Компания UFC дала яркий пример эффективного менеджмента и раскрутки
Недавно внимание мировых СМИ привлекло заявление Конора Макгрегора, популярного ирландского бойца смешанных единоборств (MMA), о том, что он получил боксерскую лицензию и вызывает на бой легендарного боксера Флойда Мэйуэзера.
То, что имя бойца MMA оказалось на одном уровне с великим и богатым чемпионом бокса, стало закономерным результатом развития MMA и, прежде всего, планомерной и системной работы главного промоутера MMA – компании UFC. И если заявление Макгрегора пока остается всего лишь декларацией о намерениях, то продажа UFC в мае 2016 года группе WME-IMG за $4,2 млрд является несомненным и весьма громким фактом. Hubs не мог пройти мимо такого крупного события и проанализировал историю успеха UFC.
Почему в восьми углах стало интереснее, чем в четырех
Бои без правил сегодня серьезно потеснили профессиональный бокс на медийном и финансовом рынках. Одной из причин этого стало снижение зрительского интереса к боксу, а другой – грамотный менеджмент и умелая раскрутка MMA (Mixed Martial Arts, смешанные боевые единоборства) силами компании UFC (Ultimate Fighting Championship, абсолютный бойцовский чемпионат).
Интерес публики к боксу снизился после ограничения числа раундов до 12-ти (1980-е годы) и ужесточения правил, ориентированных на минимизацию ущерба для здоровья боксеров. Выросло количество не всегда понятных зрителям судейских решений, остановок боев арбитрами и отказов боксеров от продолжения боя. Это оправданно с точки зрения гуманизма, но публика хочет крови и эмоций.
В такой ситуации на арену вышли бои без правил или смешанные боевые единоборства, вобравшие в себя приемы самых разных боевых искусств – от бокса, кикбоксинга и тайского бокса до бразильского джиу-джитсу, каратэ и дзюдо. Короткие и яркие поединки спортсменов практически без защиты и экипировки (только шорты и накладки на кулаках) привлекли внимание аудитории, которой несколько наскучил бокс.
Системная работа по продвижению ММА, унификации правил и организации турниров началась в 1990-х годах. Причем начиналось все это не как спорт, а как зрелище. Когда в 1993 году калифорнийский бизнесмен Арт Дейви совместно с мастером бразильского джиу-джитсу Рорионом Грейси в ноябре 1993 года организовывал в Денвере первый турнир под названием Ultimate Fighting Championship, речь шла об одноразовом мероприятии, имевшем целью выяснить – кто из мастеров различных боевых искусств окажется сильнее? Однако успех антрепризы – 2 800 человек присутствовали на трибунах арены «Макниколс» и еще 86 592 подписчика заказали просмотр на платном канале SEG – побудил Дейви развивать UFC как серию спортивных событий. Компания SEG, перекупившая у Дейви права на UFC, ввела в обиход понятие «октагон» – восьмиугольную арену, на которой проходят бои.
Путь UFC не был усыпан розами. И не только в силу конкуренции на рынке ММА, где еще с середины 1980-х годов работали различные стилевые компании. Большой проблемой стало неприятие агрессивного и жестокого характера такого вида единоборств. В 1995 году влиятельный сенатор Джон Маккейн разослал письма в правительства всех 50 штатов США с требованием запретить турниры ММА. В 36 штатах бои без правил запретили законодательно, а UFC лишился доступа на общественное телевидение.
В ответ на критику UFC усилил сотрудничество с государственными спортивными комиссиями и изменил правила, убрав неприятные элементы боя, но сохранив при этом основные элементы ударных и борцовских техник. С течением времени были введены весовые категории, стали обязательными перчатки, поединок был разграничен на пятиминутные раунды. А такие приемы, как удары лежачего ногами, таскание за волосы, цепляние пальцами за щеку, удары головой и удары в пах, по затылку, шее и спине, были запрещены. Таким образом, UFC окончательно превратился из зрелища в спорт.
Ударная история успеха
К 2001 году компания SEG находилась на грани банкротства, и тогда ее за $2 млн купили братья Фрэнк и Лоренцо Фертитта, владельцы сети казино, вместе с промоутером бокса Дэйной Уайтом. Специально для этой сделки они создали компанию Zuffa (итал. «удар»).
Владельцы Zuffa обеспечили компании возвращение на платное кабельное телевидение, заручились корпоративной финансовой поддержкой, добились доступа к престижным аренам (типа «Тадж Махал» и MGM Grand в Лас-Вегасе), развернули агрессивную рекламную компанию и начали экспансию в США и другие страны.
Переломным событием в истории бизнеса UFC стал 40-й по счету турнир, прошедший 2 ноября 2002 года в зале MGM Grand. Центральным поединком вечера стал бой полутяжеловесов Тито Ортиса и Кена Шемрока. Билеты на арену (17 тыс. мест) были полностью распроданы, а телезрители купили 150 тыс. просмотров – при том, что уровень предыдущих турниров не превышал 45 тыс. Отчет о вечере и обзоры боев опубликовали ведущие СМИ – ESPN и USA Today.
Далее Дэйна Уайт и братья Фертитта повели системную работу по привлечению лучших бойцов, продвижению UFC в медиа, заключению рекламных контрактов и поглощению конкурентов.
В 2005 году UFC запустил спортивное реалити-шоу The Ultimate Fighter, получившее большую популярность. Сначала шоу выходило на канале Spike TV, а с 2013 года выходит на Fox Sports 1.
В 2006 году UFC заработал на платных трансляциях $222,8 млн (больше, чем бокс), а в июле 2007 года на интернет-тотализаторах впервые превзошел бокс по количеству ставок.
В 2006 году UFC осуществил слияние с калифорнийской компанией WEC (World Extreme Cagefighting), перекрыв конкурентам дорогу на телевидение и забрав ведущих бойцов.
В марте 2007 года UFC за $70 млн приобрел своего японского конкурента Pride Fighting Championships, а в 2008 году заключил спонсорские сделки с двумя крупными американскими брендами – производителем мотоциклов Harley-Davidson и пивоваренным конгломератом Anheuser-Busch.
В марте 2011 года UFC приобрел своего главного конкурента – Strikeforce. Хотя изначально было объявлено, что Strikeforce продолжит существовать под своим брендом, в январе 2013 года после турнира в Оклахоме компания была закрыта, а ее сильнейшие бойцы, включая таких звезд, как Алистар Оверим, Дэн Хендерсон, Ронда Роузи, заключили контракты с UFC. Напомним, что именно в Strikeforce (основанной в 1985 г. как компания по продвижению кикбоксинга) выступал легендарный российский боец ММА Федор Емельяненко.
Чемпионский поединок тяжеловесов Джуниор дос Сантос против Кейна Веласкеса, прошедший 12 ноября 2011 года в Анахайме (Калифорния), собрал 5,7 млн телевизионных подписчиков и по этому показателю побил тогдашний рекорд просмотра спортивных единоборств – бой Леннокса Льюиса с Виталием Кличко (2003 г.).
К 2016 году UFC проводил 300 спортивных вечеров по всему миру, а объем прибыли компании Zuffa до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений (EBITDA) составил $250 млн. Уже десять лет UFC является главным мировым промоутером ММА, значительно опережая другие основные компании – Bellator, ONE Championship и World Series of Fighting.
Видимо, Дэйна Уайт и братья Фертитта решили, что их бизнес достиг пика, на котором его можно продать с максимальной выгодой. Поэтому 9 июля 2016 года было объявлено о том, что Zuffa продает UFC группе WME-IMG за $4,2 млрд. Это крупнейшая сделка в истории спортивной индустрии. При этом 47-летний Дэйна Уайт остался президентом UFC.
Бухгалтерия UFC
Компания Zuffa долгое время отмечалась своей закрытостью в плане бизнес-модели и финансовых показателей. Основные данные в СМИ поступали от рейтингового агентства S&P, причем весьма ограниченно. Согласно этим данным, 75% доходов компания получала от организации событий, а остальные 25% – от телевизионных контрактов.
Несмотря на рост доходов, экспансия за рубеж и связанная с ней маркетинговая компания отнимали большие средства. В 2007 году Zuffa взяла кредит в размере $350 млн, из которых 325 млн составил долгосрочный займ, который был погашен в 2015 году.
На нынешнем этапе UFC старается проводить два-три больших события в месяц с участием ведущих бойцов плюс несколько событий поменьше .
Как правило, бойцы UFC не получают стабильную зарплату, и их заработки варьируются в зависимости от условий контракта. У малоизвестных бойцов гонорар может быть всего $4 тыс., в то время как чемпионы и знаменитые бойцы могут получать до $1 млн за один бой. Первым бойцом, получившим гонорар в размере $1 млн долларов за бой, стал тот самый ирландец Конор Макгрегор, который сегодня бросил вызов Флойду Мэйуэзеру. Его заработок за проигранный бой против Нейта Диаса 5 марта 2016 года составил $1,09 млн: $1 млн – гонорар, $50 тыс. – приз за лучший бой вечера, $40 тыс. – спонсорский бонус от Reebok.
12 ноября в бою против Эдди Альвареса Макгрегор заработал рекордную сумму $3,59 млн: $3,5 млн – гонорар, $50 тыс. – приз за лучший бой вечера, $40 тыс. – спонсорский бонус от Reebok. А рубеж в $2 млн ранее взял канадский тяжеловес Брок Леснар – его гонорар за бой против Марка Ханта 9 июля 2016 года составил $2,5 млн. Резкий рост гонораров за последний год является несомненным показателем популярности и успешности UFC.
На сегодня сумму свыше $1 млн на восьмиугольном ринге сумели заработать 90 бойцов UFC.
(См. таблицу «Топ-10 бойцов UFC по доходам за карьеру»)
Боец UFC сам несет ответственность за оплату услуг тренеров, менеджеров, угловых и т. д. Следует отметить, что многие бойцы также зарабатывают благодаря спонсорской поддержке, и эта сумма зачастую значительно превышает базовый гонорар.
Также предусмотрена система бонусов в размере $50 тыс. сверх основного гонорара за «Выступление вечера» (2 награды) и «Лучший бой вечера» (награждаются оба участника).
ММА в Украине присутствует, но в скромном формате, далеком от высот UFC. Смешанными боевыми единоборствами, как видом спорта, с 2012 года занимается Национальная федерация смешанных единоборств ММА в Украине, а организацией профессиональных турниров – Профессиональная лига смешанных единоборств (MMA Pro Ukraine), созданная в начале 2015 года. По утверждениям специалистов, ММА сегодня стал в Украине вторым по популярности видом единоборств после бокса, но пока там не появятся такие звезды, как братья Кличко, Василий Ломаченко или Александр Усик, говорить о серьезном продвижении – с деньгами и медийным вниманием – не приходится.
Украина может гордиться бойцом мирового уровня Игорем Вовчанчиным из Харькова, который в 1998-2005 годах выступал в турнирах Pride Fighting Championships. А также – отмечать тот факт, что великий Федор Емельяненко родился в Рубежном Луганской области.