Сколько денег сгорает в олимпийском огне (часть 3)

В какую сумму украинскому госбюджету обошлись наши олимпийцы

По свежим следам завершившихся в Рио-де-Жанейро XXXI летних Олимпийских игр начался анализ спортивных результатов и подсчет денег. В предыдущих публикациях Hubs уже рассматривал затраты и доходы стран-организаторов Олимпиад и источники доходов Международного олимпийского комитета. Теперь в фокусе нашего внимания — расходы разных стран на поощрение олимпийцев-призеров.

На заре современного олимпийского движения о денежном вознаграждении за успехи на Олимпиадах не могло быть и речи. Наоборот — его отсутствие было главным признаком возрожденного олимпизма, а получение денег за спортивные выступления — тягчайшим грехом. Классическим случаем олимпийской истории стала дисквалификация великого американского легкоатлета Джима Торпа — чемпиона Олимпийских игр 1912 года в Стокгольме в пятиборье и десятиборье — за то, что он в 1909 и 1910 годах играл в бейсбольных командах, получая деньги. Цена вопроса составила $35 в неделю. Джим Торп был лишен своих олимпийских наград, и лишь в 1982 году МОК реабилитировал спортсмена, восстановив его результаты в статистике и вручив его потомкам две золотые медали.

Сегодня об этом смешно вспоминать. Атлеты сражаются на Олимпиадах не только за медали, но и за деньги. Иногда — за очень большие деньги. (См. «Топ-10 стран с наибольшими призовыми  на Олимпиаде-2016»).

Украинское олимпийское сальдо

Что касается Украины, то денежное вознаграждение, которое было назначено от государства (решением Кабинета министров) для чемпионов и призеров Рио-2016, осталось в тех же размерах, что и было четыре года на Играх в Лондоне. Чемпионам обещали $125 тыс., серебряным призерам — $80 тыс., бронзовым призерам — $55 тыс. Также тренерам олимпийцев-медалистов выплачивают половину суммы от премии спортсменов. (См. «Призовые украинских олимпийцев за время независимости Украины»).

МОК_2-1

Кроме того, Национальный олимпийский комитет (НОК) установил собственные денежные награды для олимпийцев-медалистов: 300 тыс. грн — за золото, 200 тыс. грн — за серебро, 120 тыс. грн — за бронзу.

Таким образом, взглянув на итоги выступления украинских атлетов в Рио-де-Жанейро, можно произвести несложные арифметические подсчеты, чтобы вычислить, сколько в итоге получили украинские спортсмены, занявшие на Олимпиаде-2016 призовые места.

У нас в Рио было двое золотых медалистов (гимнаст Олег Верняев и гребец-каноист Юрий Чебан): это $250 тыс. и 600 тыс. грн. Восемь серебряных медалистов (стрелок Сергей Кулиш, гимнаст Олег Верняев, борец Жан Беленюк, пятиборец Павел Тимощенко и команда фехтовальщиц-саблисток – Ольга Харлан, Алина Комащук, Елена Кравацкая, Елена Воронина, то есть фактически 8 медалей): это $640 тыс. и 1,6 млн грн. И пятеро бронзовых медалистов (фехтовальщица Ольга Харлан, легкоатлет Богдан Бондаренко, гимнастка Анна Ризатдинова и дуэт гребцов-каноистов Дмитрий Янчук и Тарас Мищук, то есть фактически): это $275 тыс. и 600 тыс. грн. Итого получается $1,165 млн и 2,8 млн грн.

Поскольку украинские олимпийцы получают свои призовые в гривнах (для этого им открывают специальные счета в выбранном банке), то с учетом колебаний курса выходит сумма порядка 33 млн грн. Соответственно тренеры получат порядка 16 млн грн. Итого их призовые составят около 48 млн грн.

Много это или мало? Здесь нужно принять во внимание цифру, которую назвал советник министра спорта Павел Булгак: на Олимпиаду и Паралимпиаду 2016 года государство запланировало выделить 441 млн грн, причем 60% этих средств составят расходы на призовые. То есть речь идет о сумме 264,6 млн грн. На этом фоне цифра 48 млн не производит особого впечатления. И можно было бы только пожалеть, что наши олимпийцы сэкономили государству и НОК немало денег.

О чем нередко забывают

Однако напомним, что речь идет еще и о паралимпийцах. На Игры в Рио Украина везет самую большую за все годы делегацию — 155 спортсменов. Напомним, что в Лондоне-2012 наши паралимпийцы завоевали 32 золотых, 24 серебряных и 28 бронзовых медалей (четвертое место в общем зачете среди 164 стран). Призовые у паралимпийцев такие же, как у обычных атлетов. И в случае сопоставимого с Лондоном результата паралимпийцам придется выплатить порядка 194 млн грн, а с тренерами — и все 250-260 млн. Для этого есть все основания, тем более, что российские паралимпийцы на этот раз отстранены от Игр. Но сегодня, разумеется, никто не может знать точные цифры. Паралимпиада в Рио-де-Жанейро пройдет 7-18 сентября.

Вопрос о равенстве призовых для олимпийцев и паралимпийцев является дискуссионным и деликатным. С одной стороны, некорректно сопоставлять соревновательный уровень (прежде всего, по количеству участников в видах программы и степени конкуренции). А с другой — политически некорректно ущемлять права инвалидов.

В любом случае очевидно, что запланированного призового фонда может не хватить, и придется, как обычно, выкручиваться в ручном режиме. Но эти процессы, в отличие от олимпийских успехов или скандалов, остаются вне публичного внимания.

Ранее бывало, что призовые олимпийцам выплачивались частями. А в 2009 году после Игр-2008 в Пекине имел место скандал, связанный с тем, что в «Родовид Банк», где олимпийцам открыли депозитные счета, ввели временную администрацию. Вообще опыт показывает, что нашим спортсменам иногда легче побеждать на соревнованиях, чем потом выдирать обещанные премии, квартиры и другие поощрения. (См. таблицу «Медали, завоеванные украинскими спортсменами на Олимпийских играх»).

Возвращаясь к общей сумме украинских расходов на Олимпиаду и Паралимпиаду – 441 млн грн ($17 млн), следует отметить, что по словам Павла Булгака, в России на аналогичные цели тратят $1 млрд в год, а во Франции — €400 млн. Чиновник также посетовал, что все расходы на приобретение оборудования, зарубежные сборы, перелеты, проживание, питание осуществляются в валюте, что делает цифру 441 млн грн еще скромнее. Булгак считает, что ежегодная сумма расходов на спорт высших достижений в Украине должна быть на уровне 4 млрд грн, а не 1,4 млрд грн, как сейчас.

Пока же на деле приходится оперировать намного более скромными цифрами. Так, НОК в декабре 2015 года увеличил программу олимпийских стипендий к Рио-2016 до 6,5 млн грн. По этой программе 70 элитных спортсменов получали ежемесячные стипендии для улучшения условий их подготовки к Играм. Это традиционная акция НОК перед каждыми Олимпийскими играми. НОК, как общественная организация, аккумулирует большую часть средств за счет спонсорских поступлений.

Практикуется также поощрение олимпийских призеров материальными благами от местных властей и спонсоров: квартирами, автомобилями, ценными подарками. Но это исключительно акты доброй воли, которые планированию не подлежат.

Когда размер не имеет значения

Теперь посмотрим, а есть ли корреляция между денежным стимулом и реальными успехами олимпийцев? На ОИ-2016 медали завоевывали спортсмены из 87 стран. Наибольшее количество наград — у команд из топ-10 общего зачета. Это США (121 медали, из которых 46 золотых), Великобритания (67—27), Китай (70—26), Россия (56—19), Германия (42—17), Япония (41—12), Франция (42—10), Южная Корея (21—9), Италия (28—8), Австралия (29—8).

При этом в топ-десятке по размеру призовых за золото из этого списка присутствует только Италия ($184 тыс.). Далеко не везде олимпийцев стимулируют большими деньгами. Так, в США сумма вознаграждения за олимпийское золото не менялась с 1984 года и составляет $25 тыс. Россия на Игры-2016 установила такие призовые: золото – 4 млн руб. ($62,3 тыс.), серебро — 2,5 млн ($38,9 тыс.), бронза — 1,7 млн ($26,5 тыс.). Призовые за золото Рио у Франции — $56 тыс., Китая — $50 тыс., Германии — $20 тыс.

А вот Великобритания вообще не выплачивает своим олимпийцам призовые. Как и Швеция или Норвегия. Но это не значит, что там топ-спортсмены обделены вниманием государства. Просто их любят не раз в четыре года, а постоянно: в Великобритании ежемесячно член олимпийской команды получает стипендию 20-30 тыс. фунтов стерлингов ($26,2-39,3 тыс.).

В то же время некоторые страны с очень серьезными призовыми заняли в Рио достаточно скромные места в общем зачете. Например, деньги Киргизстана остались вообще невостребованными. Малайзия (60-е место) и Филиппины (69-е место) потратились только на серебряные и бронзовые медали в малых количествах. То есть прямой связи между стимулом и результатом нет, здесь работают другие факторы.

Отметим, что олимпийские успехи нередко конвертируются в большие деньги на рекламных контрактах, которые спешат заключить с популярными спортсменами крупные бренды. Так, девятикратный олимпийский чемпион в спринте Усейн Болт в 2015 году заработал $32,5 млн: $2,5 призовых на соревнованиях и $30 млн на контрактах. В частности, по контракту с производителем спортивной экипировки Puma Болт получает около $10 млн ежегодно. Также легкоатлет является лицом швейцарского часового бренда Hublot, сотрудничает с производителем спортивных напитков Gatorade, автогигантом Nissan и телекоммуникационной компанией Virgin Media.

В следующей публикации Hubs детально рассмотрит, как работают спортивные системы в разных странах. Это особенно интересно в свете того, что на верху таблицы общего зачета Рио-2016 оказались страны, представляющие совершенно разные системы. Это США, где вообще нет министерства спорта, но зато развита система университетского спорта. Это Великобритания, где разумно сочетаются мощная государственная поддержка массового спорта и приватная поддержка спорта высших достижений. Это Китай, где государство вкладывает в спорт как дело национального престижа огромные средства. И это Россия, где отдельные виды спорта закрепили за олигархами.

Пока же бегло взглянем на любопытные подсчеты издания «Спорт-Экспресс» по итогам ОИ-2016. Согласно критерию количества спортсменов, на одну добытую в Рио медаль самым эффективным оказался Азербайджан — 18 медалей на 56 атлетов (в среднем — 3,11). По этому показателю абсолютный гегемон Олимпиады США остались вторыми — 121 медаль на 567 атлетов (4,69 в среднем), а на третьем месте оказалась Эфиопия — 8 медалей на 38 атлетов (4,75).

По параметру количества спортсменов на одну золотую медаль лучше всех выглядит Таджикистан — 1 золото на 7 спортсменов (в среднем – 7,0). В тройку лучших вошли Иордания и Косово: у них по одной медали на 8 атлетов. США здесь только шестые – 46 золотых медалей на 567 атлетов (12,33 в среднем).

Что касается таких абсолютно внешних параметров, как население страны, территория страны и ВВП страны на одну олимпийскую медаль (в расчет брались страны, завоевавшие более двух золотых медалей), то здесь вне конкуренции по всем позициям оказалась Ямайка. На высоких местах по количеству населения на медаль — Новая Зеландия, Хорватия, Венгрия. По квадратным километрам территории — Голландия, Великобритания, Южная Корея. По ВВП — Узбекистан, Кения, Хорватия. То есть это занятные, но не более чем курьезные данные, не показывающие никаких закономерностей в плане собственно спортивных достижений.

Здесь стоит вспомнить выпад губернатора Одесской области Михаила Саакашвили в адрес министра спорта Игоря Жданова. Саакашвили упрекнул министра в том, что Украина по итогам Олимпиады оказалась ниже Ямайки и Кении. Однако он не учитывает (а, может, и не знает), что у Ямайки есть феноменальный Усейн Болт, который принес своей сборной два золота лично и еще одно – в эстафете. А Кения издавна славится своими бегунами на длинные дистанции, которые являются потомками племен охотников, загонявших насмерть антилоп в саванне. Именно они принесли Кении в Рио 5 из 6 золотых медалей и 4 из 5 серебряных. Так что, как видим, размер в вопросе олимпийских успехов не имеет значения.

*

Top