Как финансируются спортивные системы в странах-лидерах медального зачета Рио-2016
После завершения летних Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро, где сборная Украины показала самый слабый результат за всю историю, в нашей стране началась острая критика отечественной спортивной власти. Параллельно обострился интерес к тому, как же работают спортивные системы в тех странах, которые преуспели на ОИ-2016?
В предыдущей публикации Hubs обещал рассмотреть, как работают спортивные системы в разных странах, отметив, что это особенно интересно в свете того, что на верху таблицы общего зачета Рио-2016 оказались страны, представляющие различные подходы к развитию физической культуры и спорта. Это США, Великобритания, Китай и Россия – страны, стабильно доминирующие на летних Олимпиадах. (См. «Результаты медального зачета Олимпийских игр 1996-2016 гг.»).
В каждом случае интерес представляют принципы поддержки массового спорта и спорта высших достижений — в соотношении государственного финансирования и альтернативных источников, а также способы регулирования процессов.
США: опора на студенчество
Американцы в Рио-2016 в очередной раз продемонстрировали свое бесспорное преимущество в плане олимпийских достижений. Опыт США в спортивной сфере интересен, но очень специфичен – поэтому его скорее можно изучать, чем применять на практике.
Соединенные Штаты – федеральное государство, где принцип децентрализации реализуется на практике более двухсот лет. В США нет министерства спорта, никто не диктует из Вашингтона, какие объекты строить и какие виды спорта развивать, и никто не распределяет на эти цели бюджетные деньги. Массовый спорт в США – дело местных общин, меценатов, школ и университетов. А спорт высших достижений функционирует как большой бизнес.
Культ здорового образа жизни в США гармонично связан с обилием объектов спортивной инфраструктуры – от общественных площадок для баскетбола до современных спорткомплексов. А путь в спорт высших достижений начинается в школах, затем продолжается в колледжах и университетах. Каждое серьезное учебное заведение в США располагает спортивным комплексом с бассейном, полями, крытым манежем и т.п. Соревнования школьников на всеамериканском уровне курирует Национальная федерация школьных ассоциаций (NFHS), объединяющая свыше 18 тыс. учебных заведений. А соревнованиями студентов занимается Национальная атлетическая ассоциация колледжей (NCAA), куда входят свыше 1200 вузов.
Доход NCAA в 2015 году составил $850 млн, что говорит об огромной популярности студенческого спорта в стране. 96% заработка NCAA возвращает университетам на возмещение затрат на выплаченные стипендии, проведение соревнований и т.д. поэтому все университетские затраты являются окупаемыми. (См. «Структура доходов NCAA d 2015 г.»)
Нужно учитывать, что бюджеты иных американских университетов превышают ВВП многих стран мира. Так, бюджет самого богатого университета США – Гарварда – в 2015 году составил $32,334 млрд. Впечатляют и бюджеты Йеля ($20,780 млрд), Стэнфорда ($18,688 млрд), Принстона ($18,2 млрд). Неудивительно, что такие вузы располагают самыми современными спортивными комплексами и научными центрами, которые предоставляют возможность для подготовки спортсменов высшего мирового класса. Причем в США тренируются не только американские атлеты, но и масса спортсменов из разных стран мира. В их числе – немало чемпионов и призеров ОИ-2016, как, например, венгерская пловчиха Катинка Хоссу или ее российская коллега Юлия Ефимова. Многие университеты предоставляют перспективным спортсменам специальные стипендии или предоставляют возможность обучаться бесплатно. На выходе из университета многих молодых спортсменов уже ждут скауты различных профессиональных лиг и клубов.
Олимпийским спортом в стране занимается Национальный олимпийский комитет США (USOC) – общественная организация, работающая без какого-либо государственного финансирования. НОК получает средства от спонсоров (индивидуальных и корпоративных) и от продажи медиа-прав. Так, в олимпийском цикле 2009-2012 доход НОК составил $568 млн.
В 2011 году телекомпания NBC приобрела права на трансляцию Олимпийских игр с 2014 по 2020 годы за $4,38 млрд, а в 2014 году – права на ОИ до 2032 года за $7,75 млрд. То есть средства на содержание трех центров олимпийской подготовки и 16 других объектов, а также на поддержку спортсменов-олимпийцев у НОК США имеются.
Распределяются деньги между национальными федерациями (National Governing Bodies) по отдельным видам спорта: 31- по летним видам, 8 – по зимним. Принцип распределения пропорционален медальным результатам: кто больше выигрывает, тот больше получает. Непосредственно на поддержку спортсменов-олимпийцев направляется 10% доходов НОК.
О профессиональном спорте США с его богатыми лигами (НФЛ, НБА, МЛБ, НХЛ), крупнейшими в мире аренами и стадионами, клубами с миллиардными бюджетами Hubs уже говорил и будет говорить далее в других своих публикациях. Это большой бизнес, к которому государство не имеет прямого отношения. Собственно, и в массовом спорте американское государство участвует только на уровне принятия разумных законов и наблюдения за их исполнением.
Спорт в США традиционно является мощным социальным лифтом, особо привлекательным для молодежи из социально неблагополучной среды и малообеспеченных семей. Примеры звезд спорта вдохновляют новые поколения юных американцев штурмовать спортивные высоты.
Великобритания: внимание – массовому спорту
Выдающиеся успехи спортсменов Великобритании на Играх в Рио базируются на четкой системе, разумно сочетающей государственную поддержку массового спорта с крупными приватными вливаниями в спорт высших достижений.
От государства вопросами спорта занимается правительственный департамент культуры, медиа и спорта. Примечательно, что за спорт в департаменте отвечает министр, в чьем ведении также находятся туризм, игорный бизнес и лотереи. В целом на спортивные цели в Великобритании в год аккумулируется порядка миллиарда фунтов стерлингов. Они распределяются по девяти округам страны, где руководители министерских филиалов в тесной связи с местными общинными структурами, частными спонсорами и профессиональными спортивными клубами обеспечивают создание условий для занятий населения спортом.
Система работает следующим образом. Основа, как и в США, – это спортивные занятия в школах и университетах. А наиболее талантливые и заинтересованные юные спортсмены попадают в поле зрения профессиональных клубов и федераций. Результаты практически всех соревнований – межшкольных и межвузовских – попадают в единую национальную базу, и на их основании специалисты-профессионалы обращают внимание на перспективных спортсменов, с которыми и начинается системная работа. С 2006 года в Великобритании ежегодно проводятся школьные игры, где юные спортсмены имеют возможность показать себя на национальном уровне.
Множество британцев занимается в клубах по видам спорта, платя взносы. Причем в таких клубах любители могут тренироваться вместе с олимпийцами. В одном только Лондоне работают порядка 70 легкоатлетических клубов, а во всей стране их – около полутора тысяч.
Что касается наиболее популярных в Великобритании видов спорта – футбола, регби, крикета, тенниса, бокса, автогонок – там работают деньги приватных инвесторов. Внимание медиа, интерес рекламодателей и платежеспособной публики, отработанные маркетинговые подходы,– все это обеспечивает высокий организационный и спортивный уровень.
Спорт высших достижений в Великобритании также имеет серьезную государственную поддержку. Помимо Национального олимпийского комитета и федераций по видам спорта, на этом направлении работает правительственное агентство UK Sport, которое на две трети финансируется госбюджетом и на треть – из фонда национальной лотереи. За период с 2012 по 2012 гг. агентство выделило 440 млн EUR для британских олимпийцев и паралимпийцев – в тех видах спорта, где есть реальные шансы на медали. Девиз агентства: «Правильная поддержка правильных атлетов на правильных основаниях».
В Рио-2016 все снова убедились, что британская система работает эффективно и результативно. (См. «Объемы государственных бюджетов США, Великобритании, Китая и России на 2015 год»).
Китай: все по закону
Вопреки распространенному мнению, что в Китае поддержка спорта является исключительной заботой коммунистического государства, серьезный вклад в финансирование спорта высших достижений делают также и представители крупного бизнеса. Китайцы уже давно приучили мир к тому, что все, за что они берутся, осуществляется неторопливо, но неотвратимо и результативно. Спорт не составляет исключения, о чем наглядно говорят позиции китайских спортсменов на Олимпийских играх.
В составе Государственного Совета КНР (китайского правительства) действует главное управление по спорту. В 1995 году был принят закон КНР «О физкультуре и спорте» и была утверждена программа всенародного укрепления здоровья, рассчитанная на 15 лет. Программа был направлена на то, чтобы до 60% населения Китая, прежде всего, – дети и молодежь, участвовали в физкультурных мероприятиях и занимались спортом. Ежегодно из госбюджета на спортивные цели выделялось $150-200 млн.
В городских микрорайонах, парках, на площадях, газонах, обочинах дорог и в людных местах оборудованы физкультурные площадки с различными тренажерами. Большинство дворцов спорта и спортивных залов в Китае общедоступно. Число стадионов в стране достигает 900 тыс., в среднем на каждые 10 тыс. населения приходится до 7 стадионов.
Большое внимание уделяется школьному и студенческому спорту. Раз в четыре года проводятся Национальные игры средних школ и Национальные игры университетов. Учащиеся, чей уровень физической подготовки отвечает государственным спортивным нормативам, составляют свыше 95%. В КНР также периодически проводятся пять крупных спартакиад: всекитайская спартакиада, спартакиада крестьян, универсиада, паралимпиада и спартакиада традиционных видов спорта нацменьшинств. С учетом национальных традиций (дисциплина, коллективизм) и огромных человеческих ресурсов резерв для высших спортивных достижений в Китае неисчерпаем.
Серьезным ресурсом финансирования физкультуры и спорта в Китае являются спортивные лотереи, 60% дохода от которых направляется на строительство спортивных объектов. В частности, на эти деньги практически во всех крупных и средних городах страны построены центры всенародного укрепления здоровья. При этом правительство следит за тем, чтобы объекты общественной спортивной инфраструктуры создавались по стране равномерно, в том числе – в сравнительно экономически отсталых западных районах КНР.
В 2014 году был принят закон, согласно которому налог на прибыль для крупных корпораций, финансирующих спорт и культуру, снижается с 25% до 15%. А для тех, кто наиболее активно спонсирует спорт и культуру – до 3%. Это простимулировало крупный китайский бизнес к инвестированию в профессиональный спорт, прежде всего – в футбол. Сегодня китайские футбольные клубы скупают мировых звезд за бешеные деньги, а сама Суперлига (высший дивизион китайского чемпионата) выходит на лидирующие позиции в мире.Суммы расходов на подготовку олимпийцев в Китае традиционно не обнародуются. Но судя по результатам выступлений и по тому фактору, что в Китае успешно работают тренеры из разных стран мира, финансирование этого направления более чем достаточное.
Закон, порядок, дисциплина, неисчислимые человеческие ресурсы, щедрые вложения государства и разумное стимулирование частного бизнеса – вот слагаемые впечатляющих успехов китайских спортсменов за последние десятилетия.
Россия: советская власть плюс олигархи
Спортивная система в Российской Федерации так же, как и в Украине, сохраняет рудименты советской организации спорта – главным образом, в сильном государственном управлении спортом и сохранении системы ДЮСШ и ДСО.
Руководство спортом в стране осуществляет Министерство спорта РФ (Минспорт), основанное в 2012 году после реорганизации Министерства спорта, туризма и молодежной политики, которое, в свою очередь, взяло на себя функции Федерального агентства по физической культуре и спорту (Росспорт). В этом российская ситуация тоже очень сходна с украинской.
Так же, как и у нас, российский Минспорт полностью замыкает на себя управление детским и массовым спортом, спортом высших достижений, руководит работой национальных спортивных федераций. Разница в масштабах. Бюджет Минспорта на 2016 год составил 69,6 млрд руб. (по текущему курсу чуть больше $1 млрд), в то время как бюджет Министерства спорта Украины – 1,42 млрд грн ($53,3 млн). (См. «Объем бюджета Министерства спорта РФ на 2014-2015 гг.»).
Так же, как и у нас, в популярные виды спорта (прежде всего – игровые) в РФ инвестируют олигархи. А там, где олигархи по тем или иным причинам спонсируют отдельные федерации по видам спорта, российские спортсмены показывают хорошие результаты. Показательными примерами могут служить Федерация фехтования, которую поддерживает президент Международной федерации фехтования (FIE) Алишер Усманов (состояние $12,5 млрд, 3-е место в рейтинге Forbes), и Федерация художественной гимнастики, президентом которой является жена Усманова Ирина Винер. Напомним, что в Рио российские фехтовальщики взяли 4 золотых, 1 серебряную и 2 бронзовые медали, а гимнастки-художницы – 2 золотые и 1 серебряную медаль. Целый ряд федераций в РФ закреплен за богатейшими бизнесменами страны с целью дополнительных к бюджетным финансовых вложений.
Стабильные международные успехи спортсменов России базируются на больших человеческих ресурсах и денежных вливаниях, обусловленных тем, что для России понятие спортивного престижа очень важно.
Следует всегда отдавать себе отчет в том, что профессиональный спорт жесток. Мест на пьедесталах и рекламных контрактов на всех никогда не хватит: на десятки успешных счастливчиков приходятся тысячи тех, кто теряет здоровье, но не добивается побед. И каждое государство решает для себя – какими путями удовлетворять запросы на здоровье нации и национальный престиж. Без медалей жить можно, а вот без здоровья — гораздо хуже.
Спасибо большое! Очень грамотно!