Вместо экономических реформ – стагнация без обвала
Через неделю исполнится ровно год, как в Украине приступило к исполнению обязанностей новое правительство. Нынешние премьер-министр и весь состав Кабинета Министров назначены на занимаемые ими должности Верховной Радой Украины 14 апреля 2016 г. (постановлениями №1093 и №1097). Hubs публикует материалы «Обещанного год ждут» о результативности и выполнении обещаний украинским правительством образца 2016 г. В данной публикации мы формально количественными показателями оцениваем лишь три основных целевых индикатора, достижение которых сам для себя определил Кабмин Гройсмана. Второй вопрос – насколько эти цели релевантны для экономического развития. Краткий итог. Правительство за год выполнило только половину своих экономических обещаний: контрольные показатели по госбюджету достигнуты, по содействию бизнесу – провалены, по развитию промышленности – выполнены частично.
Экономический приоритет
Уже в первый день пребывания в должности новый премьер-министр Владимир Гройсман, представляя парламенту программу деятельности нового правительства признал, что «без возобновления экономического роста мы никогда не станем на собственные ноги». И заявил: «Реформы в экономической сфере для нас являются одним из ключевых приоритетов».
Однако конкретики по таким реформам, что в речи премьера, что собственно в «Программе деятельности Кабинета Министров Украины» (в тот же день одобренной Верховной Радой, см. постановление №1099) было крайне мало.
В частности, не были определены ни KPI правительства (ключевые индикаторы эффективности), ни сроки выполнения анонсированных экономических реформ. Зато премьер-министр пообещал ровно через месяц представить «четкий операционный антикризисный план …с конкретными индикаторами его выполнения».
Фактически «План приоритетных действий правительства на 2016 год» (далее – План), Владимир Гройсман представил на заседании Правительства на 5 дней позже обещанного срока, а утвержден этот документ был распоряжением КМУ №418-р лишь 27 мая. Обещание относительно сроков подготовки и продвижения документа премьер не сдержал, «законный» План у правительства появился лишь спустя полтора месяца после «программной» речи премьера в парламенте. Имеем практически полуторакратное превышение заявленных сроков.
Отметим сразу, что сроки прохождения и второго программного документа правительства, названного 14 апреля Гройсманом «планом развития страны на среднесрочную перспективу» впоследствии были сорваны. Премьер обязался подготовить этот документ к концу 2016 г., а по факту «Среднесрочный план приоритетных действий правительства до 2020 года и план приоритетных действий правительства на 2017 год» был утвержден Кабмином лишь на прошлой неделе – 3 апреля нынешнего года.
Произошла трехмесячная задержка, правительство первый квартал 2017 г. работало без плана. При этом собственно текст документа общественность до сих пор так и не увидела (по состоянию на 6 апреля).
Согласно «Плану приоритетных действий правительства на 2016 год», первым из пяти стратегических приоритетов, которые Кабмин закладывал для себя на первый год правления, было обеспечение макроэкономической стабилизации и устойчивого экономического роста.
В деятельности по этому направлению правительство определило для себя ряд целевых показателей, а некоторые из них даже оцифровало (описало их количественно). Такая практика обычно позволяет правительству эффективнее управлять экономикой, а общественности – с надлежащей достоверностью давать объективную оценку деятельности Кабинета Министров.
В первом выпуске цикла «Обещанного год ждут» Hubs выделил три ключевых показателя из экономического блока 232-страничного Плана правительства – дефицит госбюджета, позиция в рейтинге легкости ведения бизнеса, рост промышленного производства. И проанализировал степень достижения целевых уровней по ним по состоянию на апрель 2017 г.
Дефицит госбюджета
Одним из важных целевых показателей по достижению макроэкономической стабильности и оздоровлению государственных финансов Кабмин определил для себя уровень дефицита государственного бюджета. Согласно Плану, Кабмин должен был удержать дефицит госбюджета в 2016 г. в пределах 3,7% от ВВП страны и выходить на величину в 3% к концу 2017 г.
Констатируем, правительству по состоянию на конец февраля нынешнего года удалось даже перевыполнить «бюджетную» задачу. Потому что по итогам 2016 г. дефицит госбюджета Украины, согласно данным Госказначейства, составил 70,26 млрд грн., что эквивалентно 2,9% ВВП. А за январь-февраль 2017 г. в госбюджете образовался и вовсе профицит в размере 1,37 млрд грн.
Хотя ситуация для Кабмина к 14 апреля может и ухудшиться. Как сообщает Госказначейство, по состоянию на 6 апреля 2017 г. план по доходной части госбюджета недовыполнен на 17,6% – доходы составили 180,95 млрд грн. при плане в 219,59 млрд грн. (данные по расходной части госбюджета за март-апрель еще не обнародованы).
Пока же получается, что почти 11 месяцев правления страной этот состав Кабмина «дефицитный» целевой показатель в рамках 3,0-3,7% ВВП выдерживает.
Кстати, законом о госбюджете на 2017 г. установлен предельный уровень дефицита на весь год, вполне устраивающий правительство – 77,55 млрд грн., что составляет как раз «желанные» 3% от ВВП. И, судя по прогнозам Всемирного банка, которые были обнародованы в начале апреля, пока украинский Кабмин идет почти по графику – учреждение предвидит дефицит сводного бюджета Украины к концу 2017 г. на уровне 3,1%. Под вопросом остается только абсолютное значение превышения расходов над доходами в госбюджете. Ведь на протяжении 2012-2015 гг. этот показатель трижды был меньше 70-миллиардных уровней 2016-2017 гг. – от 45,2 до 64,7 млрд грн.
Легкость ведения бизнеса
Еще одним, весьма наглядным и значимым целевым показателем в экономическом блоке, согласно Плану приоритетных действий правительства на 2016 г., было определено вхождение Украины в 2016 г. в список 50 наиболее привлекательных стран мира по легкости ведения бизнеса, а в 2017-м – в топ-20.
Однако в рейтинге Doing Business Кабмин Гройсмана потерпел фиаско. В выпуске этого рейтинга Всемирным банком за 2017 г. Украина оказалась на 80 месте (годом ранее была на 81-м). За год страна поднялась в престижном рейтинге не на 31 «целевую» ступеньку, а всего лишь на одну. И теперь перепрыгнуть за очередной год сразу 60 конкурентов в рейтинге представляется задачей априори нереальной.
Во-первых, потому, что конкуренты в борьбе за места в верхней части рейтинга – весьма серьезные, и свои позиции они сдавать никому не собираются. А во-вторых, статистика тоже «восстала» против Украины – к примеру, по итогам прошлого года рекордсмену по прыжкам в Doing Business удалось улучшить свой результат лишь на 25 пунктов (Бруней с 97-й ступеньки перепрыгнул на 72-ю).
И, кроме того, если отойти от несколько формализованной методики расчетов этого рейтинга, фактическое состояние дел в цепочке отношений «государство-бизнес» выглядит очень неприглядно. Это и постоянные обыски компаний в различных сферах (которые, как правило, не заканчиваются реальными доказательствами, выдвинутыми в адрес бизнеса), и пресс на бизнес контролерами в виде увеличения финансовых санкций с 6 млрд грн. до 94 млрд грн., и неспособность государства решить проблемы бизнеса в связи с односторонним разрывом ГФС договоров о признании электронных документов. Как сообщают Hubs представители бизнеса, беспредел налоговых чиновников по этой теме до сих пор процветает по всей Украине.
Развитие промышленного производства
Правительство, согласно Плану, обещало увеличить объемы промышленного производства до конца 2016 г. не менее чем на 1,2%, а в среднесрочной перспективе – на 4% и более.
Судя по данным Госстата, «заветный» показатель прироста промышленного производства по итогам 2016 г. таки удалось достичь – объем производства увеличился на 2,8%. И это при том, что на протяжении предыдущих 4 лет фиксировалось падение промышленного производства (на величину от 0,7% до 13% за год).
Однако с февраля 2017 г. наметился сбой. В этом месяце промпроизводство упало на 4,6% (без коррекции на эффект календарных дней) или на 1,7% (с коррекцией). В итоге существенно ухудшился суммарный показатель за январь-февраль – прирост составил мизерные 0,5% (против данных за аналогичные периоды 2016 г.). Согласно же Плану правительства, темпы роста, наоборот, должны были в 2017 г. нарастать.
Кроме этого, Кабмин Гройсмана подписался в своем Плане еще под одним «индустриальным» обязательством – увеличить в 2016 г. долю промышленности в структуре ВВП страны как минимум до 21%.
И этот показатель, если верить данным Госстата, действительно рос на протяжении 2016 г. Однако, по итогам года, он поднялся лишь до уровня в 20,5%. И судя по вышеприведенной динамике промышленных показателей в январе-феврале 2017 г., вряд ли доля отрасли в структуре ВВП продолжала расти в марте-апреле нынешнего года (официальные данные о ВВП за январь-март 2017 г. появятся в июне нынешнего года).
Кстати, оперативные данные по производству в отечественной металлургии за 1-й квартал 2017 г. уже известны – объемы выпуска продукции упали. В частности, выпуска стали – на 8%, производства общего металлопроката – на 8%, выплавки чугуна – на 14%, производства кокса – на 21% (по данным «Укрметаллургпром», по сравнению с показателями за 1-й квартал 2016 г.).
Получается, что по итогам 11 месяцев деятельности Кабмин Гройсмана выполнил «промышленные» целевые нормативы лишь частично. И вряд ли в апреле он уже успеет покорить «индустриальные» вершины, которые сам выбрал для восхождения год назад.
Продолжение публикаций о выполнении обещаний премьер-министра и всего правительства читайте в следующих выпусках Hubs.
Продать бы Израилю «еврейскую скрипку украинского кабмина» вместе со «смычками» и «канифолями» да начать восстанавливать Украину после иудейского шабаша…