Компания Виталия Потоцкого зарабатывает на акустических системах собственного производства
Виталий Потоцкий со своим другом Грантом Даяном делают первые в Украине акустические системы класса Hi-Fi и High-End, используя ценные породы древесины и инновации в передаче звука.
Основатели: Виталий Потоцкий и Грант Даян
Возраст: 37 и 29 лет
Образование: высшее, техническое и высшее, юридическое
Стартовый капитал: 1 000 000 гривен
Месячный оборот: 100 000 гривен
Дата основания: 7-е января 2014-го года (старт проекта — в начале 2013 года)
Ниша: аудиотехника ручной сборки из дерева
В бизнесе: 14 лет
Сайт: http://pototskiy.com.ua
Хобби, увлечения: автомобили, фотография, промышленный дизайн
Идея
Как-то мы с друзьями отдыхали на пикнике и слушали музыку через динамики машины, но под конец дня аккумулятор разрядился. Пришлось ночевать в палатках, что нас не так сильно и пугало. Просто было грустно, что мы были лишены музыки. И в этот вечер я начал конструировать в голове первую модель Junior. В течение полугода продумывал концепцию, продолжая заниматься своим проектом — студией дизайна, которая работает и сегодня.
Еще в детстве я много моделировал и до сих пор этим увлекаюсь. Понимание конструктива и устройства имелись, а увлечения детства очень пригодились.
Тогда же пришло понимание, что команде нужны профессионалы, чтобы сделать продукт качественно — до мельчайших деталей. Я мог самостоятельно заниматься промышленным дизайном, но нужно было найти специалистов в области звука, электроники, деревообработки, чтобы создать продукт качественно.
Первые модели и производство
Каждая модель имеет свои сильные стороны и качества.
Junior — самая компактная, но при этом достаточно мощная модель. Если хочется больше звука и мощности, то это Vintage. Хотите «прокачать» пикник или вечеринку, то Grand Vintage легко справится с этой задачей.
Если вы — настоящий меломан и ваши уши могут слышать больше – Superior и Eclipse смогут удивить кристально чистым звучанием на всех диапазонах частот. Систему, которую мы применяем в этих моделях — ЭМОС (электромеханическая обратная связь), используют только 3-4 компании в мире. Каждую модель мы патентуем.
Мы применили уникальные разработки в области звука и это дало оглушительный результат — аудио системы не уступают топовым западным аналогам, а с некоторыми моделями мы можем и побороться за лидерство. Но это — наше будущее, недалекое будущее.
Мобильные системы работают автономно от 15 до 40 часов. Если на комфортной — для дома и офиса — громкости, то 30-40 часов. Если на максимальной, то около 15 часов. По моим данным, некоторые зарубежные образцы дотягивают до 10-12 часов.
Для нас важно было сделать корпуса именно из дерева. Оказалось, что это совсем не просто. Дерево – живой материал, имеет свойство расширяться и попадать под влияние окружающей среды. В мире акустику делают чаще всего из фанеры, МДФ и пластика.
В нашей команде особое значение придается обработке дерева. Мастера имеют 20-летний опыт в производстве музыкальных инструментов.
Сейчас у нас уже довольно отлаженное производство с полным циклом от поставки сырья до выхода готовой продукции в упаковке.
Команда
Мы вкладываем в это понятие душу. Для нас это — вторая семья. Основной принцип при подборе команды — это профессионализм и любовь к делу.
Спад экономики и всеобщий кризис в нашей стране заставил многих профессионалов своего дела уйти на вольные хлеба, что позволило им собираться в группы единомышленников и продолжать творить.
Искали людей по знакомствам и рекомендациям, объявлений не давали. Так, например, нашелся специалист по коже — это человек, который производит обувь уже много лет, а сейчас работает с нами в команде.
Мотивация
Так сложилось, что мы привыкли покупать импорт. Чаще всего вещи, которые нас окружают — автомобили, мобильные телефоны, бытовая техника, одежда — импортные. Они заслуживают уважения, но мы уверены, что в Украине есть люди, которые могут производить качественные продукты. У нас есть все — идеи, головы, руки, умения, осталось собрать и сделать. До нас подобную акустику в Украине не производили.
Финансы
Как и в любом большом деле, финансы играют важную роль. Так как это не задумывалось как коммерческий проект, а было реализацией желания, то мы не писали бизнес-план. Было понимание, какие нужны технологии, ресурсы. Как следствие — сколько для этого нужно денег.
В первое время деньги были нужны на эксперименты и разработки. Нужно было оплатить время специалистов, экспериментальные образцы, поездки, бесконечные пробы и покупки материалов.
На начальном этапе в наш проект было инвестировано более миллиона гривен. Эта сумма уже удвоилась. Мы научились планировать, научились экономить, поджимать даже собственные затраты ради успеха нашей компании. Пока мы не можем сказать, что не испытываем финансовых сложностей. То, что происходит на валютном рынке, порой доводит нас до отчаяния. Многие комплектующие закупаем за доллары и евро, а стоимость продукции не меняли с прошлого года. Мы понимаем, что в такой ситуации оказался весь отечественный бизнес, и уверены, что все получится.
Тесты продукта
К данному процессу мы относимся крайне ответственно.
Некоторые экземпляры проходили суровые испытания, такие как: испытание под дождем, на палящей жаре и в холоде. Мы изучали физические и акустические свойства многих пород древесины.
Был даже один очень показательный случай для нас — наша аудио система, а именно модель GrandVintage, побывала в условиях пожара и была залита пожарной пеной при тушении. После такого «экстремального экзамена» потребовалась лишь замена задней крышки.
Продвижение и продажи
Рекламироваться мы начали с Facebook — это удобная площадка для презентации продукта. Я сам веду страничку. На начальных этапах это правильно, потому что ты чувствуешь, что нравится людям, улавливаешь эту грань. Когда же погружаешься сам в этот процесс, то эффекта больше.
Сайт мы разрабатывали командой. Не просили СМИ писать о нас, журналисты сами начали на нас выходить.
У нас много партнеров, которые разделяют наш подход к продукту, сервису, образу жизни, стилю работы. Например, прошел киевский спортивный полумарафон. Это было значимое спортивное событие в Украине, а мы предоставляли звук для мероприятия.
Сейчас мы продаем в среднем половину через интернет, половину — через магазины розничной торговли. Наши аудио системы купило уже больше 70 человек. Где-то 40% возвращаются за следующим.
Планы
В планах — постоянное усовершенствование продукта, добавление новых качеств и инноваций. Мы не останавливаемся.
Есть много идей для новых моделей. Инновации в сфере электроники уже проходят эксперименты.
Также, выход на европейский рынок.
Плюсы и минусы бизнеса
Минусы этого бизнеса — длительный процесс окупаемости. Продукт очень нишевый и не первой необходимости. Дерево, натуральные материалы, качественные компоненты и ручная сборка не могут стоить дешево. Стоимость выше, чем у китайских пластиковых образцов, а у многих людей есть привычка покупать что-то более дешевое, известное. Это даже не минус, а жизненные реалии.
Плюс — заниматься этим в кайф. Вдохновляет, когда видишь, что выбирают наш товар, а не знаменитые бренды, видишь радостные глаза покупателей. Приятно, когда состоявшиеся люди оценивают наш труд, разделяют наши ценности.