Юрий Петрук, ассоциация AgTech Ukraine: Агрокорпорации обращают внимание на стартапы, которые могут решить для них конкретные точечные задачи

Глава профильной ассоциации для Hubs о динамике внедрения инноваций на украинском сельхозрынке

Сельское хозяйство и IT-сектор, к сожалению, на фоне катастрофического спада в промышленных отраслях, сейчас являются кормильцами украинской экономики. Если аграрии последние три года традиционно являются наиболее крупными поставщиками валюты (41,3% в структуре экспорта по результатам трех кварталов 2017 г.), то в первом полугодии доходы от продажи IT-услуг на внешние рынки составили $1,25 млрд. Что позволило IT занять пятое место в рейтинге отраслей-экспортеров.

Казалось бы, в таких условиях в Украине должны в геометрической прогрессии внедряться инновационные разработки в АПК. Однако, украинские фермеры не спешат реализовывать последние технологические новшества. По оценкам компании InVenture, только около 10% украинских агропроизводителей применяют высокие технологии.

Около двух лет назад была создана ассоциация AgTech Ukraine, в задачи которой входит продвижение новых технологий среди украинских сельхозпроизводителей, а также помощь энтузиастам в создании аграрных стартапов. Генеральный директор AgTech Ukraine Юрий Петрук рассказал Hubs о нюансах работы с аграриями и перспективах украинского агротеха, а также о том, с какими трудностями приходится сталкиваться при продвижении инноваций.

— Как изменилась экосистема украинского агротеха с момента создания AgTech Ukraine и вашего предыдущего интервью Hubs?

— Изменения явно просматриваются. Во-первых, появляются новые инициативы, которые работают с аграрными стартапами. Буквально, менше двух месяцев назад агрохолдинг МХП совместно с технологическим кластером Radar Tech открыли набор в акселератор аграрных стартапов. Летом 2016 г. начал работать бизнес-акселератор AgroChallenge, который является частью инновационного проекта Sikorsky Challenge. Около года назад появилась платформа AgroTalks, которая также позиционирует себя как акселератор.

Во-вторых, появляются аграрные направления на многих стартап-конкурсах, которые проходят как в Украине, так и в Европе. Например, в октябре в Киеве проходил региональный этап одного из самых больших стартап-соревнований Seedstars, где одним из направлений было агро.

В-третьих, украинские и зарубежные инвесторы постепенно начинают приглядываться к нашим агростартапам. Наиболее заметным украинскими игроками можно считать InVenture и Chernovetskyi Investment Group (CIG). Из мировых игроков наибольший интерес проявляют венчурные подразделения химических и семенных компаний.

— По поводу инвестиций: команда инновационного парка UNIT.City в своем исследовании привела цифры ежегодных инвестиций в украинские агротехи в объеме до $4 млн. Насколько реальны эти данные?

— Вероятно, это цифры из каких-то отчетов AgFunder или CB Insights о мировом рынке agtech. Комплексной аналитики по украинским агростартапам никто не делал. Мы пытались, но для анализа нужны конкретные данные. Собрать информацию об инвесторах и стартапах несложно, она находится в общем доступе. А вот сделать аналитику по сделкам и инвестициям…

В Украине публичных инвестиций практически не существует. Если даже кто-то и разглашает информацию о состоявшейся сделке, то о сумме и условиях инвестирования информация появляется крайне редко. По этому вопросу мы в каменном веке, по сравнению с остальным миром: кто-то что-то достал из кармана или принес в чемодане.

— А эта ситуация с «портфельно-карманными» инвестициями может измениться?

— Я надеюсь, что зарубежные инвесторы, которые достаточно активно интересуются украинскими командами, смогут внести положительный вклад в формирование цивилизованной экосистемы.

Мы сейчас делаем ставку на сотрудничество с международными фондами, которые инвестируют в агропроекты. В августе приезжали эксперты Syngenta Ventures. Они провели точечные закрытые встречи с украинскими командами и отобрали для себя 2 проекта.

Также в Украине активны Monsanto Growth Ventures, несколько раз тут были и представители фонда Cultivian Sandbox. Обсуждаются возможности входа в Украину венчурных подразделений таких международных компаний как Bayer и BASF.

Кстати, одна из заметных тенденций в мировом аграрном бизнесе: большие корпорации начинают обращать внимание на стартапы, которые могут решить для них конкретные точечные задачи. У вендоров (международных производителей сельхозтехники, СЗР, семян) много направлений развития и они ищут команды, которые уже фокусируются на узких нишах. У них есть деньги, они готовы подписывать прозрачные договоры и плодотворно сотрудничать. Уже сейчас мы собираем предложения от международных компаний для нашего следующего Хакатона Аграрных Инноваций, который состоится 23-25 февраля в Киеве.

Также планируется интересная совместная инициатива с посольством Франции в Украине и посольством Украины во Франции по взаимному продвижению стартапов. Хотим привести в Украину 5 французских агростартапов, а 5 украинских команд поедут во Францию и франкоговорящие страны Африки показывать демо-проекты.

Возможности появляются, хотя пока их не очень большое количество. Но и стартапов тоже не так много, как хотелось бы видеть.

— А сколько в Украине аграрных стартапов и кого вы могли бы отметить?

— Наше портфолио состоит примерно из 70 проектов. Еще где-то с 20 командами мы пересекаемся и видим, что они существуют. Из наших 70 проектов около 40 активные. Я знаю, что они что-то делают и у них есть прогресс. Качество проектов и команд постепенно растет. Появляется опыт, учатся на своих и чужих ошибках.

Из стартапов, которые реально чего-то достигли, стоит отметить Kray Technologies, eFarmer, Skok Agro, GrainTrack, AgriEye, BIOsens, Alana-ECO, SmartEP, UAberry, Water Cloud, AgroYard.

Дроны для сельского хозяйства – очень интересная тема, правда, немного «хайповая». В этом сегменте работают и показывают неплохие результаты такие компании как Kray Technologies, AgriEye, DroneUA, Mega Drone, AeroDrone.

— Каков спрос на современные агротехнологии в Украине?

— Сейчас внедряют технологии в основном агрохолдинги, которые примерно на 90% обеспечивают спрос на инновационные продукты.

Конечно, есть также малые и средние фермеры, которые интересуются и что-то внедряют. В большинстве случаев это хозяйства, где собственники или управляющие – иностранцы. Ведь они привыкли иметь под рукой современный инструментарий и понимают выгоду от использования широкого спектра технологий.

Еще можно отметить компании, которые занимаются выращиванием ягод и фруктов. Я знаю фермеров, которые выращивают малину на 30 га. Они и грунт просканировали, перед тем как заложить поле, у них капельное орошение и агрохимию делают регулярно. Они просчитывают стоимость каждой сотки и стоимость рисков.

Однако, агрохолдинги – потребители весьма специфические. Они привыкли, что они большие, и все поставщики перед ними прогибаются. К тому же и поставщики разбаловали холдинги: и это дадим бесплатно опробовать, и демо-участок мы вам заложим, и приедем, и бесплатно проконсультируем.

Если компания занимается продажей, например, минудобрений, семян или сельхозтехники, то, продав товара на сотни тысяч долларов, они окупят многочисленные поездки и «подарки». С новыми технологиями таких объемов нет. На таких условиях невозможно продавать программное обеспечение по подписке и других услугах. Тут деньги можно заработать на большом количестве пользователей, развертывании локальной IT-инфраструктуры и обучении персонала.

Еще одна беда наших холдингов в том, что каждый разрабатывает программное обеспечение самостоятельно и под себя. Никто не хочет унифицировать свои процессы (подобные кейсы см. также в интервью Hubs Михаила Уткина, СЕО компании eFarmer – Ред.).

— Какие каналы донесения аграриям информации о современных технология вы используете?

— Одна из целей создания нашей ассоциации – донесение информации. Это то, что на данном этапе выходит у нас лучше всего. Мы сами организовываем различные мероприятия (конференции, хакатоны, семинары, митапы, закрытие встречи, matchmaking) и помогаем другим компаниям делать это. На таких ивентах специалисты рассказывают аграриям о новых технологиях, специфике их внедрения, совместимости и других практических аспектах. Ведь то, что хорошо для хозяйства с земельным банком в несколько десятков тысяч гектаров почти наверняка будет неактуально для небольшого фермерского хозяйства.

Мы также активно работаем через интернет. Сайт, почтовые рассылки и Facebook – основа нашей коммуникации с участниками ассоциации и аграриями. Ну и, само собой, сотрудничаем с онлайн СМИ, которые являются основным источником новостей для прогрессивных представителей агросектора.

*

Top