Экспресс-анализ Налогового кодекса-2016, принятого парламентом
24 декабря после двух перерывов с третьей попытки Верховная Рада все же проголосовала за законопроект №3688 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году», который был внесен правительством в парламент 22 декабря.
Следует отметить, что концептуально законопроект №3688 является «родственником» ранее представленного Кабмином законопроекта №3630, хотя и имеет много отличий от своего старшего «брата». Плюс кое-что было в него добавлено депутатами в день рассмотрения – во время торгов по поводу его принятия. Однако в любом случае это не налоговая реформа. Это фискальный проект для затыкания бюджетных дыр.
Прежде всего следует отметить, что в Кабмине все же возобладал разум: принимать кодекс в абсолютно новой редакции за несколько дней до Нового года правительство передумало, согласившись ограничиться внесением изменений в действующую редакцию. Во всяком случае, это позволит избежать полного коллапса в налоговых правоотношениях, который неизбежно случился бы при принятии новой редакции, так как времени на ее имплементацию просто не было.
Экспресс-анализ принятого документа сделан на основе опубликованного текста законопроекта на сайте ВРУ и правок, вносимых с голоса в сессионном зале парламента. В каком окончательном виде будет обнародован Налоговый кодекс-2016, пока никто, кроме избранного круга лиц, не знает. Просто помним прошлогодний опыт, когда депутаты и правительство говорили «шо то одно», а по факту бизнесу всучили «шо то другое».
Главные акценты принятого законопроекта №3688, на наш взгляд, следующие:
Администрирование
К сожалению, сколь-нибудь существенных изменений в общее администрирование, которое очень нуждается в них и о которых мы уже писали, внесено так и не было. Правда, в проекте №3688, к счастью, не нашлось места законодательному закреплению коррупционных процедур обжалования доначисленных фискалами налоговых обязательств, которые ранее были предусмотрены в проекте №3630. Но еще два небольших изменения вряд ли порадуют бизнес. В соответствии с одним из них переплата по НДС может возвращаться только на НДС-счет. В соответствии с другим – возмещение НДС по заявлению плательщика может зачисляться в счет уплаты налоговых обязательств (налогового долга) по платежам госбюджета. На практике обе нормы, безусловно, будут использоваться фискалами для максимального отвлечения оборотных средств предприятий. Получить возмещение в нормальном режиме на счет станет еще сложнее. Если раньше фискалам следовало неформально договариваться о зачислении плательщиком части полученного возмещения в счет уплаты налога на прибыль (в переплату), то теперь они почти наверняка будут «делать предложения, от которого невозможно отказаться» уже на формализованном уровне.
Норма же о зачислении переплаты по НДС только на НДС-счет позволяет вообще закольцевать систему: сначала «убедить» плательщика зачислить возмещение в счет уплаты НДС (в переплату). Потом через какое-то время все же среагировать на заявление плательщика о возврате переплаты и перекинуть ее на его НДС-счет в казначействе. И только тут у плательщика появятся хоть какие-то шансы на получение средств на свой расчетный счет – «если глубокоуважаемый джинн» в лице руководства ГФС соблаговолит удовлетворить соответствующее заявление. Если же не соблаговолит, то никакой ответственности для «джинна» не предусмотрено.
НДС
После нескольких согласований уже в ходе рассмотрения проекта 24 декабря было принято решение о создании публичных реестров заявлений о бюджетном возмещении НДС – для тех, кто соответствует критериям автоматического возмещения, и для остальных, а также – реестра сумм бюджетного возмещения.
Суть идеи в том, чтобы заявки исполнялись в хронологической очередности их поступления. Норма должна вступить в силу с 1 февраля 2016 г. Если не принимать во внимание коррупционные интересы чиновников, то совершенно непонятно, зачем было городить этот огород. В условиях действия системы электронного администрирования (СЭА), когда весь НДС постоянно находится под контролем государства, наиболее логичным было бы перейти ко всеобщему автоматическому возмещению с одновременным внедрением ответственности за несвоевременное возмещение для бюджета (в виде пени и штрафов) и для должностных лиц органов ГФС (в виде персональной ответственности).
Без этих двух инструментов никакие публичные реестры работать не будут. Как сейчас де-факто не работает автоматическое возмещение НДС, очень четко выписанное в Кодексе. Причем если при прежних руководителях ГФС/Минсдоха случаи ручного вмешательства в автоматическое возмещение НДС были все же единичными, то при Романе Насирове дело поставлено на поток. И никому до этого нет дела.
Второе новшество в НДС, вокруг которого было сломано много копий, касается налогообложения сельхозпроизводителей. Кабмин предлагал 75% начисленного сельхозпроизводителями НДС направлять в бюджет, а 25% оставлять в распоряжении предприятий. Депутатам удалось добиться чуть более разумного распределения:
1) для производителей зерновых и технических культур 85% будет зачисляться в бюджет, а 15% на спецсчета для последующего использования по усмотрению предприятия;
2) для производителей животноводческой и молочной продукции – 20% в бюджет, 80% на спецсчета;
3) для производителей другой продукции пропорция составит 50% на 50%.
По большому счету распределение можно было сделать еще более жестким в пользу производителей животноводческой и прочей «незерновой» продукции: разумно стимулировать переработку зерна в Украине, а не вывоз его за рубеж. К тому же крупные зернотрейдеры окажутся в немалом выигрыше за счет возврата режима возмещения при экспорте зерновых. Все описанные сельхознормы пока действуют до 01.01.17 г.
Из других изменений НДС можно отметить:
— уточнение процедур, связанных с подачей жалобы покупателя на нерадивого продавца (не регистрирующего налоговую накладную, или допускающего в ней ошибки), что должно способствовать лучшей защите добросовестного налогоплательщика;
— установления правила доначисления обязательств в случае выявления по результатам выборочной инвентаризации недостачи приобретенных товаров/необоротных активов – думается, в обозримом будущем эта норма создаст одновременно и почву для коррупции (можно ведь и не заметить отсутствия товарных остатков), и почву для злоупотреблений/споров (ведь можно имеющиеся товарные остатки таковыми не признать);
— внедрение налогообложения НДС операций по транзиту газа – с экономической точки зрения норма довольно странная, так как НДС – это налог на конечное потребление, видимо, тут дело исключительно в политике;
— право плательщика НДС подавать отчетность в электронном виде в случае одностороннего расторжения договора о подаче отчетности в электронном виде контролирующим органом – сейчас схема с расторжением договоров фискалами активно используется вместо ранее использовавшейся схемы со «станом 9», депутаты пытаются поставить здесь заслон.
К сожалению, остались нерешенными вопросы учета в электронной системе показателей уточненных деклараций по НДС за период до 01.07.15 г., а также не была увеличена сумма овердрафта, которая составляет 1/12 суммы начисленного НДС за год. Хотя обсуждался вариант с ее увеличением до 1/6 в целях минимизации отвлечения оборотных средств предприятий.
Налог на прибыль
По налогу на прибыль отменяется годовой налоговый период и ежемесячная уплата авансовых платежей для плательщиков с оборотом свыше 20 млн грн. Вместо них возвращается квартальный налоговый период, отягощенный еще и помесячной уплатой налога в ноябре и декабре 2016 года.
Это отнюдь не шаг навстречу бизнесу, это фискальная норма. Правительство просто учло, что никаких авансовых платежей в 2016 году не будет, поскольку большая часть бизнеса работает с убытками, а авансовые взносы рассчитываются от прибыли прошлого года. Но хорошо хоть, что Кабмин отказался от идеи облагать налогом коммерческую недвижимость, – т.е. по сути от налога на убытки.
Норматив основных средств в 2015 году снижен с 6000 грн до 2500 грн, что существенно усложнит жизнь бухгалтерам при расчете налоговых обязательств за истекающий год.
Вообще закон содержит целый ряд небольших фискальных изменений, касающихся налогообложения прибыли, что, конечно, станет большой неприятностью для налогоплательщиков и их бухгалтерских работников.
НДФЛ
Изменения в налогообложении НДФЛ по большей части остались в той редакции, которую Кабмин презентовал ранее. Вводится единая базовая ставка в 18% вместо действовавшей шкалы 15%/20%, и – 20% для налогообложения пассивных доходов, что, конечно, усиливает налоговую нагрузку в первую очередь для лиц с небольшим доходом. Продолжается взимание военного сбора.
А вот ставка налогообложения дивидендов, которую Кабмин ранее хотел установить на уровне 18%, все же останется на действующем уровне – 5%, кроме дивидендов, полученных от нерезидентов, которые будут облагаться по базовой ставке. Тут же следует отметить отмену взимания ЕСВ с зарплат работников – сегодня ставка 3,6%.
ЕСВ
Ставка ЕСВ, которой облагается ФОТ, в конечном счете составит 22%, а не 20%, как предлагал Кабмин ранее. Собственно, те же 22% уже были предусмотрены в законодательстве через применение коэффициента 0,6 к «старой» ставке. То есть, с 2016 г. в профильном законодательстве по ЕСВ и так была предусмотрена ставка в 22%.
При этом максимальная величина начисления ЕСВ поднята с 17 до 25 минимальных зарплат. Это, вероятно, позволит компенсировать потери от отмены ЕСВ, взимаемого с зарплат.
Акцизный налог
Концептуально в принятом законе поддержаны изменения, описанные нами ранее, но с целым рядом точечных уточнений.
Во-первых, громоздкая система администрирования акцизов на топливо будет введена уже с 1 апреля 2016 г., а не с 1 июля, как предполагалось ранее. До тех пор будут действовать ставки за 1000 кг, увеличенные в евро на 13-14%. С 1 апреля базой обложения топлива станут литры, но ставки останутся примерно теми же – увеличенными в среднем на те же 13-14%, если пересчитывать стоимость за литры в стоимость за килограммы. Несколько большим увеличение будет по легким нефтепродуктам, меньшим – по тяжелым. В общем, несмотря на дешевеющую нефть, ожидать снижения цен на топливо на украинских АЗС не приходится.
По пиву алкоголю и табаку после серьезных дискуссий вырисовался такой результат:
— ставки налога на спирт, спиртовые дистилляты и спиртные напитки повышаются на 50%, на пиво – на 100%, на вина (кроме вин натуральных виноградных) – на 100%;
— устанавливается ставка акцизного налога на слабоалкогольные напитки, алкогольные напитки с содержанием этилового спирта от 0,5% до 8,5% объемных единиц и экстрактивных веществ не более 14 г на 100 куб. см, изготовленные на основе водно-спиртовой смеси, с увеличением на 300% действующей на сегодня ставки (т.е. 21,59 грн. за 1 л 100-процентного спирта);
— специфические ставки налога на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака, а также минимальная акцизная налоговая нагрузка по уплате акцизного налога с табачных изделий увеличивается на 40%;
— Кабмин устанавливает минимальные отпускные и розничные цены на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака (норма противоречит европейскому законодательству).
Тут любопытен еще один нюанс. Утверждается, что адвалорная ставка акцизного налога на табачные изделия осталась без изменений. Но это не совсем так – изменилась база начисления акцизного налога. Если раньше он начислялся на стоимость товара без НДС, то теперь на нее же с НДС. То есть де-факто адвалорные ставки выросли в 1,2 раза!
Единый налог
Как и ожидалось, наибольшие уступки смогли себе выторговать у Кабмина «единоналожники». Видимо, как социально наиболее активные.
В итоге Кабмину пришлось отказаться от ликвидации третьей группы «единоналожников». Для третьей группы просто уменьшен максимальный оборот с 20 млн грндо 5 млн грн в год и повышены ставки с 2% до 3% для плательщиков НДС; и с 4% до 5% для неплательщиков. Однако с учетом отказа от введения мер фискального контроля (в частности, РРО) существенного значения указанные изменения иметь не будут.
Для четвертой группы (сельхозпредприятий) ставка налога повышена в 1,8 раза.
Прочее
Закон предусматривает снижение ставки ренты при коммерческой добыче газа с 55% до 29% (при глубине скважины до 5 км) и с 28% до 14% (при глубине свыше 5 км), но судя по сказанному депутатами в сессионном зале в процессе внесения правок, получилось что:
— снижение ставки не распространяется на договора о совместной деятельности, для которых она останется на уровне 70%;
— осталось до конца непонятным, какие ставки будут применяться для газа, который поставляется населению (добывает «Укргаздобыча»).
Рентные платежи за воду и древесину поднимаются на 26,7% (такая же индексация предусмотрена и для экологического налога). А вот для радиочастот депутатам удалось добиться меньшего увеличения – на 13,35%.
Налог на коммерческую недвижимость, как уже указывалось выше, вводиться не будет. А вот максимальная ставка налога для остальной недвижимости увеличена с 2% минимальной зарплаты за 1 кв. м до 3%, т.е. до 41 грн. Плюс квартиры площадью свыше 300 кв. м и дома площадью свыше 500 кв. м будут облагаться дополнительным налогом в размере 25 тыс. грн в год.
Другими словами, логики в налогообложении недвижимости не прибавилось – за базу по-прежнему берутся квадратные метры, а не стоимость недвижимости, что, безусловно, является глупостью и средневековьем. С таким же успехом можно за базу взять количество окон или труб.
Любопытные изменения есть и в налогообложении транспорта. Теперь подлежат налогообложению автомобили стоимостью свыше 750 минимальных зарплат (т.е. 1 млн грн) и возрастом до 5 лет. Ставка все та же – 25 тыс. грн. Другими словами, предлагается облагать автомобили не старше пяти лет ценой свыше 40 тыс. долл. по сегодняшнему курсу. И это уже не только авто класса люкс. При изменении курса, как в 2015 году, таким образом можно прийти и к налогообложению малолитражек.
Но что характерно: вертолеты, самолеты, катера и яхты (предметы роскоши), по мнению Кабмина, видимо транспортными средствами не являются. Их облагать налогом Кабмин не предложил.
Чего ожидать экономике в 2016 г. от принятого бюджета на 2016 г., — читайте в следующих публикациях.