Рошеновский экспорт через оффшоры – вот где могут быть «схемы»
В связи со скандалом вокруг президентских оффшоров, и связанными с ним неоднозначными заявлениями в прессе мы попросили юристов прокомментировать ситуацию.
С точки зрения простого бизнесмена ничего особо противозаконного в регистрации оффшоров нет, это общепринятая мировая практика. Само собой, налоговая служба каждой страны старается выявить и пресечь такие схемы, а также привлечь плательщика налогов к ответственности за уклонение (если удастся это доказать). Из явных нарушений – нельзя осуществлять зарубежные инвестиции без лицензии НБУ. Также нарушением является тот факт, что Порошенко не задекларировал акции созданной оффшорной компании, которые хоть и не оплачены, но имеют номинальную стоимость, — комментирует ситуацию адвокат Дмитрий Назарец.
Другой вопрос, с какой целью он регистрировал оффшор, да еще непосредственно на свое имя, без привлечения номинального (подставного) акционера. Тут может быть несколько вариантов. Наиболее вероятным выглядит консолидация корпоративных прав, принадлежащих Президенту, в одной компании. Надо понимать, что бизнес Порошенко – это не только «Рошен», а еще десятки кампаний, учрежденных ПАО «Закрытый недиверсифицированный корпоративный инвестиционный фонд «Прайм Эссэтс Кэпитал», большинство акций которого принадлежат Петру Алексеевичу.
Естественно, что эти компании принадлежат не только Президенту, но и другим акционерам, партнерам Порошенко. Продавать пакеты акций по отдельности нецелесообразно и неудобно. Но вот если создать отдельную холдинговую компанию, которая одна будет владеть всеми корпоративными правами (или будет владеть компанией, которая владеет всеми этими корпоративными правами), все становится гораздо проще. Кроме того, оффшорный статус продавца легко позволит скрыть реальную сумму выручки и не платить с нее налогов, — считает юрист.
На данный момент, пока все это лишь в планах, никаких серьезных юридических последствий для Порошенко эта ситуация повлечь не должна. Нарушения если и были, ответственность за них или административная или вообще никакой. Последствия могут быть только политическими, — сказал адвокат.
По моему мнению, журналистам следует «копать» и в другом направлении. Более интересен вопрос о возможном экспорте продукции Рошен через оффшоры. Там можно было бы найти гораздо больше интересных налогооптимизирующих схем. При этом, доказать их существование довольно просто: достаточно узнать название фирмы, которая покупает товары в Украине, и фирмы, которая продает конечному покупателю в другой стране. И все станет на свои места, — резюмировал Назарец.
С юридической точки оффшоры вполне законны. Это вполне легальный метод уменьшения налогообложения. Безусловно, если конечным бенефициарием оффшора является президент, то ситуация немного неоднозначная. Существует законодательство, запрещающее государственным чиновникам заниматься бизнесом. Оно не идеально и в нем есть лазейки, но президент должен быть в данном случае примером, тем более что на выборах он раздавал соответствующие обещания, — сообщил в комментарии журналисту Hubs директор юридической фирмы Александр Дмитрук.
Основной целью регистрации оффшора, по моему мнению, был уход от налогообложения. Если по компании не осуществлялось транзакций, то возможно она создавалась для каких-либо операций в будущем. Передача корпоративных прав также может осуществляться через оффшор, но в Украине для этого так же существуют вполне «безболезненные» механизмы. Отечественное законодательство в данном случае более чем либерально, — добавил Дмитрук.
Последствия для президента будут в первую очередь политическими. Удар по репутации его и его фракции в парламенте будет ощутимым, — резюмировал юрист.
Сегодня Порошенко сделал заявление, в котором дистанцировался от оффшоров, обвинив во всем консалтинговые и юридические компании. В свою очередь Генпрокуратура, как и Национальное антикоррупционное бюро Украины отказались начинать расследование в отношении оффшорных схем Президента.