Последствия могут быт неожиданными – от развала коалиции до импичмента
Ночью 4-го апреля немецкая газета Süddeutsche Zeitung начала обнародование документов четвертого по величине в мире оффшорного регистратора Mossack Fonseca. Фирма зарегистрирована в Панаме и оперирует более чем 300 тыс. компаний, находящихся в тени. Документы, как минимум 214 тыс. из них, попали в руки Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ) и Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP). Утечка грозится стать крупнейшей за всю новейшую историю.
В обнародованных документах фигурируют несколько десятков первых лиц ряда государств. И хотя само по себе использование оффшоров не нарушает закон, должностных лиц могут обвинить в отмывании средств, не говоря уже о вреде репутации.
Петр Порошенко наряду с Президентом РФ Владимиром Путиным также оказались в «Панамском списке». Ряд украинских СМИ уже начал собственные расследования в отношении двойной жизни президента.
В связи с набирающим обороты скандалом вокруг оффшоров Порошенко свою точку зрения относительно сложившейся ситуации изложил политический эксперт Тарас Завгородний.
Безусловно, ситуация с оффшорами Порошенко – это скандал. Такой серьезный вброс не мог обойтись без участия США, так как деятельность самих оффшоров находится под жестким контролем американских спецслужб. Обнародование такого громадного массива материалов происходит в контексте глобальной борьбы западных спецслужб с отмыванием незаконных средств, — считает эксперт.
По-сути, в результате этого скандала Порошенко оказался в одном ряду с Путиным и его окружением. Американцы намекают, что отсутствие борьбы с коррупцией приравнивает Порошенко к коррумпированному президенту РФ,- сказал Завгородний.
Если говорить о появившейся в прессе информации о том, что Иловайская трагедия и регистрация оффшоров как-то связаны, то такая версия не выдерживает критики. Регистрацией или перерегистрацией бизнеса у президента занимаются далекие от политики люди, и они попросту не могли предугадать, когда именно произойдут события в Иловайске, поэтому связи я здесь не вижу,- считает политолог.
Так как мы не можем с уверенностью сказать, были ли транзакции по счетам, то конечной целью регистрации оффшоров была, возможно, перерегистрация прав собственности с дальнейшей продажей акций «Рошена». Наши олигархи, как правило, не доверяют отечественным судам и правоохранительным органам и предпочитают проводить сделки за рубежом. Вспомните ситуацию с Черновецким и продажей его банка, -государство не получило от сделки ни копейки, — заявил Тарас Завгородний.
Надо отметить, что в действиях Порошенко ничего незаконного нет, регистрировать оффшоры никто не запрещает, тем более, повторюсь, нет информации об осуществленных транзакциях, то есть он их зарегистрировал и ничего с ними не делал. Если бы он занимался экспортом конфет через оффшор, тогда это — уход от налогообложения. Более того, продажей бизнеса президента занимается не «левая» контора, а фонд Ротшильдов, которые просто не будут ввязываться в незаконные схемы,- говорит политолог.
Но не смотря ни на что, эта ситуация поднимет политическую бурю. Результаты могут быть самыми непредсказуемыми, начиная от развала коалиции и заканчивая импичментом (по крайней мере, некоторые депутаты будут его требовать). Уголовное дело президенту, по понятным причинам, не грозит, но возможны международные расследования. Пока Порошенко остается главой государства, ему грозят только политические последствия, но о втором сроке, думаю, нужно забыть,- подытожил Завгородний.
Сегодня ГПУ заявила, что не нашла криминала в оффшорных схемах президента.
Информация выглядит мягко говоря эмоциональной и нелепой. Желающим во что бы то ни стало скомпрометировать Порошенко можно высказать упреки и пожелания. Путин на это смотреть не станет, а уважающий себя суд тоже. Еще недавно заказные информаторы пытались запугивать Украину кредитом очень серьезного и авторитетного Януковича. Европейским и американским газетам желательно проявлять разборчивость в отношении панамских источников.