Часть 2. Участники процесса запутались в показаниях: на кону экономический ущерб
Информация Hubs о том, что турецкая компания ONUR обращалась в технадзор с просьбой разрешить использовать кварцитовый щебень при реконструкции международной дороги M-03, подтвердилась. Такой вывод следует из ответа «Укравтодора» на запрос Hubs (см. сканы документов по ходу статьи).
Мы уже писали о том, что по техническим параметрам использование кварцитового щебня при обустройстве основы может негативно повлиять на качество международной дороги. И, одновременно с этим, создает предпосылки для возможных манипуляций с ценами на материалы и себестоимостью строительства. Что в свете коррупционного скандала с экс-директором «Укравтодора» Славомиром Новаком, при котором турецкая ONUR выиграла тендер Мирового банка на реконструкцию и строительство ряда участков M-03, может привлечь внимание уже правоохранительных органов.
Новое слово в кубизме
Напомним, в первой части расследования Hubs, ссылаясь на источник в Укравтодоре, опубликовал информацию о том, что украинское подразделение турецкой компании ONUR может сэкономить на материалах при строительстве международной дороги государственного значения в Полтавской области. Сэкономить – в ущерб качеству. Согласно полученным данным, на одном из участков дороги M-03, которая ремонтируется за заемные деньги МБРР, компания «Онур Конструкцион Интернешнл» использует кварцитовый щебень вместо гранитного.
Применение кварцитового щебня разрешено профильными ДСТУ. И его действительно используют при строительстве дорог регионального значения. Как утверждают эксперты, для обустройства международных дорог государственного значения применяют более качественный кубовидный гранитный щебень.
Кварцит стоит дешевле, но по ряду технических параметров уступает граниту – образует больше пустот, дорога с его использованием менее морозоустойчива. Его основной минус – высокая доля содержания зерен пластинчатой (лещадной) и игольчатой формы, так называемая лещадность. У кубовидного щебня лещадность намного ниже. Как пишут эксперты, повышенное содержание зерен лещадной формы негативно влияет на плотность смесей – они плохо укладываются, что приводит к образованию пустот, которые разрушаются в процессе замораживания-оттаивания. Поэтому если использовать для устройства основы полотна щебне-песочную смесь (ЩПС) из кварцита, то высока вероятность того, что такая автодорога быстро придет в негодность.
При этом, как утверждал источник, якобы в проектной документации на участки автодороги М-03, ремонтируемых в рамках программы сотрудничества Укравтодора с МБРР, указано, что ЩПС должна быть использована на основе кубовидного гранитного щебня. Соответственно ONUR вероятно не мог самостоятельно, без получения разрешений, обустроить дорогу кварцитовым щебнем. Поэтому компания обратилась за согласованием к Инженеру технического надзора – компании, которая по контракту осуществляет технадзор – «Эжис Украина». Это подразделение крупной международной инжиниринговой группы Egis (Франция).
А также – в «ГосдорНИИ» (ДП «ДерждорНДІ»), главное научно-исследовательское учреждение Украины по вопросам строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и транспортных сооружений.
Мы обратились с запросами во все инстанции-участники процесса, в том числе в Укравтодор. Редакция просила дать информацию о всех изменениях относительно использования щебня, и, что важно, мы попросили предоставить копии проектной и тендерной документации.
Ответы без привета
Как уже писал Hubs, компания «Эжис Украина» сходу отказала в предоставлении информации, ссылаясь на наличие в контракте пункта о конфиденциальности.
Турецкий ONUR тоже как воды в рот набрал. Что и не удивительно. Для этой «международной» компании, которая де-факто питается с украинского бюджета, непрозрачность отношений с общественностью, похоже, основа выживания.
ГосдорНИИ подтвердил факт обращения ONUR. Однако, после нашей публикации разразился истерическим сообщением у себя на сайте о том, что журналисты все перекрутили (об этом позже).
Разработчик проектной документации – ГП «Укрдипродор» – нарушил законодательство, проигнорировав запрос журналистов. На наш невинный вопрос уточнить, когда госпредприятие предоставит копию проектной документации, первый заместитель директора Леонид Рыбицкий откровенно нахамил. По его мнению, мы «оббріхали… сусідній інститут». Вероятно, он имел в виду «ГосдорНИИ», которому не понравилась наша публикация. По словам Леонида Рыбицкого, мол, «Укрдипродор» не хочет, чтобы его так же само «обливали брудом». Как бы там ни было, данное государственное предприятие в нарушение законодательства уже месяц скрывает от журналистов важную общественную информацию.
Нарушило все законодательные нормы по срокам ответов и Мининфраструктуры. Хотя условно-досрочно в актив министерства можно зачислить ответ «Укравтодора» (все равно министерство наши вопросы спихнуло на подконтрольное ведомство).
Сразу обратим внимание на один из ключевых нюансов – никто из вышеперечисленных субъектов, в том числе и Укравтодор, так и не предоставил копию проектной или тендерной документации.
Укравтодор, жги!
«Укравтодор» в ответе Hubs решил сделать из предоставленной нам информации вывод – мол, данные журналистов не соответствует действительности (см. также ниже документ).
«…Предложенный Подрядчиком (ONUR – Ред.) и утвержденный Инженером (Эжис – Ред.) состав ЩПС С-7 соответствует требованиям действующих нормативных документов, проектной и контрактной документации и его применение не требует внесения каких-либо изменений в проект. Таким образом, утверждение издания «Hubs» относительно факта замены гранитного щебня на кварцитовый в составе ЩПС в ходе выполнения Контракта не соответствует действительности», – пишет в своем письме «Укравтодор».
Одновременно с этим Укравтодор подтверждает нашу информацию о том, что Egis International (связана с «Эжис Украина») в ходе технического надзора, по обращению ONUR, одобрил использование кварцитового щебня. Произошло это еще 5 мая 2020 года в ответ на письмо ONUR к «Эжису» от 27 мая нынешнего года.
«Инженер, рассмотрев представленные документы, а именно: сертификат соответствия №UA.ХОДС.07.0649-19 от 05.12.2019, специальное разрешение от 29.07.1997 № 1012, паспорт радиационного контроля, заключение ГП «ГосдорНИИ» (прилагается), а также результаты лабораторных испытаний, выполненных Подрядчиком в присутствии инженера, своим письмом от 05.05.2020 № Lot 3.2, 3.3, 3.5 LHAS-20_0221 (копия прилагается) согласовал данную смесь», – пишет Укравтодор.
По информации Укравтодора, в проектной документации и контракте (которые скрывают от общественности) определены требования к конечной смеси (ЩПС) в соответствии с профильными ДСТУ, а не к конкретной породе каменного заполнителя. Поэтому, мол, ЩПС С-7 из кварцита, которую укладывает ONUR соответствует всем нормативам.
Но вся эта заботливо выстроенная картина легализации кварцитового щебня рассыпается при внимательном осмотре документов, которые Укравтодор приложил к своему письму в качестве подтверждений.
Во-первых, зачем в 2020 году согласовывать с «Эжис» использование смеси из кварцитового щебня, если все требования уже описаны в контракте, который ONUR выиграл еще в 2018 году (общая сумма контракта $175 млн)? А проектно-сметная документация на различные участки дороги М-03 была разработана «Укрдипродором» и утверждена Кабмином еще в 2013-2018 гг.
Поясним. В ДСТУ Б В.2.7-30:2013, на который в том числе ссылаются Укравтодор и ГосдорНИИ, указано, что для обустройства основ на автодорогах I-й категории (М-03 именно такая) можно использовать щебень, лещадность которого не превышает 35% (содержание лещадных и игольчатых зерен). У гранита лещадность варьируется от 10% до 25%. У железистых кварцитов он может достигать 60%. Из-за этого его минуса его не используют при укладке международных дорог. И продается он на рынке дешевле гранита в среднем на 100-200 грн. за 1 т (на сопоставимые фракции).
А что, если некий кварцит с некоего месторождения по результатам каких-то испытаний впритык втиснется в норматив 35%? Тогда формальности соблюдены. И если не разбираться в нюансах этого процесса (о нем ниже), то можно легализовать для использования не самую кондиционную продукцию. И может именно поэтому у ONUR возникла необходимость согласования с «Эжис» кварцитового щебня?
Отдельный вопрос, почему в упомянутый ДСТУ, который как раз и разработан ГосдорНИИ, для дорог I-й категории разрешили использовать щебень со столь высоким показателем лещадности. Весьма сомнительная экономика получается, если посмотреть на результат на украинских автодорогах. В мировой практике допустимая норма как раз 25%.
Во-вторых, письмо—разрешение «Эжис» (Egis International) и вовсе вызывает смешанные чувства относительно качества технического надзора за сотнями миллионов долларов США, выделенных МБРР.
Итак, инженер пишет подрядчику дословно: «Розглянувши надані документи на гранітний кар’єр Горішньо Плавнинського і Лавриківського родовища ТОВ «Геомакс»… і протоколи випробувань на щебенево-піщану суміш С-7, Інженер дає своє схвалення на використання даної суміші для влаштування основ з холодних сумішей відповідно до вимог ДСТУ Б В.2.7-30:2013».
Обратите внимание, «Эжис» дал разрешение на использование материалов именно гранитного карьера, а не железистых кварцитов. А если быть точнее – не существующих в природе материалов. Так как на указанных месторождениях добывают именно железистые кварциты, а не гранит. Очень напоминает известную миниатюру про «запуск дурочки»: «Где наши насосы? – Как где, мы вам колеса уже выслали».
Более того, владеет спецразрешением на разработку данного месторождения ЧАО «Полтавский ГОК», а не ООО «Геомакс», который поставляет ONUR щебень.
Далее. Как сказано в письме, «Эжис» ограничился простым рассмотрением протоколов испытаний смеси. Хотя, «Укравтодор» в ответе (см. выше) утверждает, что испытания были проведены якобы в присутствии инженера. Так как они были проведены в самом деле?
Нам не предоставили копии проектов, тендеров, контрактов, но на практике в таких случаях Инженера обязывают контрактом самостоятельно провести дополнительные независимые тестирования материалов, а не просто верить «бумаге» подрядчика. Более того, на практике инженер и вовсе должен иметь собственную сертифицированную лабораторию, а не отдавать испытания на аутсорсинг.
В этом вся суть технического надзора, а не в слепой вере в непогрешимость исполнителя. Здесь же и вовсе речь идет о крупной международной французской компании «Эжис» с репутацией и о сотнях миллионов долларов, одолженных МБРР под проценты государству Украина на правительственном уровне.
А теперь, в-третьих, самое необыкновенное в данной истории – письмо ГП «ГосдорНИИ» (ДерждорНДІ) в адрес ONUR.
6 августа 2020 года ONUR пишет «Эжису» еще одно письмо, в котором ссылается на разъяснение ГосдорНИИ относительно использования кварцитов в ЩПС С-7 производства фирмы «Геомакс». В приложении к нему приводится ответ ГосдорНИИ на запрос ONUR (от 30.07.2020 г.), который тоже датирован 6 августа 2020 года. В частности, НИИ пишет турецкой компании, что «проанализировав представленные результаты испытания ЩПС С-7…. считаем, что данная смесь может быть использована для производства смесей…, поскольку… составляющие смеси (соответствуют)… ДСТУ».
Помните, «Укравтодор» в ответе Hubs (см. выше) написал, что «Эжис» согласовал использование кварцитов, в том числе рассмотрев заключение ГП «ГосдорНИИ»? Только вот неувязка – «Эжис» дал добро ONUR 5 мая, за ТРИ месяца до появления заключения НИИ.
Что это? Чья-то служебная халатность? Или служебный подлог? И зачем вообще Укравтодор так откровенно врет журналистам? Ведь, подобная свободная трактовка обращения с официальной документацией может послужить поводом для целого уголовного производства согласно УК Украины.
Получается, заключение НИИ делали задним числом? Но зачем вообще понадобилось это письмо от ГосдорНИИ? Инженер не умеет читать ДСТУ? Тогда зачем такой инженер?
Кстати, этот ляп чиновников, поясняет почему ГосдорНИИ разразился истеричным сообщением с обвинениями в манипуляции в адрес Hubs. Ранее мы опубликовали ответ госпредприятия на наш запрос под заголовком «ГосдорНИИ без испытаний разрешил ONUR заменить стройматериалы при реконструкции автодороги».
Тогда ГП написало Hubs, что «…обращение Представительства «ОНУР… относительно возможности использования щебне-песчаной смеси типа С7 из железистых кварцитов… было обработано специалистами ГП «ГосдорНИИ» и предоставлен ответ о возможности использования указанных материалов в случае соответствия их свойств требованиям ДСТУ-Н Б В.2.3-39:2016…, ДСТУ Б В.2.7-30:2013… та СОУ 45.2-00018112-061:2011… Сами испытания щебневых материалов из железистых кварцитов за этим обращением нами не выполнялись».
ГосдорНИИ в нашем тезисе в статье смутило слово «разрешил». Цитата из их обвинительной речи: «ГосдорНИИ» не имеет полномочий относительно выдачи каких-либо разрешений…».
А мы и не писали о «выдаче разрешений». Расцениваем, что манипуляциями занимаются как раз в ГосдорНИИ. И вот почему.
Оцените игру слов. Нам госпредприятие пишет о возможности использования кварцитов: «в случае соответствия их свойств… ДСТУ». А в адрес ONUR пишет вот так: «смесь может быть использована… составляющие смеси соответствуют ДСТУ». То есть, таки да – документ с названием «разрешение» не выдавал, но фактически использовать лещадный кварцитовый щебень одобрил, разрешил.
Создается впечатление, что подконтрольное Укравтодору госпредприятие просто не хочет быть привязанным к этой истории как участник процесса. Как говорят у нас «трошки беременный».
Но любопытно даже не это. ГосдорНИИ в гневном посте о журналистах раскрыл подковерные игры триады автодорожников: «Лабораторные испытания этих местных материалов силами нашего Института не выполнялись, поскольку соответствующих обращений от Подрядчика, Заказчика или Инженера—консультанта к нам не поступало». А и правда зачем французской компании заниматься такими мелочами, просить провести испытания? Ведь другая международная компания, пусть она и исполнитель, уже предоставила протоколы испытаний. Конфликт интересов? Не слыхали.
Цены и следствия
Есть еще один важный вопрос – зачем ONUR понадобилось вляпаться в эту запутанную историю для получения разрешений на использование менее качественного кварцита? Ведь, пусть он и стоит дешевле – тогда и общая смета будет ниже. В чем тут профит?
Здесь необходимо понимать, что приобретение кварцита указанных месторождений в Полтавской обл. (владелец Полтавский ГОК) ONUR проводит путем покупки щебне-песчаной смеси С-7 у ООО «Геомакс». Протоколы испытания этой смеси, сделанные ONUR, как раз и одобряли «Эжис» с «ГосдорНИИ». Фирма «Геомакс» на своем сайте сообщает, что производит щебневую продукцию в Горишних Плавнях на территории Полтавского ГОК. Ну, то есть, фирму можно назвать производителем, а можно и посредником. Хотя формальности соблюдены – ведь поставляет то «Геомакс» не щебенку Полтавского ГОК, а цельную ЩПС (см. ниже документы).
Впрочем, в прошлой публикации мы писали, что местные активисты зафиксировали перемещения именно кварцитового щебня железной дорогой и автотранспортом с Горишних Плавнив на локации промышленных площадок ONUR.
Согласно информации с портала открытых данных, в период с апреля по август 2020 года железнодорожным транспортом было поставлено 161,8 тыс. тонн щебня – со станции Золотнишин (возле Горишних Плавней Полтавской обл., где разрабатывает месторождения Полтавский ГОК) на станцию Кочубеевка (Чутовский р-н Полтавской обл.), недалеко от проводимых ONUR строительных работ.
В этой связи для правоохранителей может быть интересной следующая информация. Полтавский ГОК в паспорте качества декларирует, что лещадность его щебня составляет 34% с хвостиком. Ну, то есть, де-юре втиснулись в норму ДСТУ про 35%. Но, во-первых, какая экономическая целесообразность в том, чтобы использовать для МЕЖДУНАРОДНОЙ дороги с высокой нагрузкой материал самого низкого качества (пусть и разрешенный). Это для того, чтобы через 5 лет снова все переделывать?
Во-вторых, согласно данным источника в Укравтодоре, щебень непосредственно у Полтавского ГОК вполне может приобретаться и как «внефракционный отсев» – неликвид, который ГОК накапливает в результате вскрышных работ в процессе добычи железной руды. Такая практика якобы существует. Показатели лещадности там могут быть еще хуже. Стоит он 10-25 грн. за 1 тонну. А продается затем посредниками (в зависимости от плеча логистики и фракционного состава) по 100-225 грн. за 1 тонну.
Если перемножить возможную «посредническую» разницу в цене 75-215 грн. за 1 т на 161,8 тыс. т (это только те, которые удалось обнаружить), то получается внушительная сумма в 12,1-34,5 млн грн. неучтенных денежных знаков.
Это всего лишь условные расчеты безотносительно к тому, как на самом деле и какого качества щебень турецкая ONUR закупает у «Геомакс».
Но при такой беспечности (умышленной или нет) Инженера и запутанности в документации, кто его знает, что по факту (а не по бумаге, подготовленной самим ONUR) поставляется на обустройство международной автодороги М-03 в рамках сотрудничества с Мировым банком (МБРР).
Поэтому, на наш взгляд, НАБУ не помешает обратить внимание на изложенную нами информацию и документы. По крайней мере, Hubs направит в Бюро соответствующий журналистский запрос.
Ведь закон сохранения энергии беспощаден: чтобы что-то кому-то дать, надо сначала это где-то взять. Напомним, что в рамках международной операции НАБУ, САП и польского Центрального антикоррупционного бюро в Польше был задержан экс-директор «Укравтодора» Славомир Новак. Новак обвиняется в получении взяток с украинских автодорожных компаний на продолжение сроков ремонта дорог. Таким образом, вероятно, разворовывались деньги международных организаций, выделяемых на ремонт украинских дорог. Недавно у Славомира Новака нашли тайник, где он хранил деньги на общую сумму около 1 млн долларов.
Как сообщил журналист Юрий Бутусов, в коррупции оказались замешаны крупнейшие подрядчики в сфере дорожного строительства. Среди них он назвал и турецкую ONUR. Последняя подтвердила, что у нее проводились обыски в рамках задержания Новака как раз в привязке к дороге М-03. Но свою причастность к этому делу отрицает. Эмре Караахметоглу, главный координатор Onur Group Ukraine, в комментарии СМИ, подчеркнул, что контракт проекта «Паневропейской дороги» (трасса М-03 Киев-Харьков-Довжанский), при участии Мирового банка на сумму $175,6 млн, был законно подписан 21 мая 2018 года, и все его условия выполняются, работы проводятся и будут вовремя завершены.
Кроме того, как писали «Наши гроши», ONUR фигурирует в десятках уголовных производств, касающихся присвоения и хищения средств, в частности, путем завышения стоимости выполненных работ. Издание прямо сообщает, что обыски по делу Новака «вероятнее всего касались подозрения в содействии выигрыша компании ONUR в тендере по проекту «Паневропейские дороги», которые финансировали за средства ЕБРР и ЕИБ трассы М-03 Киев-Харьков-Довжанский на сумму 175,6 млн долларов. Компания отрицает информацию о своем незаконном сотрудничестве со Славомиром Новаком».
И еще один штрих. Тендер на строительство указанных участков М-03 не попадает под действие закона «О публичных закупках», так как он проводится за международные заемные средства (Мирового банка). Соответственно торги проводились на условиях финансируемой организации и в системе Prozorro не отображаются. На сайте Мирового банка можно найти только скудный объем информации.
Налогоплательщики, которым опосредованно из бюджета надо будет отдавать Мировому банку одолженные деньги, рискуют получить некачественную дорогу и де-факто растрату государственных денег. В частности, стоимость кредитных денег Мирового Банка для Украины составляет 13,76%!
Делают эту дорогу две международные компании – инженер «Эжис» и подрядчик ONUR. А мы от украинских чиновников Укравтодора даже не можем получить копии проектов, тендерной документации и контракта в части обустройства дорожной одежды. Ну хотя бы в качестве моральной компенсации…