Манипуляции со щебнем: на капремонте международной дороги М-03 могут сэкономить в ущерб качеству. Технадзор молчит
Фото с сайта Укравтодора в Полтавской обл.

Ссылаясь на коммерческую тайну

В компании «Эжис Украина», которая осуществляет технический надзор за работами по ремонту международной дороги M-03 в Полтавской обл., не смогли опровергнуть информацию о возможной замене стройматериалов на менее качественные. Проект реализуется за заемные деньги Международного банка развития и реконструкции в рамках соглашения с заказчиком – Государственным агентством автомобильных дорог Украины (Укравтодор).

В частности, Hubs обратился с запросом в ряд организаций – госорганы и частные компании – причастных к реализации этого проекта. Как утверждает источник в Укравтодоре, исполнитель работ – украинское подразделение турецкой компании ONUR – может сэкономить на материалах при строительстве международной дороги государственного значения в Полтавской области в ущерб качеству.

Согласно полученной информации, на одном из участков дороги M-03, которая ремонтируется за деньги МБРР, компания «Онур Конструкцион Интернешнл» вероятно планирует использовать кварцитовый щебень вместо гранитного.

Кварцит стоит дешевле, но по ряду технических параметров уступает граниту – образует больше пустот, дорога с его использованием менее морозоустойчива. В результате, если использовать для устройства основы полотна щебне-песочную смесь (ЩПС) из кварцита, то высока вероятность того, что такая автодорога быстро придет в негодность.

Применение кварцитового щебня разрешено профильными ДБН и ДСТУ. И его действительно используют при строительстве дорог регионального значения. Но, как утверждают эксперты, для обустройства международных дорог государственного значения разрешено применять только гранитный щебень.

«Даже подмешивание к кубовидному гранитному щебню менее качественного лещадного кварцитового может негативно повлиять на качество ЩПС и, как следствие, всего дорожного полотна международной дороги М-03», – прогнозирует источник в Полтавском автодоре. По данным источника, лещадность (содержание игольчатых или пластинчатых частиц) кварцитового щебня, который закупается у Полтавского ГОКа, превышает 30%, и использование такого материала в ЩПС при строительстве автомобильной дороги международного уровня – недопустимо.

При этом, как говорит источник, якобы в проектной документации на этот участок автодороги, ремонтируемой в рамках программы сотрудничества Укравтодора с МБРР, указано, что ЩПС должна быть использована на основе гранитного щебня.

В свою очередь, от местных активистов в Полтавской обл. Hubs получил информацию о перемещении железной дорогой товарных составов с кварцитовым щебнем из месторождений, которые разрабатывает Полтавский ГОК. Известно, что кварцитовый щебень образуется как вскрышные отходы в результате разработки месторождений железных руд.

По их данным, большие партии кварцита были доставлены со станции Золотнишин (возле Горишних Плавней Полтавской обл., где разрабатывает месторождения Полтавский ГОК) на станцию Кочубеевка (Чутовский р-н Полтавской обл.), недалеко от проводимых ONUR строительных работ – см. ниже фото.

Складская площадка ж-д станции Кочубеевка в с. Петровка Чутовского района Полтавской области. Кварцитовый щебень – темные насыпи

Перемещение кварцитового щебня со станции Золотнишин на Кочубеевку подтвердили и источники в Укрзализныци. Согласно копиям отчетов о выполнении планов по ж/д поставкам в июне-июле 2020 года, действительно между этими станциями было перемещено более 1450 вагонов: при грузоподъемности одного вагона 70 тонн было поставлено более 100 тыс. тонн строительных грузов (см. ниже сканы документов).

Кроме того, местные активисты зафиксировали значительные объемы кварцита на промышленной площадке ONUR, расположенной возле села Новофедоровка Чутовского района (см. ниже фото). Якобы его перевозили туда уже автомобильным транспортом.

На фото промышленная площадка ONUR возле села Новофедоровка в непосредственной близости к М-03. Темно-серые насыпи – кварцитовый щебень

 

По словам источников в Укравтодоре, заменить гранит на кварцит в ЩПС можно только после внесения изменений в проектную документацию. Для этого нужно получить одобрение профильных организаций.

В данном случае технический надзор за проектом осуществляет ООО «Эжис Украина» – подразделение крупной международной инжиниринговой группы Egis (Франция). Однако вносить такие изменения можно только после официального разрешения госпредприятия «ГосдорНИИ» (ДП «ДерждорНДІ») – это главное научно-исследовательское учреждение Украины по вопросам строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и транспортных сооружений. И якобы «Онур Конструкцион Интернешнл» уже обратилась в обе эти организации, чтобы внести соответствующие изменения в документацию и разрешить использование кварцита.

Учитывая значимость темы для обеспечения безопасности на дорогах, Hubs обратился з запросами в ряд заинтересованных организаций: Мининфраструктуры, Укравтодор, ООО «Онур Конструкцион Интернешнл», ООО «Эжис Украина», ГП «ГосдорНИИ» и ГП «Укрдоринвест» (сопровождает проекты дорожного строительства за деньги международных финансовых организаций). Мы попросили предоставить информацию о технической документации на ремонт дороги, какие изменения в нее вносились и обращалась ли ONUR с просьбой дать разрешение на замену в ЩПС гранита на кварцит.

Как было сказано выше, «Эжис Украина» не смог опровергнуть наши данные и отказал редакции предоставить по сути информацию на запрос, мотивируя это коммерческой тайной (см ниже ответ и скан запроса редакции).

«К сожалению, не можем дать ответ на ваш запрос, из-за наличия в контракте пункта о конфиденциальности (скриншоты в приложении) … в рамках контракта «Предоставление консультативных услуг по надзору за строительными работами на участке М03 Киев – Харьков – Довжанский (Лоты 3.2, 3.3 и 3.5)» между Государственным агентством автомобильных дорог Украины «Укравтодор» и СП Egis International и ООО «Эжис Украина» компания Эжис действительно осуществляет технический надзор за выполнением работ на указанном Вами проекте. Согласно условиям вышеуказанного контракта, распорядителем всей, связанной с контрактом информации, является Государственное агентство автомобильных дорог Украины «Укравтодор», учитывая это, Ваш запрос перенаправлен в Укравтодор», – говорится в ответе «Эжис Украина» на электронную почту Hubs.

Данный ответ, по мнению редакции, есть ничем иным чем уходом французского подразделения Egis от ответа по сути. Ведь, мы просили не только копии проектной документации, а и – подтвердить или опровергнуть факт обращения ONUR в «Эжис Украина». Чего проще – ответить, что ONUR не обращался с таким запросом. В чем здесь нарушение конфиденциальности, оговоренной в контракте? Это, во-первых.

Во-вторых, о какой вообще КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ может идти речь при строительстве государственной дороги за ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. Да-да, именно за государственный. Деньги на проект действительно выделяет МБРР, но это ЗАЙМ, который с процентами отдается из бюджета Украины. Напомнить функционерам французского подразделения «Эжис Украина» кем наполняется бюджет Украины?

Таким образом, Hubs пока оставляет за собой право считать, что «Эжис Украина» НЕ СМОГЛА опровергнуть данные источника в Укравтодоре относительно того, что турецкая ONUR якобы планирует изменить состав ЩПС с гранитного щебня на кварцитовый, тем самым экономя на себестоимости работ в ущерб качеству дороги.

В свою очередь, ждем ответов от остальных заинтересованных лиц. А от Укравтодора как минимум два – на наш прямой запрос и на запрос, перенаправленный «Эжис Украина».

Согласно информации Укравтодора от 2 апреля 2020 года, в Полтавском районе вблизи села Коломацкое на автомобильной дороге М-03 Киев-Харьков-Довжанский велся капитальный ремонт. Турецкая компания ONUR обустраивала основание автодороги из щебеночно-песчаной смеси, укрепленной цементом. После этого планировалось устройство трех слоев асфальтобетона.

Обновление дороги осуществляется в рамках подписания Соглашения по реализации Проекта развития дорожной отрасли между Укравтодором и МБРР от 19 ноября 2015 года. Вступил в силу 11 февраля 2016 года. В рамках программы МБРР выделил в долг Украине $560 млн. Правительство утвердило финансируемый МБРР проект реконструкции автомобильной дороги государственного значения М-03 Киев – Харьков – Довжанский на участке км 356 + 200 — км 385 + 100 (Полтавская область) распоряжением №1006-р от 13 декабря 2017 года.

2 марта 2020 года Кабмин заявил, что в Украине стартовало «Велике будівництво» – строительные работы одновременно начаты на более, чем 300 объектах. Экс-премьер-министр Алексей Гончарук объявил, что в планах в течение 2020 года возведение более 100 школ, 100 садов, 100 стадионов, 200 новых приемных отделений больниц, строительство 4000 км дорог. В мае президент Украины Владимир Зеленский заявил, что в рамках проекта «Велике будівництво» в Украине в 2020 году будет отремонтировано и построено около 4500 км дорог. Как пишут журналисты, нет ни одного правительственного документа, который бы содержал перечень объектов, условия участия в конкурсе этой программы, условия отбора и хотя бы какие-то критерии.

1 июля 2020 года Кабмин издал постановление №539 «О выделении средств для осуществления строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования государственного значения». Документом правительство выделило Укравтодору 35 млрд грн из фонда борьбы с COVID-19 на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автодорог общего пользования государственного значения (бюджетная программа 3111020 «Развитие сети и содержание автомобильных дорог общего пользования государственного значения»).

В июле 2020 года ONUR попал в международный коррупционный скандал. В ходе международной операции НАБУ, САП и польского Центрального антикоррупционного бюро в Польше был задержан экс-директор «Укравтодора» Славомир Новак. Новак обвиняется в получении взяток с украинских автодорожных компаний на продолжение сроков ремонта дорог. Таким образом, вероятно, разворовывались деньги международных организаций, выделяемых на ремонт украинских дорог.

Как сообщил журналист Юрий Бутусов, в коррупции оказались замешаны крупнейшие подрядчики в сфере дорожного строительства. Среди них он назвал и турецкую ONUR. Последняя подтвердила, что у нее проводились обыски в рамках задержания Новака. Но свою причастность к этому делу отрицает. Эмре Караахметоглу, главный координатор Onur Group Ukraine, в комментарии СМИ, подчеркнул, что контракт проекта «Паневропейской дороги» (трасса М-03 Киев-Харьков-Довжанский), при участии Мирового банка на сумму $175,6 млн, был законно подписан 21 мая 2018 года, и все его условия выполняются, работы проводятся и будут вовремя завершены.

Игорь Самойленко

*

Top