За олимпийский цикл 2012-2016 МОК заработал $8 млрд – на 35,6% больше, чем за аналогичный предыдущий период
В предшествующей публикации Hubs анализировал экономический эффект от проведения Олимпийских игр для стран-организаторов. Но у Олимпиад есть глобальный организатор – это Международный олимпийский комитет (МОК). Созданный в 1894 г. по инициативе барона Пьера де Кубертена как сугубо неприбыльная организация, МОК сегодня превратился в финансовую мощную структуру с миллиардными доходами. Это неудивительно: деньги, которые крутятся в олимпийском бизнесе, сопоставимы с бюджетами целых государств. Hubs разбирался в том, откуда в МОК приходят большие деньги и как они распределяются.
Когда Кубертен перевернулся в гробу
На заре современного олимпизма важнейшим его принципом был любительский характер спорта. В 1894 г. на установочном конгрессе в Париже отцы-основатели Игр вели дебаты вокруг таких проблем, как, например: можно ли быть профессионалом в одном виде спорта и любителем в другом, или совместимо ли пари с любительским спортом? Ни о каком извлечении прибыли не могло быть и речи.
Но жизнь шла вперед и диктовала свои суровые законы. Важнейшую роль в коммерциализации Олимпийских игр сыграло развитие СМИ – прежде всего, телевидения. После прихода на пост президента МОК Хуана Антонио Самаранча в середине 1989-х годов в олимпийском движении произошла революция: МОК отменил 26-е правило Олимпийской Хартии и допустил на Олимпийские игры спортсменов-профессионалов. Наверняка в этот момент основатель современных Олимпиад Пьер де Кубертен перевернулся в гробу.
Зато усилия президента Самаранча принесли ощутимые материальные результаты. Годовой бюджет МОК в 1992 г. составлял лишь $20 млн, а в 2008 г., при президенте Жаке Рогге, он уже был $2,4 млрд. А всего за период, например, с 2008 г. по 2012 г. МОК заработал свыше $5,9 млрд, а за период 2012-2016 гг. – около $8 млрд, превысив показатель предыдущего олимпийского цикла на 35,6%. Олимпийские циклы – это четыре года между летними Олимпиадами, включающие в себя зимние Игры (до 1994 г. зимние и летние Олимпиады проводились в одном году, далее – со сдвигом на два года). (См. таблицу «Динамика доходов МОК от проведения Олимпийских игр»).
МОК финансируется частным сектором. Источниками дохода в большей степени являются телевизионные компании и спонсоры. Благодаря имеющимся доходам МОК получает широкую возможность осуществлять финансовую поддержку в организации Олимпийских игр и деятельности национальных олимпийских комитетов (НОК), которых сегодня насчитывается 206. А также – осуществлять различные программы по развитию олимпийского движения в мире.
Являясь официально некоммерческой организацией и располагаясь в Швейцарии, МОК освобожден от уплаты 20% налога.
Быстрее! Выше! Дороже!
Структурно все финансовые источники, из которых складывается бюджет Олимпийских игр, можно разделить на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся пожертвования меценатов, спонсорские средства, поступления от государственных структур. К внутренним источникам следует отнести поступления от продажи прав на телевизионные трансляции Олимпийских игр, лицензирования олимпийской символики, продажи билетов на соревнования, предоставления прав на размещение информации в интернет, продажи олимпийских товаров, а также от лотерей, реализации марок, монет и прочих олимпийских сувениров (см. таблицу «Структура доходов МОК от проведения Олимпийских игр (олимпийский цикл 2012-2016)»).
Финансирование конкретных Олимпийских игр (организацию и проведение) осуществляет их местный организационный комитет. Сам комитет распределяет средства от МОК и 95% поступлений от продажи билетов (5% доходов от билетов уходит в МОК). Иногда в процессе разделения доходов на местах возникают конфликты между национальными олимпийскими комитетами и оргкомитетами Игр, действующими под эгидой МОК. На Играх-2012 в Лондоне спорили Британская олимпийская ассоциация (БОА) и Лондонский организационный комитет ОИ-2012 (ЛОГОК). В конечном итоге стороны договорились о том, что 60% доходов пойдут на развитие спорта Великобритании, 20% уйдут в МОК и 20% достанутся БОА (изначально БОА претендовала на 40%).
Экономическими делами МОК занимается его маркетинговый комитет во главе с японцем Цунекадзу Такэдой. Денежные поступления для МОК зачисляются на специальные счета для реализации программ маркетинга, которые включают в себя денежные суммы от продажи прав на теле- и радиотрансляции (broadcasting), общего субсидирования компаниями-спонсорами (corporate sponsorship), продажи билетов (ticketing) и лицензирования (licensing).
По прогнозам экспертов МОК, доход комитета за период 2012-2016 гг. должен увеличиться на 35,6% по сравнению с предыдущим олимпийским циклом. Главную роль в этом росте сыграла продажа телевизионных прав (см. таблицу «Динамика доходов МОК от телетрансляций летних Олимпийских игр»).
Телевидение – главный источник олимпийских денег
Объем получаемых доходов от продаж прав на теле- и радиотрансляцию Олимпийских игр составляет большую часть доходов МОК – почти 50%. Игры привлекают к себе огромную аудиторию телезрителей и радиослушателей, которая может достигать 2-3 млрд человек. Столь высокая концентрация внимания людей является весьма привлекательной для рекламодателей, которые согласны платить большие деньги за эфирное время. На Олимпийских играх одна минута телевизионной рекламы может стоить несколько миллионов долларов.
Поэтому и право на трансляцию стоит больших денег. Суммарный объем контрактов МОК по правам телевизионной и радиотрансляции за период с 1984 г. по 2008 г. составил свыше $10 млрд. С тех пор суммы контрактов выросли в разы.
МОК продает телеправа крупным компаниям (частным и государственным), как правило, пакетами – на определенное количество Олимпиад. Предпочтение отдается компаниям, которые изъявляют желание показывать и летние, и зимние Игры. Летние Игры обычно стоят в два раза дороже, чем зимние (см. таблицу «Топ-10 телевизионных контрактов МОК на освещение Олимпийских игр»).
На крупных рынках идет усиленная конкуренция, что позволяет МОК увеличивать ставки на телетрансляции Игр. Доходы от продажи аудиовизуальных прав в последние четыре года в денежном выражении увеличились на 52%.
В 2001 г. МОК создал компанию Olympic Broadcasting Services (OBS), которая обеспечивает всем компаниям-бродкастерам Игр международный телевизионный и радиосигнал и следит за соблюдением высоких стандартов трансляции.
На Играх-2016 в Рио OBS использует свыше 1000 телекамер для обеспечения свыше 7000 часов трансляций, которые должны увидеть порядка 5 млрд человек в более 200 странах.
Спасибо дорогим спонсорам
Спонсоры обеспечивают МОК 35-40% доходов от общего объема поступлений. Естественно, что спонсорами подобных спортивных событий стремятся стать многие компании – начиная с крупных транснациональных компаний до небольших локальных фирм.
Например, спонсорами Лондона-2012 стали 11 крупных компаний, которые в общей сложности заплатили МОК $957 млн. При этом они смогли заключить вполне удачные сделки на поставку производимой ими продукции, получили право на трансляцию своей рекламы и проведение промо-акций на Играх.
На Играх-2016 в Рио-де-Жанейро у МОК снова 11 топ-спонсоров. Это мировые бренды: Coca Cola (партнер МОК с 1928 г.), Omega (с 1932), McDonalds (с 1968), Visa (с 1986), ATOS (с 1989), Panasonic (с 1992), P&G (с 2012), Bridgestone (с 2014), Samsung (с 2014), DOW (с 2014), GE (с 2016). Кроме того, у Игр-2016 есть 7 национальных официальных спонсоров из числа бразильских компаний: Bradesco, Bradesco Seguros, Correios, Claro, Embratel, NET и Nissan Brasil. По предварительным данным, спонсоры в общей сложности выложили на нынешних летних Играх около $2 млрд.
Купить лицензии и продать билеты
В среднем доля доходов от олимпийского лицензирования составляет 2-3%, а от продажи билетов – 5-10% в общей структуре поступлений за олимпийский цикл. На Лондонской Олимпиаде продажа билетов принесла $931 млн, а выдача лицензий на право разработки и продажи товаров с символикой и другими элементами Игр принесла $125 млн.
Что касается билетов на ОИ-2016, то для того, чтобы посещение соревнований стало доступным для всех слоев бразильского общества, а трибуны арен не пустовали, свыше половины билетов (3,8 млн шт.) спустили по цене от $13-22. Организаторы всего выпустили 7,5 млн билетов, реализовали билетов на сумму $323 млн (1,5 млн штук остались непроданными) и заявили о выполнении плана. Даже раздали бесплатно детям 240 тыс. билетов. Но, по свидетельствам украинских журналистов, на большинстве соревнований в Рио пустует множество мест.
В преддверии Олимпийских Игр повышенным спросом пользуется их символика. Чтобы производить продукцию с олимпийской символикой производителям необходимо получить лицензию МОК, НОК или местного Оргкомитета (в зависимости от специфики продукции). За такое разрешение выплачивается лицензионный сбор в размере 10-15% прибыли от продаж продукции.
На Играх-2016 участниками лицензионной программы МОК стали около 70 компаний, получивших право выпускать официально брендированные товары – спортивную одежду и обувь, спортивные товары, домашние товары, канцтовары, сувениры, игрушки и т.п. Всего в номенклатуре товаров значатся более 8000 позиций, которые реализуются в 150 официальных магазинах Рио-де-Жанейро – в торговых центрах, аэропортах, отелях, олимпийской деревне и всех олимпийских спортивных объектах.
Куда идут деньги МОК
Вовсе не следует думать, что МОК присваивает все вышеназванные доходы себе. Несмотря на неизбежные коррупционные подозрения, обвинения и скандалы (а разве может быть иначе, когда речь идет о миллиардных суммах?), организация весьма скрупулезно и прозрачно направляет полученные средства на развитие мирового спорта и олимпийского движения.
На собственные операционные расходы (штаб-квартира в Лозанне, зарплата сотрудников, командировки и т.п.) уходит не более 10% доходов МОК. Примерно 70% доходов МОК поступает в распоряжение национальных олимпийских комитетов стран-членов МОК и международных спортивных федераций, и 20%– оргкомитетам зимних и летних Олимпийских игр.
Национальные олимпийские комитеты и международные федерации получают большую часть денег, так как именно они занимаются подготовкой спортсменов. Напомним, что большинство НОК выплачивают своим спортсменам призовые за олимпийские медали (Hubs детальнее расскажет об этом в следующей публикации – ред.). Эти средства, в основном, берутся из поступлений от МОК.
Кроме того, средства также выделяются таким организациям, как Международный паралимпийский комитет и Международное антидопинговое агентство. В распоряжение НОК бедных стран поступают дополнительные деньги по программе «Олимпийская солидарность». МОК также ведет просветительскую, научную и общественную деятельность.
Так что, возможно, барона Кубертена и покоробило бы от меркантильности его последователей. Но иных путей для успешной и результативной работы в таких масштабах в современном мире попросту нет.