Hubs обобщил отчет главы ГПУ за год работы его в кресле главного обвинителя страны
Накануне генеральный прокурор Юрий Луценко пожаловал в Верховную Раду с отчетом перед депутатским корпусом. Напомним, 12 мая исполнился один год со дня назначения парламентом генпрокурором лидера фракции БПП Луценко.
По совпадению ли, но, незадолго до визита главы ГПУ в сессионный зал, правоохранители в рамках крупной антикоррупционной спецоперации устроили в 15 областях страны обыски по делу экс-главы Минсдоха Александра Клименко, и провели задержания с доставкой фигурантов в Печерский райсуд для избрания меры пресечения. Причем некоторых из них в Киев из регионов доставляли на самолетах. Вероятно, для того, чтобы и генпрокурор мог успеть рассказать нардепам об этом громком задержании, добавив значимости его генпрокурорству. Впоследствии пятерых из 23 задержанных так же быстро отпустили.
Но и без этого, Луценко старательно рапортовал перед ВРУ о том, что он успел наработать за этот год в кресле главного обвинителя страны. О чем рассказывал он депутатам с парламентской трибуны, на что жаловался и что просил у парламентариев, Hubs подготовил в небольшом экспресс-анализе отчета главы ГПУ.
Hubs также предлагает юристам, политикам, политологам, общественникам высказываться по поводу результатов работы Генпрокуратуры в формате колонок, интервью, комментариев на страницах нашего издания.
Какими козырями похвастался генпрокурор
— Дела против Януковича и «семьи»
Самой большой заслугой Луценко назвал завершение следствия и начало судебного процесса над беглецом Януковичем (по делу о госизмене – Ред.), а также продвижение других дел против экс-президента и членов его «семьи».
По словам главы ГПУ, его ведомству удалось завершить десятки других антикоррупционных производств против бывший топ-чиновников.
«Мы будем осуждать всех, кто грабил и убивал, и прячется за пределами Украины. Хочу опровергнуть информацию, что против Януковича нет коррупционных дел. Это неправда, в погоне за грантами нельзя дискредитировать страну и врать через уста международных институтов. Против Януковича и его окружения находятся десятки производств в отношении коррупции. В ключевых случаях мы закончили следствие», – заверил генпрокурор и уточнил, что дело о расстреле активистов Майдана будет направлено в суд после рассмотрения производства о госизмене Януковича.
Луценко также уточнил, что следствие завершено против экс-президента Януковича, Азарова, Колобова, Арбузова, Клименко, Ставицкого, Курченко. При этом, в целом, по оценкам генпрокурора, во время президентства Янукович нанес Украине убытков более чем на $40 млрд.
— Финансовая составляющая
Как отрапортовал Луценко, во время его работы на должности генпрокурора ведомство пополнило бюджет на 52 млрд грн (142 млн грн пополняют казну ежедневно). Генпрокурор напомнил, что ГПУ удалось вернуть Фонду гарантирования более 50 млн грн; 180 млн грн «капнуло» от предприятия, входящего в холдинг Burisma Holdings; еще 300 млн грн поступило от табачников.
— Статистика борьбы с коррупцией и преступностью
В свой актив Луценко записал и позитивную статистику по антикоррупционным делам: по словам генпрокурора, за год его ведомство передало в суды 1191 дело по уголовным коррупционным правонарушениям. «В переводе на человеческий язык, каждый день мы задерживали трех взяточников», – восхвалялся он перед парламентариями.
По общеуголовным делам, глава ГПУ назвал такие цифры: осуждены 34470 воров, 4131 грабитель, 893 разбойника (из них реальные сроки наказания получили 10624 человека), а число краж и разбоев снизилось. «Количество краж в прошлом году достигла 312 тысяч, в этом году оно сократилась на 20%. Осуждены 34 тыс. воров, в прошлом году цифра грабежей достигла 27 тыс. учтенных, сейчас падение на 30%, осуждены более 4 тыс человек. Разбой – осуждены еще 893 лиц, падение 30%, тоже с автомобильными и квартирными кражами», – рапортовал он.
— Земельные войны ГПУ
Генпрокурор в свои достижения также включил успешное возвращение земли в государственную собственность. По его словам, ежедневно благодаря работе прокуроров государству возвращалось 200 га земли на общую сумму свыше 8 млрд грн.
— Дело о стычках 9 мая
С трибуны ВРУ Луценко, комментируя расследование стычек 9 мая неожиданно для нардепов назвал фамилию якобы организатора беспорядков и провокаций в Днипре.
«Господин руководитель «Оппоблока», у меня плохие новости, они (титушки в Днипре и провокаторы – Ред.) все инструктировались, организовывались и финансировались в вашем штабе на Днепропетровщине господином Вилкулом и Колесником лично. У нас есть видео, как они все заходят в офис. (Это удалось установить – Ред.) благодаря БПП, потому что их офис рядом и есть видеокамера. У нас есть данные санкционированных судом материалов прослушивания, которые свидетельствуют о том же», – сказал Луценко.
— Обновление ГПУ
Среди достижений в своей работе Луценко убеждал парламентариев, что в ГПУ произошло обновление кадров, и на работу пришли неподкупные прокуроры, назвав таких сотрудников «гордостью прокуратуры».
«Следователь Кировоградской прокуратуры отказался от получения взятки в размере 35 тыс. долларов. Военный прокурор Львовского гарнизона – от взятки в 40 тыс. долларов… А следователь ГПУ, который выехал из оккупированной территории Луганщины, отказался от взятки в 200 тыс. долларов», – заверял нардепов генпрокурор.
На что жаловался Луценко и что просил Раду
Впервые публично генпрокурор признался, что отсутствие юридического образования мешает ему в работе на должности генпрокурора. Тем не менее, не это самое главное, на что жаловался и что просил глава ГПУ в сессионном зале.
— Просьбы генпрокурора к парламенту
Одной из главных проблем в торможении доведения ряда дел до завершения – приговоров фигурантам – Луценко назвал судебную систему, назвав украинские суды тромбом и пожаловался на отсутствие «нормальных» судей.
«Мне согласно закону запрещено говорить о возможной коррупции в судах. Но считаю необходимым сказать – судей просто нет. Мы отправляем тысячи дел, однако некому их внести. Поэтому прошу инициировать внесение законопроекта о создании специализированной палаты в существующем уголовном суде, который будет рассматривать дела о коррупции категории «А». Это должен быть новый состав суда, состоящий из новых людей, набранных с участием общественности», – отмечал он и добавлял, что готов обсуждать и любые другие варианты.
Просил глава ГПУ депутатов принять также закон об уголовных проступках: «Это 30% огромной работы следователей и прокуроров, которую можно прекратить по малозначительным случаям, когда закон предусматривает до 2 лет лишения свободы, перевести это в протокольную форму и судом рассматривать определяющую меру наказания».
Кроме этого, депутаты, по мнению Луценко, должны принять закон для борьбы с так называемой «янтарной мафией»: «Закон Украины о старательстве в янтарной отрасли с восстановлением экологического баланса был бы необходим… этот закон нужно было бы прировнять к закону об обороноспособности страны».
По оценкам генпрокурора, суммы незаконных оборотов средств в этой сфере практически приравнивается к расходам в оборонном секторе страны. Он привел информацию, что якобы в день «янатрной мафии» за «крышевание» платят $100 тыс. Следует отметить, что такая сумма аж никак не дотягивает до годового оборонного бюджета страны. Впрочем, от этого проблема с незаконной добычей янтаря меньше не становится.
Кроме этого, он выступил за создание нового министерства: «Я бы рекомендовал рассмотреть возможность возобновления Министерства финансов и сборов в таком виде, где заместитель будет отвечать за таможни, заместитель – за налоги, заместитель – за фискальную службу расследований и заместитель – за расходы из государственного бюджета. Так есть в большинстве европейских стран».
Кстати, о проблемах с управлением таможней и другими фискальными госорганами через Минфин еще год назад в интервью Hubs рассказывал Анатолий Макаренко, экс-зампредседателя ГФС.
По словам Луценко, он как глава ГПУ остро ощущает, что, ликвидировав налоговую милицию, нардепы взамен ничего не предложили, призвав депутатский корпус «создать единый орган фискальных расследований, который прекратит походы силовиков в погонах и с автоматами к бизнесу».
По его мнению, для создания такого единого органа нужно политическое решение парламента. Он выступил за скорейшую передачу функции экономического следствия от разных силовых структур Службе финрасследований.
Не обошел Луценко и тему зарплат в ГПУ. Несмотря на то, что, по словам генерального прокурора, «благодаря Раде, мы смогли поднять зарплату прокуроров на 45%, и прокуроры местных прокуратур получают на руки от 9 до 10 тыс. грн, а прокурор региональной – от 10 до 11 тыс. грн», он все равно попросил ВРУ увеличить финансирование Генпрокуратуры, добавив денег на зарплаты следователей и прокуроров.
Затронул Луценко тему коррупции в госсекторе, напомнив парламентариям, в частности, что коррупционная угроза при назначении руководства госпредприятий остается, поэтому ВРУ надо принять закон о приватизации.
Отдельно глава ГПУ акцентировал свое внимание на нардепах-толстосумах. Луценко проинформировал, что после внесения в Раду представления о лишении неприкосновенности с нардепа Геннадия Бобова, тот согласился заплатить в госбюджет свыше 1 миллиона долларов неуплаченных налогов.
«Я считаю это прекрасным примером очищения (общества, власти – Ред.) с Верховной Рады… Не надо никаких криков, обвинений: или объясните о происхождении средств, или уплатите налоги. 18% — за то, чтобы спать спокойно и гордиться богатой Украиной… Если хотите ездить в бронированных «кубиках» под охраной, жить в таких домах, как у Клюева, просто уплатите за это налоги. Я не против, а только против, чтобы это (роскошная жизнь – Ред.) происходила без налогообложения», – обращался к депутатам генпрокурор.
— Жалобы генпрокурора
По мнению Луценко, некоторые общественные антикоррупционные организации несправедливо и необъективно критикуют ГПУ и его работу, назвав критиков «грантоедами».
Комментируя расследование убийства журналиста Павла Шеремета, Луценко сказал следующее: «Вынужден признать, что в этом следствии была допущена ошибка. Конкретная ошибка в том, что, изъяв 201 камеру видеонаблюдения, еще одна – и, как оказалось, самая важная камера – не была изъята, и это не давало очень важной информации следствию».
«В деле Януковича нам противостоят 52 адвоката с очень большой оплатой, а им противостоят всего два молодых прокурора с зарплатой в 20 тысяч гривен», – сетовал Луценко, комментируя расследования против экс-президента.
Вспомнил он также и о трениях между антикоррупционными ведомствами, признав, что были некоторые «сложности между ГПУ и НАБУ с САПом, но это были проблемы юридического характера, и я надеюсь, что мы их преодолели».
Отвечая на вопрос о расследовании дел о дерибане леса под Киевом, генпрокурор признал, что прокуратура не сможет вернуть все отведенные ранее земельные участки: «В деле по Бучанскому лесу, расследуется махинации на 890 га, остались некоторые экспертизы. Но большая часть там уже застроена, но я думаю 200 га мы вернем государству. По Ирпеню дело на первой стадии».
Отметим, после выступления главы ГПУ Рада приняла его отчет к сведению.
Hubs предлагает юристам, политикам, политологам, общественникам высказываться по поводу результатов работы Генпрокуратуры в формате колонок, интервью, комментариев на страницах нашего издания.
Фото: Игорь Волин