Любимый «шатун» Насирова: ликвидированная де-юре налоговая милиция в 2017 г. проведет операцию «Рубеж» по проверкам бизнеса и налоговиков

В канун Нового года Роман Насиров подписал приказ о проверках субъектов ВЭД налоговой милицией. ВР будет оперативно исправлять ошибки в НК

29 декабря, пребывая в двойне праздничном настроении (во-первых, удалось победить министра финансов Данилюка в борьбе за сохранение баз данных в ГФС, во-вторых, до Нового года 2 дня), глава Государственной фискальной службы (ГФС) Роман Насиров подписал приказ №1045 «О проведении операции «Рубеж-2017».

Документ, кстати, был подготовлен Главным оперативным управлением (налоговой милиции) ГФС, которые на тот момент тоже наверняка пребывали в праздничном настроении – они еще не знали, что Верховная Рада, при голосовании 21 декабря за Закон №1797, случайно де-юре ликвидирует налоговую милицию с 1 января 2017 года (см. ниже «Как ликвидировали налоговую милицию»).

Правда, де-факто на такое счастье рассчитывать не приходится. Несмотря на заявления отдельных депутатов о том, что налоговой милиции нет, глава Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина сразу после праздников заявила, что налоговая милиция продолжает законно функционировать, так как ошибка была технической.

Однако слова – одно, а закон – другое. В налоговой милиции разнервничались не на шутку. И тогда г-же Южаниной пришлось даже подписать уникальное письмо о том, что норму принятого Закона нужно читать не так, как написано в Законе, а так, как написано в письме!

Об этом, кстати, с довольным лицом в тот же день сообщил и глава налоговой милиции Сергей Билан.

Но поскольку такой подход шит «белыми нитками» (читай также комментарий первого зама профильного Комитета, нардепа Андрея Журжия), параллельно Нина Южанина дала указание секретариату своего Комитета срочно готовить изменения к Налоговому кодексу, которые могут быть проголосованы уже в первую пленарную неделю (17-21 января 2017 г.). Кстати, как сообщают источники в парламенте, в этих изменениях будет исправление не только ошибки, связанной с ликвидацией налоговой милиции. По их словам, вряд ли в ближайшее время в парламенте будет принят новый закон (как о том заявляет Данилюк) о финансовой полиции (или службе финрасследований), идею о которой продвигают уже не один год и которая должна сменить институцию налоговой милиции.

Однако вернемся к операции «Рубеж-2017».

На самом деле приказом №1045 ее проведение, впервые начатое еще в конце августа 2015 г., лишь продляется на 2017 г. И хотя план операций, который, созданному приказом штабу из налоговиков, поручено разработать до 17 января, будет новым – методы проведения и результативность операции наверняка останутся теми же, что и раньше. Потому как заниматься ею будет все та же налоговая милиция – орган, работающий не столько на государство, сколько на самое себя. Такая себе «самопомич», но не в партийном, а в структурно-чиновничьем формате.

Теоретически операция «Рубеж» (см. ниже документ) проводится «с целью предупреждения, выявления и прекращения нарушений законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, выявления уголовных правонарушений в таможенной и налоговой сферах установления механизмов и схем нарушений физическими и юридическими лицами требований действующего законодательства, предупреждения и прекращения каналов незаконного перемещения через границу Украины товаров народного потребления, внедрения действенной системы контроля за соблюдением требований таможенного и налогового законодательства, предупреждения попыток привлечения сотрудников ГФС к противоправной деятельности, связанной с незаконным освобождением от налогообложения указанных товаров». И проводится она при этом максимально широко и массово.

1

2

3

Фактически результаты таких действий для государства весьма скудные. Этот вывод можно сделать из нескольких обстоятельств.

Во-первых, несмотря на то, что чиновники, как никто другой (а милицейские чиновники тем более) любят хвастаться «перемогами», отчета о проведении операции, скажем, в 2016 г. на официальном сайте ГФС нет.

Во-вторых, на том же официальном сайте есть интервью с упоминаемым выше г-ном Биланом, в котором он приводит результаты операции за пять с небольшим месяцев. Они, мягко говоря, не впечатляют – особенно с учетом задействованных сил и средств, а также с учетом масштабов проблем от действий налоговой милиции, созданных бизнесу – субъектам ВЭД. Ведь, по сути, все проблемы субъектов ВЭД, связанные с действиями налоговой милиции – это и есть результат «Рубежа» для бизнеса.

Что же касается результатов для бюджета по состоянию на 09.06.16 г., то по словам Сергея Билана, «у поточному році у результаті вжитих профілактичних заходів (корегування митної вартості товарів) під час проведення операції «Рубіж-2016» було додатково спрямовано до держбюджету митних платежів на загальну суму понад 45 мільйонів гривень». Что особенно поразительно, при этом «у рамках операції «Рубіж-2016», яка була запроваджена з метою упередження кримінальних та інших правопорушень у митній сфері, за п’ять місяців поточного року вилучено товарно-матеріальних цінностей на загальну суму понад 720 мільйонів гривень».

Куда девалась разница между 720 млн грн. и 45 млн грн., остается только догадываться.

В-третьих, следует иметь в виду, как ведут учет в налоговой милиции. Например, одновременно с операцией «Рубеж» проводится операция «Акциз». И если налоговые милиционеры «грохают» для бюджета какого-нибудь импортера подакцизных товаров, то результаты таких действий учитываются одновременно в обеих операциях!

Но как видим, даже при этом результативность работы налоговиков мизерная.

Для сравнения заметим, что за первые 5 месяцев 2016 г. объем импорта в Украину составил $14,4 млрд или около 360 млрд грн. НДС с такого объема импорта в бюджет должно было поступить около 72 млрд грн. Плюс акциз и ввозная пошлина. И действительно, по факту таможни собрали за 5 месяцев 87,1 млрд грн.

А что дал Рубеж? 45 млн грн. от этой суммы составляет 0,05%! И даже неизвестно куда девавшиеся официально изъятые товарно-материальные ценности на 720 млн грн. – это лишь 0,8%.

Если же оценить расходы на содержание всего участвующего в «Рубеже» кадрового состава налоговой милиции, а также проблемы, которые их деятельность приносит субъектам хозяйствования, то операция «Рубеж», как и деятельность налоговой милиции в целом дает один большой МИНУС.

Так может не стоит ее реанимировать?

Как ликвидировали налоговую милицию де-юре

Идея авторов налоговых изменений (так называемого «антикоррупционного» законопроекта) – ликвидировать налоговую милицию «понарошку»: в Налоговом кодексе норму о ликвидации планировалось внести, но вступление в силу этой нормы отсрочить до момента принятия Закона об органе, который будет наследником ее полномочий (некая финансовая полиция). То есть, неизвестно когда.

Однако промахнулись, внося правки с голоса: «поплыла» нумерация пунктов. В итоге норму о ликвидации налоговой милиции ввели в действие с 01.01.17 г.

Цитата:

«1. Цей Закон набирає чинності з 1 січня 2017 року, крім: (…) пункту 133 розділу I (щодо виключення розділу XVIII 2) – з дня набрання чинності законом, який визначає правові основи організації та діяльності центрального органу виконавчої влади, на який покладається обов’язок забезпечення запобігання, виявлення, припинення, розслідування та розкриття кримінальних правопорушень, об’єктом яких є фінансові інтереси держави та/або місцевого самоврядування, що віднесені до його підслідності відповідно до Кримінального процесуального кодексу України, та інших осіб, з якими цей орган взаємодіє;».

А теперь смотрим на пункт 133 (а заодно и пункт 134, срок вступления в силу которого и надо было перенести): «133. В абзаці першому пункту 344.1 статті 344 слова «органів, крім діючих у них підрозділів податкової міліції, здійснюється» замінити словами «органів здійснюється». 134. Розділ XVIII-2 виключити.»

Раздел XVIII-2 называется «Налоговая милиция». Он в полной мере регламентирует ее деятельность.

*

Top