Специалист - украинец с американским опытом - рассказал об экономическом потенциале спорта в Украине
Hubs в своих предыдущих публикациях уже обращался к теме реформы украинского спорта. Необходимость перестройки спортивного хозяйства страны на современную модель очевидна для многих. Однако реализовать ее на практике возможно, только отчетливо представляя себе – куда именно идти и к чему стремиться. Для этого нужно изучать и знать современный международный опыт, постигать основы спортивного маркетинга и менеджмента. Отечественных специалистов в этих сферах пока еще очень мало.
Своими подходами к проблемам и перспективам украинского спорта с Hubs поделился Андрей Стеганцов, спортивный менеджер, украинец, который с 2000 года живет и работает в США, возглавляя компанию Mediasport LLC (Майами, Флорида). В его активе – организация более 60 крупных спортивных событий, включая матчи за чемпионские титулы по профессиональному боксу и кикбоксингу, а также – опыт консультанта и преподавателя.
— Какие пути привели вас в спортивный маркетинг и менеджмент?
— В юности я занимался боксом. Вернувшись из армии, познакомился с руководителями Всесоюзного совета кикбоксинга и начал карьеру спортивного организатора. Это было в 1989 году. В частности, я смог заработать деньги, чтобы отправить сборную Украины по кикбоксингу на матч в США, в Лас-Вегас. В составе той команды был Виталий Кличко. В 1992 году открылась компания «Колумбус», которая продвигала кикбоксинг и бокс. Там мне предложили возглавить направление кикбоксинга. Мы провели ряд интересных событий.
В 1996 году мне предложили заняться профессиональным боксом. И я возглавил Союз профессионального бокса Украины (СПБУ). В том же году при содействии легендарного советского боксера Виктора Агеева, руководителям Федерации профессионального бокса России, СПБУ стал членом Всемирной боксерской ассоциации (WBA). Через год мы вступили во Всемирную боксерскую организацию (WBO). Мы организовывали мероприятия, продвигали карьеры боксеров. И при этом я постоянно учился. Тогда спонсоры, инвесторы, рекламодатели не давали денег на постоянной основе. В каких-то видах спорта были меценаты, которые поддерживали и давали деньги, но меня всегда интересовало бизнес-планирование, бизнес-модели, самостоятельное зарабатывание денег.
— Как вы оказались в Америке?
— В 2000 году начались процессы преобразования СПБУ в Федерацию профессионального бокса. Пошли конфликты, проблемы, рейдерские моменты и т.п. Я тогда взял паузу и начал общаться с коллегами из-за рубежа. Внутри бывшего Советского Союза в то время никто не занимался спортом как бизнесом. Я же в свое время контактировал с такими крупными боксерскими промоутерами, как японец Масаука Канехира, британец Фрэнк Уоррен, француз Мишель Акариус. Одно время думал вообще уйти из спорта – были возможности уйти в недвижимость, в нефтяной бизнес. Но чувствовал, что это не мое. И в этот момент меня пригласили в США – наши ребята-боксеры, с которыми я работал ранее.
Мне предложили работать продюсером спортивных программ на телеканале NBC. На первых порах очень помогли люди, с которыми я познакомился на международных конгрессах. Среди них были и главный юрист WBA Бернард Шенкман, и приемный сын Дона Кинга Карл Кинг, и известные промоутеры Боб Арум и Лу Дибелла.
Я взялся, втянулся. Особо заниматься, кроме работы, было нечем, и я с удовольствием работал по выходным. Все субботы-воскресенья, когда в США проходили основные спортивные события, были мои. Летали по всей Америке, освещая различные спортивные события. Постепенно подтянул английский язык, стал делать замечания, давать советы и рекомендации по максимализации прибыли, в общем – дело пошло.
Когда все это стало рутиной, мне захотелось чего-то нового. Я много читал и учился, штудировал литературу по бизнесу, бизнес-аналитике, спортивному бизнесу.
Меня очень вдохновил пример Руни Олдриджа – человека, который в 1950-е годы возглавил телекомпанию АВС и стал первым показывать спорт в прайм-тайм. Тогда лидерами на рынке были компании NBC и CBS. Но спортивных трансляций было мало, основные доходы спортивные события собирали от продажи входных билетов на арены.
Когда АВС начала транслировать спорт в прайм-тайм, ситуация резко изменилась: через два года АВС уверенно заняла первое место в рейтингах. А потом уже подтянулись остальные компании, стали перекупать права на трансляцию Олимпиад и крупных турниров, и началась эра больших денег, эра прагматизма в спорте.
Опыт работы в США принес мне массу знакомств с людьми из руководства индустрии спорта. Я видел, как эти люди понимают дело, я мучил их вопросами, они делились со мной опытом, и я начал по-настоящему понимать, как работает индустрия спорта.
— Как вы распорядились этим пониманием и приобретенными знаниями?
— В 2012 году я ушел из NBC и организовал в Майами собственную компанию Mediasport. Это частная компания, где, в основном, работают люди вроде меня – профессионалы, ушедшие из других телевизионных структур. Мы помогаем американским телекомпаниям присутствовать на спортивных событиях, предлагая оптимальные деловые решения.
Сейчас я пытаюсь развивать новые проекты в Европе. США – корпоративная страна, там нового можно придумать мало. Если уж там берутся за какой-то спортивный проект и собираются вливать в него большие деньги, то привлекают будущих партнеров по всем позициям – арены, телеправа и т.п. И хотят все контролировать. Идеальная картина, какую хочет американский бизнес: когда на своей арене играют свои команды, и эти игры транслирует свой телеканал. Как это делал, например, Тед Тернер. Но с этим всячески борются антимонопольные органы, поэтому такой идиллии у крупных бизнесменов сегодня уже не бывает.
— Чем вас привлекла Европа? Что именно вы предполагаете там развивать?
— Несколько лет назад по заказу одного канала я делал исследование по европейскому рынку. И увидел там ряд особенностей, которые дают возможности заработать.
Первое: это стремление европейских стран к объединению.
Второе: в Европе нет единственного спортивного телеканала, который покрывал бы весь континент. На севере – Великобритания, Скандинавия – доминируют Sky Sport и ESPN. В Германии – ZDF и ARD, которые платят миллионы евро за трансляцию боксерских вечеров. Во Франции – TV5, TF1и Canal+, в Италии – RAI-1, RAI-2, RAI-3. И так далее.
А еще есть Eurosport, у которого имеются 700 млн подписчиков. Это естественно, потому что население Европы вдвое больше, чем в Америке. Это и есть те возможности, которыми можно пользоваться.
Конкретно мы сейчас совместно с украинским ивент-агентством ИКРА работаем над проектом турниров ММА (смешанные боевые искусства — Ред.) в европейских странах – изучаем и анализируем ситуацию в Германии, Великобритании, Ирландии.
ММА сегодня находится на подъеме (Hubs писал об этом – Ред.). Этот вид спорта взлетел огромными темпами. Владельцы компании ИКРА сделали профессиональный и убедительный для инвесторов анализ рынка стран Европы по различным видам спорта, они планируют организовывать соревнования, например, в Германии. Создавать спортивные зрелища для немцев, чья платежеспособность позволяет получать значимую прибыль. Арены в Мюнхене или Гамбурге вмещают по 16 000 мест. Наши бизнесмены поставили задачу продать минимум 10 тыс. билетов при средней цене в €50 (минимальный билет по цене €23, а максимальный – по €220). То есть, за месяц подготовки и за один вечер можно реально заработать полмиллиона евро! И это только за проданные билеты – без учета продаж еды, напитков, спонсорства, телеправ, сувениров и т. д. А больших городов и крупных арен в Европе много – хватит на организацию не только ежемесячных соревнований, но и на ежедневные мероприятия. При этом люди из ИКРЫ планируют через свои соревнования помогать украинским экспортерам из числа своих инвесторов продвигать их товары и услуги в Европе. Кстати, это будет стоить дешевле, чем через европейские рекламные агентства. И что важно – они предполагают вкладывать часть заработанных денег в развитие украинского спорта. А я им в этом помогаю.
— Как вы оцениваете ситуацию со спортом в Украине – с точки зрения бизнеса, маркетинга и менеджмента?
— Больная тема. Украинский спорт сегодня далек от зарабатывания денег, от того, чтобы сам содержать себя. Базовый принцип – осваивать бюджетные деньги и полностью зависеть от государства. Но это вчерашний день, это советский пережиток. Это путь в никуда.
Украинские спортивные федерации не умеют и не хотят зарабатывать деньги. В кабинетах по 30-40 лет сидят одни и те же люди, привыкшие к налаженным схемам, и незаинтересованные в каких-либо переменах. Это нонсенс, во многих развитых странах, в тех же США вообще нет никакого министерства спорта, государство не тратится на подготовку спортсменов. Спорт там – это часть огромной индустрии развлечений. Спорт, извините меня, там же, где и кабаре, цирк, стрип-клубы, то есть — в индустрии развлечений. К этому все относятся спокойно, с пониманием. В этой индустрии крутятся огромные деньги, которые дают большую долю бюджета страны. Мировой оборот спортивной индустрии – $500-600 млрд, а Украина не может откусить от этого пирога хотя бы полпроцента.
Я часто приезжал в Украину, пытался помочь, связаться с коллегами, поделиться опытом. Но никому ничего не интересно, все всё знают, говорят одно: вы только дайте деньги. Я готов дать деньги – но только туда, откуда они вернутся с прибылью. Но я не понимаю, как можно заработать на соревнованиях, где написано «Вхід – вільний».
Я езжу по многим международным форумам и конференциям. Я там не вижу украинцев. А нужно общаться, нужно иметь контакты и связи – чтобы добиваться результата. Форумы – это не только возможность заработать, но и коммуникация. Нужно знать язык, понимать спортивный бизнес, нужно что-то предлагать. Понимать, как мыслят западные партнеры, как работает индустрия, анализировать рынки, откуда там такие деньги, какую часть можешь получить ты. Подобные поездки и контакты в свое время очень помогли мне.
Я бы хотел, чтобы мы научились относиться к спорту как к бизнесу. Да, люди будут сопротивляться. Но это естественный процесс, и рано или поздно мы к этому придем. Чем раньше – тем лучше.
И я знаю, что как только люди получат прибыль с первого спортивного мероприятия, то бизнес пойдет. В спорте, помимо прибыли, существует много косвенных возможностей, зачастую дороже прибыли в деньгах.
— Какие действия, с вашей точки зрения, необходимо предпринять, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки?
— В качестве действенных мер можно порекомендовать для украинского спортивного сообщества следующее. Нужно собираться, объединяться, привлекать максимальное количество специалистов и людей, желающих изменить систему, волонтеров. Нужно организовывать объединение, общественную организацию, к мнению которой нельзя не прислушаться. Нужно начать с аудита всей системы, с простого перечисления всех тех моментов, которые приводят к коррупции и непрозрачности, которые мешают развиваться индустрии спорта. Нужно устроить открытое обсуждение разных проектов и изменений, издать Манифест спортивного сообщества Украины, внести обращение к депутатам, принять программу изменений украинского спорта, донести до каждого гражданина Украины важность необходимых преобразований. Нужно разделить тему на блоки: олимпийское движение, профессиональный спорт, право, закон о физическом воспитании и спорте, спорт для людей с ограниченными возможностями, медицина и допинг, подростковый спорт и так далее, а потом начать обсуждение внутри этих блоков. Я уверен, что многие профессионалы, работающие в спорте за границей и достигшие там значимых успехов, украинская диаспора откликнутся на такую инициативу. ТВ и другие медиа не смогут обойти эту тему, если движение будет массовым, энергичным с перспективой значимых перемен к лучшему.
Нужно создавать эффективную бизнес модель украинского спорта, а бюджетные деньги нужно рассматривать как инвестиции. Спорт может зарабатывать не только для себя, но и приносить деньги в казну страны, давать работу сотням тысяч людей и приносить радость миллионам.
Задача должна быть определена максимально просто: спорт должен зарабатывать. Пусть в спорт идет бизнес, пусть бизнес зарабатывает на спорте. Единственно, что должно контролировать государство – это жизнь, здоровье спортсменов и соблюдение законности.