Предприятие прибегнет к такому сценарию, если не договорится с «Укрхимтрансаммиаком» о цене на транзит
Остановка транзита российского аммиака через Украину грозит украинской транзитной компании «Укрхимтрансаммиак» (УХТА) серьезными последствиями, вплоть до банкротства, – рассказал руководитель проекта «Инфоиндустрия» Дмитрий Гордейчук.
По его словам, у российского производителя «Тольяттиазот» (ТоАЗ) есть несколько вариантов развития ситуации, если не удастся договорится с УХТА.
«Ситуация для ТоАЗ хоть и весьма плачевная, но не безвыходная. Им придется перегнать суда, которые находятся в Черном море, на Балтику и повезти свой аммиак через порт Вентспилс на Балтике. Это – быстрый выход из ситуации. Второй вариант – это Тамань. По-моему, сейчас отгрузка через этот порт не производится, но там готовность уже высокая. Возможно весной этого года через Тамань пойдет первый аммиак. Таким образом, есть два варианта решения вопроса, либо они договариваются с «Укрхимтрансаммиак», либо везут на Вентспилс. Если бы я был на месте ТоАЗа, и видел, что начинается не совсем обоснованное повышение цены транспортировки, абсолютно не партнерское, я бы естественно постарался вывезти этот аммиак. Для ТоАЗа повышение стоимости транзита через Украину даже на один доллар будет сопоставимо со стоимостью перевозки на Вентспилс. Просто туда еще нужно суда перегнать», – уверен Гордейчук.
Кроме вариантов с альтернативным транзитом ТоАЗ может направить аммиак на производство карбамида, а также продать на внутреннем рынке.
«ТАОЗ производит до 950 тыс. тонн карбамида, этот товар сейчас даже заходит в Украину, они продают его не только на своем рынке, но и нам его поставляют. Объемы переработки пока не полностью покрывают выработку аммиака, поэтому можно продать этот аммиак на российском рынке, сейчас аммиак растет быстро. Грядет весенний сезон и аммиак из Тольятти можно продать на внутреннем рынке. Вариант неплохой, поскольку в России существует реальная нехватка аммиака», – считает эксперт.
Выходом для российского производителя аммиака может стать его так называемый своп – замена.
«Есть еще понятие свопа аммиака. Допустим, аммиак грузится через Вентспилс постоянно тем же «Уралхимом» – крупным российским холдингом. ТоАЗ может продать свой аммиак «Уралхиму» для внутренних потребностей, а «Уралхим» погонит свой аммиак на Балтику и продаст его покупателям ТоАЗа – это называется своп – замена. Чаще всего у того же «Уралхима» есть свои цистерны, курсирующие на Балтику, ему проще на Вентспилсе работать, у него оптимизирована дорога и все остальное. Тольятти тоже может это сделать, но Тольятти поставит этот аммиак, не спеша, потребителям в России. Но экономически такие продажи менее выгодны, чем транзит через Украину. Однако если это нужно для усмирения партнера, который не соблюдает договорные отношения, то российская сторона может пойти на такие шаги», – говорит Дмитрий Гордейчук.
В то же время, по мнению эксперта, если стороны конфликта не договорятся, украинского транзитера ждет незавидное будущее.
«В данный момент УХТА ждет аммиак для того, чтобы его перекачивать и получать деньги. Все к этому готово, завод ОПЗ есть, корабли есть, клиент есть, только не понятно, почему повышается стоимость. Если не дай Бог, клиент уйдет, то УХТА останется без аммиака для перекачки. В трубе находится постоянно порядка 62 тысяч тон технического аммиака, который закачан туда под давлением и постоянно там присутствует. Этот аммиак трогать нельзя. То есть труба будет с аммиаком, но не будет задействована, и деньги на ней не заработаешь», – резюмировал эксперт.
По мнению Дмитрия Гордейчука, конфликт можно было бы решить мирным способом, но «Укрхимтрансаммиак» и Министерство экономики Украины, почему-то этого не делают, при этом перекладывая ответственность друг на друга.
Напомним, в начале января 2017 г. российский производитель аммиака ОАО «Тольяттиазот» заявил, что в нарушение обязательств по действующему контракту и норм украинского законодательства УХТА отказывается восстановить транзит аммиака и навязывает ТОАЗ подписание нового дополнительного соглашения к контракту в качестве условия возобновления транзита. Россияне отказались подписать данное соглашение и считают его противоправным, поскольку оно предусматривает повышение общего тарифа за транзит с 43.77 долл./ тонна, предусмотренного текущим контрактом, до 45.10 долл./тонна, которое ничем не аргументировано и не обосновано. Таким образом, по мнению российской стороны, на сегодня действует контракт в редакции дополнительного соглашения от №9 от 18.04.2011 г., который УХТА обязано неукоснительно выполнять.
Со своей стороны, УХТА заявляет, что транзит будет немедленно возобновлен только после подписания дополнительного соглашения.