экономика Олимпийских игр

Hubs разбирался в экономике Олимпийских игр

5 августа в Рио-де-Жанейро стартуют XXXI летние Олимпийские игры. Олимпиада – главное мировое спортивное событие четырехлетнего цикла, лидирующее по масштабу, вниманию публики и капиталовложениям. Hubs исследовал экономический аспект Олимпийских игр. Сегодня речь пойдет об эффекте проведения Игр для принимающих стран и городов. В следующей публикации мы рассмотрим коммерческую сторону Олимпиад и выгоды для их главного организатора – Международного олимпийского комитета.

Дорогое удовольствие

История современных Олимпийских игр насчитывает 120 лет. За это время Игры превратились в крупное общественно-экономическое мероприятие с огромным бюджетом. Если в Первой Олимпиаде в 1896 году в Афинах участвовали 240 спортсменов из 14 стран, которые состязались в 9 видах спорта (43 комплекта наград), то в Рио-2016 примут участие свыше 11 тысяч спортсменов из 207 стран, которые посоревнуются за 306 комплектов наград в 28 видах спорта.

Право на проведение Олимпийских игр означает для принимающих стран и городов не только большой престиж, но и неизбежные финансовые затраты. Иногда они окупаются в различных формах, но нередко приносят экономике стран-хозяек Игр серьезные убытки. Согласно исследованиям, за последние десять лет Олимпийские игры стоили в среднем $8-9 млрд без учета транспортной и гостиничной инфраструктуры.

Для принимающей страны проведение Олимпийских игр имеет две цели: получение максимальной экономической прибыли (в чем заинтересован, прежде всего, частный бизнес) и престиж страны (в чем в большей степени заинтересовано государство). Источники финансирования каждой Олимпиады разделяются на государственные (общенационального, регионального и городского уровней) и частные (отечественные и иностранные). Соответственно, различают три модели управления и финансирования Олимпиад: модель государственного управления (доля государственного участия – более 67%), смешанная модель (доля государственного участия – 33-67%) и модель частного управления (доля государственного участия менее 33%).

Опыт показывает, что чем большую долю во вложениях занимают финансы частного сектора, тем больше вероятность, что Игры окупятся. Роль же государства заключается в создании институциональных предпосылок для привлечения частного бизнеса к участию в организации и финансировании Игр, а также в управлении макроэкономическими процессами на разных этапах олимпийского делового цикла.

Организация Олимпийских игр, как и чемпионатов мира и Европы по футболу, неизбежно оказывает существенное влияние на все сферы  экономики страны, в которой они проводятся. При этом большой бюджет мероприятия не гарантирует положительный эффект от их проведения, так как огромное значение имеет подготовительная организация работ.

Определяющими факторами здесь являются специфика соревнований и специфика места их проведения. Летние Олимпийские игры как синтетическое мероприятие предполагают наличие большого числа различных объектов спортивной инфраструктуры: от арен, бассейнов и футбольных полей до водных площадок для соревнований по парусному спорту и конно-спортивных комплексов. Принимающий город также должен располагать необходимой гостиничной и транспортной инфраструктурой. Чем больше требуется готовить и строить, тем большие расходы несут хозяева. И здесь многое зависит от уровня развития экономики принимающей страны. В странах с менее развитым уровнем экономики, с незначительным объемом валового национального продукта влияние проведения Олимпиады на экономику значительно выше, чем в странах с развитой экономикой. Однако выше и риски последующего снижения деловой активности, которые могут повлечь за собой увеличение суммы долгов страны и уровня инфляции. (См. таблицу «Во сколько обошлось проведение летних Олимпийских игр»)

экономика Олимпийских игр

Эксперты выделяют следующие показатели экономического эффекта от проведения Олимпийских игр: изменение валового национального продукта; инвестиции в подготовку и проведение спортивных соревнований; влияние на создание рабочих мест; влияние на соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами, произведенными этой страной за границей за определенный промежуток времени.

Если большую часть доходов от продажи медиаправ, билетов и брендированной продукции получает Международный олимпийский комитет (МОК) (детально об этом читайте в следующей публикации Hubs), то страна-организатор и принимающий город (регион) зарабатывают, прежде всего, на туристах и на последующей эксплуатации возведенных к Играм спортивных и жилищных объектов. И здесь многое зависит от местной специфики: если в одних городах здания олимпийской деревни выгодно продаются под жилье, то в других они пустуют и рушатся, как, например, в Сочи после зимних Игр 2014 года.

Праздник или катастрофа?

Теперь рассмотрим на конкретных примерах, как работали названные выше факторы на различных Олимпиадах в разных странах и городах. Для экономии места ограничимся только летними Олимпийскими играми.

Первые Олимпиады (1896-1912 гг.) финансировались преимущественно за счет частных пожертвований и продажи почтовых марок, открыток и памятных монет. С 1920 года к финансированию Игр стали активно привлекать рекламу и компании-спонсоры. Олимпиада 1932 года в Лос-Анджелесе (США) считается первой, окупившей себя. С 1936 года началась эпоха телевидения, с 1952 – привлечение международных компаний на конкурсной основе. Новый этап в развитии олимпийского движения наступил в 1980 году с приходом на пост президента МОК Хуана-Антонио Самаранча, который поставил целью сделать организацию Олимпийских игр экономически прибыльной.

МОК преуспел в решении этой задачи. А вот страны-организаторы Игр справлялись с ней по-разному. Наиболее экономически успешными считаются Олимпиады в Лос-Анджелесе (1984), Сеуле (1988), Атланте (1996) и Сиднее (2000). А вот Игры в Монреале (1976), Москве (1980) и Афинах (2004) стали провальными в экономическом плане, и принимающие страны и города еще долго испытывали последствия спортивных праздников.

Несколько историй успеха

Игры 1984 года в Лос‑Анджелесе впервые в истории олимпиад полностью финансировались бизнесменами, поскольку мэрия отказалась брать на себя хотя бы часть расходов. При минимальных расходах (примерно $1,1 млрд) Игры дали весьма внушительную прибыль — $335 млн.

Олимпиада1988 года в Сеуле финансировалась на 52% из государственного бюджета. Прибыль от проведения Игр составила $280 млн. Бюджет Олимпиады‑1996 в Атланте составлял более $1,7 млрд, которые были получены исключительно из частных источников. Организаторы экономили на всем, чтобы свести расходы к минимуму: Олимпийская деревня не возводилась специально — спортсмены жили в студенческих общежитиях, многие спортсооружения были разборными и после Игр были демонтированы. Прибыль от проведения Олимпиады составила $60 млн.

Кто потерпел поражение

А вот обратные примеры. Олимпиада-1976 в Монреале стала самым дорогостоящей в истории на тот момент. Канадский город неожиданно оказался победителем в конкурсе МОК, потому что его из-за политических соображений в компромиссном порядке предпочли соперникам — Москве и Лос-Анджелесу. Организаторам пришлось затратить много средств на спортивную инфраструктуру, в том числе свыше $1 млрд — на помпезный Олимпийский стадион. Его из-за формы прозвали The Big O («Большая О»), но потом переименовали на The Big Owe («Большой долг») — из-за повисшего на провинции Квебек долга, который выплачивался в течение 30 лет.

Олимпиада-1976 в Монреале

Олимпиада-1976 в Монреале

Примером экономического провала принято считать и Московскую Олимпиаду-1980, хотя, по некоторым данным, она окупилась примерно на 80%. Изначальной задачей организаторов было продемонстрировать миру преимущества советского общественного строя. Поэтому государственных денег на подготовку не жалели и на отдачу не рассчитывали. Свою негативную роль сыграл бойкот со стороны США и ряда передовых стран мира – из-за войны в Афганистане. Некоторые исследователи утверждают, что затраты на подготовку Олимпиады сыграли определенную роль в крахе советской экономики к середине 1980-х годов и последующем распаде Советского Союза.

Такие же утверждения можно встретить и по адресу ОИ-2004 в Афинах, которые обошлись организаторам почти в $11 млрд. Изначальный бюджет был перерасходован почти в 10 раз. И во время жестокого экономического кризиса в Греции (2010-2011), когда страна оказалась на грани выхода из зоны евро и из ЕС, многие специалисты говорили о негативной роли, которую в подрыве национальной экономики сыграла подготовка к Олимпиаде-2004.

Поэтому в последнее время инициатива правительств тех или иных стран о проведении у себя Олимпийских игр нередко встречает протест населения соответствующих городов. Так, например, из-за негативных настроений граждан отозвали свои заявки на организацию зимних Олимпийских игр 2022 (на которые, кстати, претендовал и украинский Львов) Мюнхен, Барселона, Краков и Стокгольм.

Далеко не все считают целесообразным потратить миллиарды ради двух недель спортивного праздника – не всегда с предсказуемыми экономическими последствиями. А зимние Игры-2022 достались Пекину: в Китае есть и средства, и политическая воля, и традиция этой воле не перечить.

Рио-2016: карнавал с проблемами

Судьба Олимпиады-2016 в Рио-де-Жанейро оказалась достаточно сложной. Право на проведение XXXI летних Олимпийских игр второй по величине (после Сан-Паулу) город Бразилии получил в 2009 году, обойдя Мадрид, Токио и Чикаго. Определенную роль в этом достижении сыграл тот факт, что Бразилия в 2007 году получила право на организацию чемпионата мира по футболу 2014 года. Кстати, впоследствии, когда в процессе подготовки Игр возникали многочисленные претензии и вопросы, именно фактор успешного проведения футбольного мундиаля стал главным аргументом Бразилии в том, что все будет в порядке. (См. таблицу «Структура инвестиций в Рио-де-Жанейро к ОИ-2016»)

Олимпиада-2016 в Рио

На момент получения Олимпиады-2016 Бразилия входила в топ-десятку экономик мира и стремительно развивалась. Но с тех пор многое изменилось в худшую сторону. Страну охватила худшая с 1990-х годов экономическая рецессия, которая по оценке экспертов, продлится до 2018 года. На фоне кризиса страну сотрясают коррупционные скандалы. Сегодня идет процесс импичмента президента Дилмы Русеф, временно отстраненной от должности 12 мая текущего года.

Среди главных проблем, с которыми столкнулся Рио-де-Жанейро в процессе подготовки Игр, эксперты выделяли пять основных категорий: безопасность и охрана, права человека, загрязнение окружающей среды, вопросы строительства, а также политическая и экономическая среда. Уровень криминальной угрозы Рио оценивался как «критический». Массовые принудительные выселения с целью освободить место для крупных городских проектов, связанных с Играми, коснулись примерно 170 тыс. человек. Многочисленные исследования вод Рио показывали картину сильного загрязнения. Эта проблема обострилась за последние несколько десятилетий из-за роста населения Рио. Были серьезные проблемы в области строительства олимпийских объектов: велодрома, теннисного центра и аквапарка. Кроме того, ситуацию осложнила эпидемия вируса Зика.

Большой проблемой Бразилии является коррупционная угроза.  В попытке оградить государственную казну и защитить наследие Игр, почти 60% бюджета на Олимпийские игры в Рио привлекли из частного сектора. Но усилия, прилагаемые с целью сэкономить государственные средства, неравноценны: в обмен на частное финансирование Бразилия дала приватному сектору право по окончании Олимпиады получить большие участки ценной недвижимости в радикально преобразованном городе. Однако как только новая недвижимость попадет в частные руки, появится угроза продажи ее по завышенным ценам, что повысит корпоративные интересы и сведет на нет общественные выгоды.

7 июля агентство Bloomberg со ссылкой на исследование бизнес-школы Оксфордского университета сообщило, что Игры-2016 обойдутся госбюджету Бразилии в $4,6 млрд. Перерасход плановых средств на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро достигнет $1,6 млрд.

Олимпиада-2016 в Рио

Олимпиада-2016 в Рио

«Перерасход средств более чем в миллиард долларов происходит тогда, когда Бразилия едва ли может себе это позволить, учитывая, что страна переживает свой самый серьезный экономический и политический кризис со времен 1930 гг., а Рио-де-Жанейро особенно сильно пострадал от рецессии»,- отметил ведущий исследователь бизнес-школы Бент Флайберг.

По данным бразильских СМИ, продажи билетов не оправдали ожиданий, и организаторы обеспокоены тем, что на аренах Олимпиады будут пустовать тысячи мест. К апрелю 2016 года была продана только часть билетов: продажам мешало отсутствие интереса у местных жителей, а также международная озабоченность по поводу вируса Зика. Бразильская пресса сообщает, что билеты даже могут быть розданы бесплатно, только для того, чтобы создать впечатление заполненных трибун. Всего планировалась продать 7,5 млн билетов – на 200 тыс. меньше, чем на ОИ-2012 в Лондоне. Средняя цена билета составляет 70 бразильских реалов ($21.35). Самые дешевые билеты – 40 реалов ($12.20), самые дорогие на лучшие места на церемонии открытия – 4600 реалов ($1403).

Тем не менее, президент МОК Томас Бах выразил уверенность в том, что несмотря на все трудности, с которыми столкнулась Бразилия, Игры-2016 принесут надежду стране и всему миру, который тоже переживает политический и экономический кризис.

*

Top