Банковские услуги от «Укрпочты» без лицензирования чреваты возникновением всеукраинской «черной кассы»

Кому пригодится парламентский законопроект о «почтовых счетах»?

Парламентский законопроект №6601 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно финансовых услуг в сфере почтовой связи» вероятнее всего не будет вынесен в ВР до конца года на сессионное рассмотрение. Законопроектом предлагается наделить государственную «Укрпочту» правом предоставлять ряд банковских услуг без получения профильной лицензии. Зарегистрирован в ВР он был еще в июне нынешнего года.

Как подтвердил в комментарии Hubs, соавтор законодательной инициативы, член Комитета парламента по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка, документ еще не проходил комитетское рассмотрение, а перспектива включения проекта закона в повестку дня заседаний ВРУ в ближайшее время сомнительна. Зависеть это, якобы, в большей мере будет от позиции спикера парламента Андрея Парубия.

Официально в Комитете не прокомментировали, когда проект может быть рассмотрен на их заседании. От наших источников известно лишь, что, помимо отсутствия выводов профильного комитета, еще даже не готово заключение Главного научно-экспертного управления парламента, а также – нет оценки документа со стороны Комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции.

Тем не менее, опасность его скоропостижного принятия, в нынешних политических реалиях, существует. Вспомним хотя бы положительное голосование в первом чтении за избирательный Кодекс, что стало неожиданностью даже для его авторов. Подобное может произойти в любой момент и с «почтовым» законопроектом, особенно если он может быть кому-то выгоден.

Профильные ассоциации, банкиры, эксперты и НБУ уже дали негативную оценку этой инициативе. По их мнению, облегченные условия осуществления банковских операций могут, помимо прочего, привести к злоупотреблениям со стороны клиентов, которые захотят обойти жесткие банковские регуляции. При этом нарушается принцип равноправной конкуренции, так как украинские банки обязаны выполнять жесткие нормативные требования по финансовому мониторингу. Человеческим языком это означает, что существует огромный риск незаконного обналичивания и отмывания денежных средств через государственную «Укрпочту».

Однако мимо общественного внимания прошли реальные кейсы, подтверждающие приведенные выводы специалистов. Все как-то одномоментно забыли о том, что «Укрпочта» уже имеет неприглядную историю – через одно из ее отделений еще в 2016 г. была предпринята попытка отмывания около 30 млн грн. И это только то, что попало на радар правоохранителей (СБУ, ГФС и прокуратуры). И то, не исключено, что правоохранители выявили данную схему случайно. Системного финмониторинга в этой сфере скорее всего не ведется, поскольку ни НБУ, ни Госфинмониторинг, как регуляторы финансовых рынков, в этой истории никак себя не проявили.

Сколько может быть еще таких кейсов, не обнаруженных правоохранителями и госругеляторами, остается только догадываться. Как ранее заявил Сергей Быков, глава Института публичной политики и консалтинга «ИНПОЛИТ», «обнальщики с удовольствием пользуются дырами в финансовом мониторинге Укрпочты».

Учитывая опасность (в случае принятия законопроекта) создания через предлагаемые почтовые счета «Укрпочты» глобальной «черной финансовой дыры», Hubs провел небольшой анализ того, как пытались отмыть деньги через «Укрпочту». Выяснились интересные детали, которые до этого не публиковались в СМИ.

На что замахнулась Укрпочта

Для начала коротко напомним о том, на что претендует ПАО «Укрпочта». Проект закона №6601 был внесен в Раду в июне 2017 года группой авторов от разных политсил во главе с нардепом из БПП Виталием Курило. Документ среди прочего предусматривает, что госпредприятие почтовой связи «Укрпочта»:

— без получения банковской лицензии сможет открывать и обслуживать почтовые счета, которые станут аналогами банковских счетов как физических, так юридических лиц;

— привлекать средства клиентов на депозиты, осуществлять эмиссию платежных карточек;

— проводить расчетные и валютно-обменные операции.

В то же время проект решения не предусматривает участия «Укрпочты» в системе гарантирования вкладов физических лиц и необходимость соответствовать требованиям системы банковского надзора Нацбанка (в частности речь идет об обязанности по идентификации клиентов).

Сторонником инициативы выхода «Укрпочты» на рынок банковских услуг является гендиректор «Укрпочты» Игорь Смелянский, возглавивший предприятие весной 2016 г. Пришел он на должность главы госкомпании из сферы финансового консалтинга. Как писал Hubs, в его конкурсной программе развития при принятии на должность, не было указано KPI работы предприятия. При этом г-н Смелянский предлагал создание на базе «Укрпочты» почтового Банка! Теперь получается, что от этой идеи он отказался – слишком затратные и сложные процедуры надо пройти в НБУ для получения соответствующей лицензии.

Но не «мытьем так катаньем». Очевидно, поэтому и возникла идея через законодательство обойти требования НБУ (который даже при наличии строгих надзорных требований допускает финансовые махинации на банковском рынке).

Сам Игорь Смелянский в интервью неоднократно признавался, что 80% отделений «Укрпочты» находятся в селах и городах с численностью населения от 100 до 2000 человек, и не имеют ни одного компьютера. Вполне закономерно у экспертов возникают сомнения относительно технической готовности госпредприятия расширять спектр финансовых услуг, а также – декларируемых сроков модернизации отделений и сметы нового проекта.

Главный аргумент, который приводит нынешний менеджмента «Укрпочты», в пользу расширения финансовых услуг – новые сервисы позволят предприятию больше зарабатывать. По словам Смелянского, речь может идти о 4-5 млрд грн в год, что приблизительно равно годовой выручке госпочтовиков за 2016 г. Согласно финансовому отчету, в прошлом году чистый доход «Укрпочты» составил 4,48 млрд грн., чистый убыток – 161,5 млн грн.

Однако прогнозы о дополнительных заработках больше напоминают гипотезы, не подкрепленные реальными расчетами. Например, в феврале Смелянский оценивал необходимые средства в модернизацию «Укрпочты» в $0,5 млрд (около 13 млрд грн.). Он фактически подтвердил, что большую часть денег госпредприятие намерено взять в долг у международных партнеров – таких, как ЕБРР и Международная финансовая корпорация (IFC). В то же время четкого бизнес-плана и обоснованных калькуляций, помогут ли допуслуги зарабатывать почтовикам больше и сколько именно, компания в публичной плоскости не презентовала. По крайней мере на сайте Мининфраструктуры, в сфере ведения которого она находится, такого документа не найдено. Между тем финансовые результаты предприятия и в нынешнем не впечатляют: в январе-сентябре 2017 г. «Укрпочта» получила 415,5 млн грн убытка по международным стандартам финансовой отчетности.

Жесткая критика рынка

Как уже было сказано, законопроект №6601 спровоцировал критику со стороны финансистов. Hubs сообщал, что ранее против принятия документа выступили, представители банковского сектора и крупных бизнес-ассоциаций – Европейская бизнес-ассоциация (ЕБА), Независимая ассоциация украинских банков (НАБУ), НБУ, Целевая команда по внедрению реформ в финсекторе (ЦКР).

Не понравилось идея превращения «Укрпочты» в финучреждение без лицензии и Национальному банку. В августе было обнародовано письмо НБУ, в котором регулятор указал, что законопроект вместе с предоставлением госпочтовикам соответствующих полномочий не предусматривает выполнение предприятием законодательно установленных требований к банкам, в том числе, относительно структуры капитала, структуры собственности, деловой репутации руководителей, технического обеспечения. А также – других требований, таких как: сохранение и раскрытие банковской тайны, соблюдение законодательства в сфере предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового поражения.

Как отмечал Нацбанк, помимо прочего проект закона не содержит гарантий возврата средств клиентам «Укрпочты», не предусматривает обязательство наравне с банками осуществлять взносы в Фонд гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ).

Центробанк обращал внимание и на такой факт, что, после национализации «ПриватБанка», доля государства в банковском секторе превысила 50%. А, в случае принятия законопроекта №6601, на рынке может возникнуть фактически еще один госбанк, что противоречит представленным Минфином в феврале 2016 г. принципам реформирования банковского сектора, которые предусматривают сокращение доли госбанков в экономике страны.

В НБУ спрогнозировали, что в случае предоставления «Укрпочте» полномочий, предусмотренных законопроектом, возникнет необходимость в дополнительных капитальных расходах: на закупку оборудования, обучение персонала и т.п. При этом в пояснительной записке к законопроекту указано, что дополнительных затрат на его реализацию из бюджета не понадобится.

То есть, Национальный банк фактически напрямую заявил о том, что существует высокий риск увеличения объемов отмывания через «Укрпочту» денег, полученных незаконным путем. И это в экономике Украины, которая и без того находится в «тени» на 30-50% (по разным оценкам).

Но сложность ситуации заключается в том, что через предприятие и так уже предпринимаются небезуспешные попытки отмывания денег. А, по сообщениям в СМИ, якобы уже даже есть межведомственная группа следователей, которые занимаются расследованием финансовых операций, проводимых через «Укрпочту».

Между тем, правоохранителям надо было бы уже отчитаться за реально выявленную схему незаконной конвертации денег через одно из отделений «Укрпочты», которая была реализована и без предоставления финансовых преференций предприятию отдельным законом.

Кейс с «черным налом»?

В августе 2016 г. в СМИ появилась резонансная новость о том, что прокуратура Кировоградской области совместно со Службой безопасности Украины выявили факты отмывания денег через Кировоградскую дирекцию УГППС «Укрпочта» (ныне реорганизовано в ПАО) на сумму около 22 млн грн. Прокуратура начала досудебное расследование в уголовном производстве №42016120000000102 по ч. 2 ст. 364 УК Украины.

Было установлено, что руководство киевской коммерческой структуры в сговоре с сотрудником дирекции, зарегистрировали несколько десятков фиктивных физических лиц-предпринимателей. Ежедневно, на протяжении февраля-марта 2016 г., в их адрес бизнесмены осуществляли небольшие денежные переводы, обозначая их как оплату за IT-услуги – до 100 тыс. грн в день с целью ухода от финансового мониторинга. Выдача денег, как установило следствие, производилась с нарушением порядка оформления денежных почтовых переводов.

С тех пор в информационном пространстве ни слова о результатах расследования. Hubs обнаружил в официальных источниках доступную, но еще не озвученную в СМИ дополнительную информацию.

Как следует из Единого государственного реестра судебных решений, Ленинский районный суд г. Кировоград (город переименован в Кропивницкий) принял два определения об обыске и изъятии документов следователями в кировоградской дирекции «Укрпочты» и в ныне ликвидируемом банке «Михайловский». По первому определению обыск было разрешено произвести в «Укрпочте» до 12 августа 2016 г. (в это же время и появилось сообщение прокуратуры). По второму – до 6 марта 2017 г. обыскивать разрешено было уже банк «Михайловский».

Из материалов судебных определений следует, что «обнальщики» по этой схеме пытались осуществить в общей сложности 300 фиктивных почтовых переводов на 30 млн грн. Деньги на физлиц-предпринимателей переводило в «Укрпочту» ООО «Индиго Украина» (код по ЕГРПОУ – 32733836) со своего расчетного счета в банке «Михайловский» (незадолго до признания последнего неплатежеспособным).

Согласно Единому госреестру юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований, основной вид деятельности «Индиго Украина» – консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (нередко такой вид деятельности используется для регистрации фирм, участвующих в схемах по отмыванию денег). Зарегистрировано ООО в Киеве по ул. Владимирская, 48 кв. 2. Учредителями этой структуры указаны:

— некий Бухнов Станислав Александрович (житель Луганской обл.) с долей в компании – 0,1%. Он же значится руководителем.

— юрлицо – «Альматекс Интер ЛП», родом из Великобритании – то есть, зарегистрировано в юрисдикции со сниженными обязательствами по налогообложению (а-ля оффшор), с долей в фирме – 99,9%.

При этом в британских реестрах не указываются бенефициары «Альматекс Интер ЛП». Также, в нарушение украинского законодательства, в Едином госреестре не указаны бенефициары «Индиго Украина».  

В свою очередь «Альматекс Интер ЛП» в Украине является соучредителем страховой компании – ОДО «СК «АРГО». Среди учредителей страховой компании значатся другие зарубежные структуры из подобных «офшорных» юрисдикций.

Любопытное совпадение. Согласно материалам судебного производства, деньги «Индиго Украина» из «Михайловского» перечисляла в феврале-марте 2016 г. Случайно ли, но это произошло незадолго до того, как Нацкомфинуслуг в конце апреля 2016 г. приняла решение об аннулировании свидетельства о регистрации ОДО «СК «АРГО» как финучреждения и исключении ее из Госреестра финучреждений.

Причина – отказ «Страховая компания «АРГО» в проведении плановых проверок по соблюдению ими требований законодательства в сфере рынков финансовых услуг. Отметим, что в СМИ упоминаний об активной деятельности ОДО «СК «АРГО» практически нет, одно из них – о ликвидации.

Есть ли связь между выводом с рынка СК «АРГО» и отмыванием денег через «Укрпочту», и кто был бенефициар этих денег? По этому поводу, на сегодня, утверждать что-либо определенное нельзя. Поэтому Hubs обратился с соответствующим информационным запросом ко всем правоохранительным органам – в Генпрокуратуру, Службу безопасности Украины, Государственную фискальную службу, Нацполицию, НАБУ.

Мы попросили проинформировать о ходе и результатах расследования, а также о роли в этой схеме «Укрпочты», «Индиго Украина», банка «Михайловский», и – фигурирует ли в материалах следствия данная страховая компания.

Также мы спросили о том, создана ли, как сообщали СМИ, межведомственная следственная группа по расследованию финансовых операций в «Укрпочте».

Послесловие

На момент подготовки статьи к публикации ответ пришел только от Государственной фискальной службы (кировоградское подразделение ГФС в ходе финансовой проверки местного отделения «Укрпочты» выявило описанные нарушения). Пресс-служба ГФС сообщает, что «згідно з даними ЄРДР… кримінальне провадження №42016120000000102 станом на 17.11.2017 не обліковане слідчими органів, що здійснюють контроль за додержанням податкового законодавства». А о расследованиях в связи с деятельностью «Укрпочты» налоговики ничего дополнительно сказать не могут. Будем ждать также ответ ГУ ГФС в Кировоградской обл., которому нами была направлена копия запроса. А также – надеяться, что подобное «незнание» не является чьим-то желанием «замять» резонансное дело, а остальные правоохранительные структуры окажутся более информированы.

Как бы там ни было, пример с конвертацией денег через Кировоградскую дирекцию «Укрпочты» подтверждает опасения НБУ и бизнес-среды в том, что «схемщики» даже через государственную структуру могут легко обходить требования финансового мониторинга. Проконтролировать же столь огромные денежные потоки с учетом всех коррупционных факторов и ситуации в зоне АТО – задача практически неподъемная. Например, согласно информации «Укрпочты», через предприятие оборачивается свыше 150 млрд грн. только по сельхозпаям, пенсиям и коммунальным платежам.  

При этом даже существующий финмониторинг (с учетом достаточно жесткого законодательства) дает сбой. Вот еще одна иллюстрация.

Вполне очевидно, что выявить кировоградскую схему удалось почти случайно. Согласно материалам судебного производства, финансовые злоупотребления были выявлены после того, как управление СБУ в Кировоградской области, в конце мая 2016 г., инициировало проведение сотрудниками кировоградского подразделения ГФС проверку финансово-хозяйственной деятельности местного отделения «Укрпочты».

При этом в стороне остались НБУ (банк «Михайловский») и Госфинмониторинг, в задачи которого как раз и входит анализ информации о финансовых операциях в соответствии с требованиями законодательства в сфере предотвращения и противодействия отмыванию незаконных доходов. Но о какой системной работе в этом плане можно говорить если, несмотря на такие кейсы, у Госфинмониторинга к работе «Укрпочты» нет ни малейших претензий.

Например, в ответ на критику о рисках ненадлежащего контроля платежей и идентификации клиентов, в «Укрпочте» парируют успешным прохождением проверки бюро MONEYVAL (специальный комитет экспертов Совета Европы по вопросам оценки мер по борьбе с отмыванием средств), отсутствием санкций от Госфинмониторинга за последний год, и тем фактом, что «Укрпочта» является субъектом финансовых проверок ведомства.

В свою очередь, пресс-служба Госфинмониторинга в марте 2017 г. (примерно в это время прокуратура должна была обыскивать банк «Михайловский» по делу об отмывании 30 млн грн.) сообщала, что, во время подготовки Украины к очередному (5-му) раунду оценки MONEYVAL национальной системы противодействия отмыванию (легализации) средств, полученных преступным путем, ведомство также проводило дополнительные консультации с «Укрпочтой».

Интересно, о чем были консультации, поднимался ли на встрече вопрос о финансовых нарушениях в рамках описанного уголовного производства? Чтобы не гадать мы обратились в Госфинмониторинг с информационным запросом относительно того, что известно ведомству о результатах расследования схемы по отмыванию денег через Кировоградскую дирекцию «Укрпочты». В числе прочего, мы попросили Госфинмониторинг дать оценку законопроекту о предоставлении предприятию возможности вести банковскую деятельность без лицензии в свете расследования финансовых махинаций. А также – оценить технологическую и организационную готовность «Укрпочты» обеспечивать строгие законодательные требования по финмониторингу. На момент публикации ответ еще не поступил.

В то же время, как предположили эксперты в СМИ, на декабрьском заседании комитета MONEYVAL Украина может получить «черную метку» в сфере борьбы с легализацией и отмыванием доходов. Не правда ли, несколько цинично выглядит ситуация, когда этот же орган дал положительную оценку «Укрпочте»?

Добавим, что на декабрьской встрече вопросы налогового мониторинга будут оцениваться особенно строго, поскольку стандарты Международной группы по противодействию отмыванию «грязных» денег (FATF) с 2013 года были существенно повышены, а Украина по ряду причин не преуспела в переходе на них.

Поэтому появились опасения, что Украину могут перевести в «серый» список FATF. «Если выводы MONEYVAL окажутся негативными, Украина может вылететь из белого списка FATF. В черный список страна не попадет – кое какие процедуры мы выполняем, – но в серый вполне может угодить. А последствия такого даунгрейда будут очень болезненными», – сообщают СМИ.

Нужна ли Украине в таких условиях еще одна (уже на государственном уровне!) «черная финансовая дыра» для обналичивания средств путем предоставления сомнительных преференций для «Укрпочты»? Чтобы еще таким способом увеличить долю государства в банковском секторе до невообразимых величин? Для тех, кто намерен эти финансовые потоки оседлать, вполне возможно ответ будет утвердительным. Интересно, какое заключение путям будущего развития «Укрпочты» наконец-то даст правительство?

P.S.

Уже на момент выпуска статьи в редакцию пришел ответ СБУ: «…СБУ не уповноважена надавати коментарі та інформацію стосовно досудового розслідування, яке здійснюється слідчим підрозділом прокуратури Кіровоградської області». На вопрос о возможном участии ведомства в межведомственной следственной группе относительно финансовой деятельности «Укрпочты» в СБУ не ответили.

*

Top