходами – это коммунальная услуга и сфера компетенции этого министерства), в 2015 г. в Украине сформировано 48 млн куб. м бытовых отходов, из которых только 5,93% перерабатывают и утилизируют. См. ниже инфографику «Динамика объемов обращения с твердыми бытовыми отходами в Украине, млн куб. м».
Каждый четвертый полигон бытовых отходов не соответствует нормам экологической безопасности, а каждый шестой переполнен. Общее число полигонов в Украине составляет 6000, площадь — 9 тыс. га. Это учтенные свалки (разрешенные местными властями), часть из которых – 69% –паспортизирована (обустроена в соответствии с санитарными нормами), часть – 31% – просто разрешенные свалки. Кроме этого, по данным Минрегиона, ежегодно в Украине обнаруживается около 28 тыс. несанкционированных свалок площадью свыше 1 тыс. га. Сколько на них складируется мусора (помимо 48 млн куб. м), можно только догадываться.
Поскольку перевозка и захоронение бытовых отходов – коммунальная услуга, то все полигоны и свалки, куда свозят мусор (как коммунальные, так и частные компании), находятся на балансе коммунальных предприятий органов местного самоуправления. Эксплуатировать и содержать полигоны в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и техническими нормами дорого для местных бюджетов, поэтому привлечение бизнеса в эту отрасль – уже необходимость, без которой нас ждут техногенные катастрофы.
Один из ключевых вопросов реформирования индустрии – как правильно выстроить компромиссное для всех и прозрачное движение денег во всей технологической цепи обращения с ТБО: от потребителя (заказчик услуг) до переработки и захоронения мусора (выгодный бизнес). См. «Объемы захоронения бытовых отходов на полигонах в Украине в 2015 г.» и «Объемы переработки и/или утилизации бытовых отходов в Украине в 2015 г.».
Бесправный рынок
Бизнес на бытовых отходах условно разделяют в привязке к технологическому циклу их обработки на услуги по перевозке, услуги по сортировке, услуги по переработке и услуги по захоронению (см. «Структура рынка твердых бытовых отходов (ТБО) в Украине»).
В Украине более-менее функционирует сегмент рынка, связанный с перевозкой бытовых отходов. Сортировка и переработка мусора законодательно вообще не урегулированы, рынка практически нет.
Согласно данным Минрегиона, в Украине услуги по перевозке бытовых отходов предоставляют 1125 предприятий. 75% из них находятся в коммунальной собственности, 25% – в частной. Объем реализации услуг – свыше 1,8 млрд грн в год. Наиболее крупные игроки по перевозке – компании с иностранным капиталом, которые работают в областных центрах или городах областного значения. В городах до 100 тыс. населения перевозка мусора – это, как правило, бизнес, «близкий» к руководству города или к местным депутатам.
Со сменой власти зачастую меняются и перевозчики. Здесь все понятно – тарифы на перевозку ТБО устанавливают местные советы. В этот тариф условно включают и стоимость захоронения отходов. Захоронение – одна из конечных стадий обращения с мусором после его сортировки или переработки (см. «Терминология»), однако в условиях Украины – это, зачастую, просто сваливание мусора на полигонах без соответствующей подготовки. Эти тарифы включают примерно с рентабельностью 5%. Дополнительно такие компании, через связанные лица, неофициально зарабатывают на сортировке и продаже вторсырья.
Терминология
Действующее законодательство разделяет виды хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами на: — услуги по перевозке ТБО – сбор и перевозка отходов, которые формирует население; мэрия города или поселка утверждает тариф на перевозку и заключает договора с частными или коммунальными предприятиями на предоставление услуги; — сортировка ТБО – подготовка бытовых отходов к утилизации или переработке путем их разделения по техническим и физико-химическим показателям. Бизнес инвестирует в мусоросортировочные линии, где перед захоронением на полигоне бытовые отходы сортируют и продают как сырье для производства. По данным Минрегиона на 2015 г., таких линий работает 20; — утилизация ТБО – использование отходов как вторсырье или для производства альтернативных источников энергии; — переработка ТБО – изменения физических, химических или биологических свойств мусора для реализации его как вторсырья или производства энергии, органических удобрений; — захоронение ТБО – размещение переработанного (отсортированного) мусора на полигонах таким образом, чтобы влияние на окружающую среду было минимальным. |
О тарифах местных властей на захоронение мы говорим условно, поскольку согласно законодательству, с одной стороны, они должны регулироваться Национальной комиссией по государственному регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). С другой, – НКРЭКУ сейчас не устанавливает эти тарифы из-за противоречий в законодательстве. Поэтому местные власти и «прячут» тарифы на захоронение в тарифах на перевозку. Иначе рынок бы просто остановился.
Напомним, что сейчас переработка и захоронение бытовых отходов регулируется законом о естественных монополиях и принадлежит к видам хозяйственной деятельности на смежных рынках, а тарифы должны утверждаться НКРЭКУ. Подобные изменения в профильное законодательство были внесены в 2012 г. так называемым законом экс-регионалов, а ныне нардепов от «Оппозиционного блока» – Юлии Левочкиной и Юрия Мирошниченко. До этого тарифы устанавливали местные власти.
Фактически «папередники» заложили противоречия, из-за которых на сегодня операции по переработке и захоронению осуществляются вне регуляторного поля, что также дополнительно сдерживает инвестирование в эту сферу деятельности. В законодательстве предусмотрено, что НКРЭКУ тарифы устанавливает только своим лицензиатам, но по Закону «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» переработка бытовых отходов не принадлежит к лицензионным видам деятельности (лицензируется только обращение с опасными отходами – в основном это касается промотходов). Поэтому нет лицензии, нет тарифа, нет рынка, но есть экологическая проблема и пожары на свалках.
В 2016 г. была попытка урегулировать проблему новым законом о НКРЭКУ. Правительственным законопроектом (еще при Арсении Яценюке) предлагалось оставить утверждение тарифа за Нацкомиссией. А депутатским – вынести вопросы тарифа на переработку мусора из-под сферы влияния НКРЭКУ и передать эти полномочия местным советам на волне децентрализации. Депутатский законопроект прошел первое чтение в сессионном зале, но 14 июля депутаты отправили его на повторное второе чтение.
Александр Игнатенко, президент Экологической рециклинговой ассоциации Украины (до недавнего времени директор департамента по вопросам благоустройства Минрегиона), выделяет две основные проблемы отрасли – это отсутствие законодательного регулирования переработки отходов и отсутствие гарантий возврата инвестиций. «Вопрос тарифов в условиях децентрализации должен регулироваться органами местного самоуправления, а на вывоз мусора каждый населенный пункт должен проводить конкурс для определения самой низкой цены. Тариф на переработку бытовых отходов — гарантия возврата инвестиций. Лицензировать этот вид деятельности не нужно».
Кроме того, в Верховной Раде зарегистрирован ряд законопроектов (4836, 4837, 4838 и др.), которые определенным образом могут урегулировать те или иные аспекты развития рынка.
Поэтому, очевидно, что анонсированная Минэкологии стратегия должна учесть все прошлые ошибки, чтобы принятие нового законодательства не добавило новых проблем и действительно способствовала развитию рынка и решению экологических проблем, возникающих при обращении с отходами. Здесь главное не только то, кто будет устанавливать тарифы, но и их размер — будут ли они обеспечивать прибыль переработчикам мусора. Другими словами: за экологическую безопасность надо платить потребителям (тем, кто создает мусор). Даже если на этом кто-то впоследствии и зарабатывает.
Проекты по переработке и утилизации ТБО
Представители бизнеса, с которыми общался Hubs, рассчитывают, что государство сможет обеспечить официальные условия работы для игроков рынка с точки зрения экономически обоснованного тарифообразования. Они утверждают, что в таких условиях привлечение инвестиций в индустрию – это лишь вопрос времени. Более того, несмотря (или даже вопреки) на отсутствие правил игры, в Украине растет интерес к вложению денег в мусороперерабатывающий бизнес.
Большинство из таких проектов находятся на этапе реализации. Hubs собрал информацию о них. Предоставляем актуальную информацию в индустрии по состоянию на начало августа – см. «Предприятия по переработке и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) в Украине и инвестиционные проекты/намерения по их строительству». Некоторые из этих проектов только условно относятся к переработке мусора. Например, процессы получения электроэнергии при дегазации полигонов бытовых отходов регулируются в рамках энергетического законодательства. Кстати, эти проекты опровергают стереотип о том, что в завод переработке мусора надо вкладывать около $200 млн.
Украинско-немецкая компания «УкрЭко-Индастри» в 2012-2013 гг. построила в Ровенской области мусороперерабатывающий завод под потребность завода «Волынь-Цемент» в альтернативном топливе «флафф» для уменьшения себестоимости производства цемента. Меньшую часть отходов мусороперерабатывающий завод превращает во вторсырье. В 2013 г., проработав несколько месяцев, предприятие было остановлено. Завод частично заработал только в конце 2015 г. На нем пока в основном сортируют мусор – из-за неурегулированной ситуации с тарифами.
«Мусороперерабатывающие заводы из-за дорогой себестоимости переработки могут работать только при четко регулируемых со стороны государства правилах, – уверяет директор компании-инвестора Сергей Естремский. – Инвестиции в строительство завода составили 7 млн EUR. Сортировка и переработка мусора на заводе позволила уменьшить нагрузку на городской полигон на 50%».
По его мнению, хозяйственная деятельность в сфере переработки мусора должна регулироваться центральным органом власти: «Тариф на переработку должен быть выше тарифа на захоронение мусора, чтобы инвестору было выгодно вкладывать деньги и быть уверенным в возврате инвестиций. Средний рентабельный тариф на переработку мусора составляет для Украины 15 EUR за тонну».
Международная австрийская компания «АВЭ Умвельт Украина» (занимается вывозом мусора в западном регионе Украины) планирует инвестировать в строительство мусороперерабатывающего завода в Закарпатской области. «Мы сейчас определяем месторасположение такого завода, проводим общественные слушанья, чешские специалисты определили химический состав мусора. По предварительным оценкам, сумма инвестиций составит 10 млн EUR. Срок окупаемости 7-8 лет. Проведя анализ состава отходов в регионе, мусор планируем перерабатывать в органические удобрения, а также путем дегазации полигона получать альтернативные источники энергии», – рассказывает Николай Бутенко, исполнительный директор компании «АВЭ Украина».
Собеседник считает, что государство также должно инвестировать в строительство заводов по переработке бытовых отходов, например, за счет экологического налога (с 2015 г., согласно Бюджетному кодексу, 80% этого налога передано в местные бюджеты).
В г. Городенка Ивано-Франковской обл. бытовые отходы будут перерабатывать в дизельное топливо. Городской совет в июле 2016 г. выделил для строительства мусороперерабатывающего предприятия 2 га земли. Александра Тарновская, директор компании «Инвест Финанс Компани», которая представляет интересы инвестора, говорит, что сумма инвестиций составит 5,2 млн EUR. По оптимистическим прогнозам завод запустят в работу весной 2017 г. Период окупаемости инвестиций — 2,5 года. «Мы сразу получили поддержку местной власти и их готовность помогать в реализации проекта. В сутки планируется получать 500 литров дизеля, топливо будет реализовываться по «зеленому тарифу». Ценообразование на переработку отходов может быть свободным, но государство должно регулировать рамки этого ценообразования», – подчеркивает Тарновская.
В г. Богодухов Харьковской обл. в нынешнем году ввели в эксплуатацию новый полигон, на котором будут сортировать и перерабатывать бытовые отходы в гумус. Проект профинансирован за счет бюджета Харьковской области. Областному бюджету это обошлось в 80,95 млн грн. Технологией по переработке мусора в органическое удобрение гумус путем биоремедиации владеет компания «Эковтор», которая также выполняла все строительные работы.
По словам Александра Биленка, совладельца компании «Эковтор», сортировать мусор для переработки будут по кластерному принципу: «В сутки планируем сортировать от 200 до 1500 куб. м отходов. Полигон передан на баланс городскому коммунальному предприятию города. Мы, как компания, по договору государственно-частного партнерства будем сортировать мусор и до 90% органических отходов перерабатывать».
«Переработка мусора – дорогое удовольствие, – уверяет Биленко. – Средний тариф на переработку мусора в Европе 24 EUR за 1 куб. м. Вопрос тарифа на переработку должен быть урегулирован на законодательном уровне». В планах компании — построить такой же полигон и в Херсонской области за счет бюджетных средств (экологического налога).
Полигоны, срок эксплуатации которых истекает, пожароопасные из-за формирования опасных газов (в частности, метана). Дегазация полигонов бытовых отходов и получение электроэнергии – один из способов предотвратить возгорание мусора. Биогазовые установки установили на свалках бытовых отходов в Житомире, Николаеве, Борисполе, Броварах и в Обуховском районе Киевской обл. Инвестирует в этот вид бизнеса компания «ЛНК», учредителями которой являются компании с пропиской в США.
В 2013 г. в рамках Национального проекта «Чистый город» было запланировано построить предприятия по переработке твердых бытовых отходов в 10 городах Украины (Киев, Харьков, Тернополь, Винница, Черновцы, Хмельницкий, Сумы, Кировоград, Днепропетровск и Полтава). Но это так и осталось планами. В 2014 г. Нацагентство по вопросам инвестиций было ликвидировано.
Также в ряде регионов в 2015-2016 гг. местные власти подписали меморандумы с потенциальными зарубежными инвесторами о намерениях по строительству мусороперерабатывающих заводов. Поэтому сейчас очень важно оперативно и качественно утвердить вменяемые правила игры на рынке. Hubs намерен отслеживать этот процесс в следующих публикациях.
Автор: Игорь Дивчур