Закон о рынке электроэнергии, или для чего пригодился скандал с НКРЭКУ

Скандал с «газовой трубой» мобилизовал депутатов на принятие закона об электроэнергии

Закон о рынке электрической энергии, принятый вчера Верховной Радой, еще один на шаг на пути к снижению государственной зарегулированности в этой сфере. Действующий госрегулятор – НКРЭКУ – будет обладать полнотой власти еще два года, в течение переходного периода. Далее его функции существенно сократятся, и он будет определять тарифы лишь за пользование линиями электропередач. Таким образом скандал, скомпрометировавший Нацкомиссию, упростил введение в Украине свободного рынка электроэнергии. 

Если поставить вопрос о выборе между плохим регулятором и конкурентной средой, ответ становится очевидным. Закон Украины «О рынке электрической энергии» обсуждался более полутора лет, но именно перед его принятием Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), предложила скандальную схему абонплаты за газ, чем спровоцировала нешуточные баталии. В итоге решение было отменено, но скандал сделал свое дело – НКРЭКУ отпечатался в сознании общественности заангажированным и коррумпированным органом, действующим в интересах олигархов.

К тому же, как и в любом хорошо отыгранном сценарии в украинском политикуме, в итоге скандала с НКРЭКУ никто не пострадал. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы. Максимальный срок пребывания главы Нацкомиссии Дмитрия Вовка – май 2018 г. Пока в вопросе о его отставке ведутся только популистские разговоры. После майских праздников они могут и вовсе утихнуть, если НКРЭКУ не даст нового повода для скандала.

Впрочем, поводов таких будет много. Во-первых, схему разделения поставок (в т. ч. принципа оплаты) газа и услуг по его транспортировке все равно нужно внедрять. Во-вторых, это же касается и поставок тепловой энергии. В-третьих, в связи с принятием нового закона об электроэнергии, в задачи НКРЭКУ будет входить создание около 50 подзаконных актов, которые должны технически подготовить рынок к конкурентной среде.

То есть Нацкомиссия вроде бы и скомпрометирована, но власти в ней никто не потерял, равно как и возможности влиять на выдаваемые подзаконные акты, которые уже не требуют шумихи под названием «принятие парламентом».

А в парламенте, во время обсуждения закона о рынке электроэнергии, было действительно шумно. Спохватившись, БЮТ начал говорить о том, что плохих членов НКРЭКУ хоть и сложно, но можно таки поменять. А вот с посредниками (речь о трейдерах), вводимыми на рынок новым законом, сделать уже ничего нельзя будет. Впрочем, председатель подкомитета по вопросам электроэнергетики и транспортировки энергии комитета ВРУ по вопросам ТЭК Лев Пидлисецкий («Самопомощь») в комментарии Hubs высказал самые радостные ожидания по этому поводу.

«В Великобритании в период с 2008 по 2010 год, после введения конкуренции оптовые цены на электроэнергию упали на 30%. Это пример действия конкуренции. Там 48 лицензированных продавцов, которые продают не только электроэнергию, но и газ. Это дает клиенту возможность выбора и идет на пользу клиенту. Известный принцип маркетинга гласит, что клиент всегда король. То есть за клиента все будут драться и стараться предложить лучшие условия. А не так, как у нас, когда есть один покупатель – ГП «Энергорынок», который скупает всю вырабатываемую электрическую энергию, и позже продает одному продавцу – облэнерго, которое и передает ее потребителю. Имеет ли потребитель выбор? Никакого выбора нет», – сказал Пидлисецкий.

Уверенность в том, что закон поспособствует удешевлению элекроэнергии высказала и нардеп от БПП, представитель Президента в парламенте Ирина Луценко. «Конкурентная среда среди поставщиков даст возможность удешевить в целом саму электрическую энергию для конечного потребителя. До 19 года будет переходный период. Это даст возможность вывести с рынка единственное монопольное предприятие, которое скупает электрическую энергию. Через два года мы будем иметь полную конкурентную среду», – сказала она.

*

Top