Как пережить революцию и нынешние события бизнесу, который зарабатывает на смехе? Советы одного из создателей проекта «Мамахохотала»
Сфера деятельности: медиа-бизнес, ивент, концертная деятельность
Дата старта: весна 2012-го года
Первые инвестиции: 0
Годовой оборот: 4 млн гривен
Официальный сайт: http://mamahohotala.ua
Сооснователь: Роман Грищук
Возраст: 24 года
Образование: высшее, НТУУ «КПИ»
В бизнесе: 2 года
Хобби, увлечения: юмор, социальные медиа, книги
Студия «Мамахохотала» сейчас занимается закрытыми читками и съемками для телевидения, снимает сериал, проводит концерты, ведущие зарабатывают на корпоративах. С зимы «Мамахохотала» открыла ивент-отдел, чтобы организовывать мероприятия «под ключ».
Как все начиналось?
Мы были сборной командой КВН от НТУУ «КПИ», играли у Александра Маслякова. Когда дошли до определенного уровня, захотели заняться своим делом. Если ты играешь в КВН, то сам платишь за это. На момент, когда мы уходили из КВН, у нас было большое желание сделать свою телевизионную передачу.
В начале мы провели большой концерт, назвали себя не командой КВН, а студией «Мамахохотала». Люди нас знали, как команду КВН, поэтому где-то полгода привыкали к новому названию. Группу в социальных сетях поменяли на «Сборная КВН КПИ- студия «Мамахохотала». Так мы обеспечивали плавный переход и не потеряли своего зрителя.
Второй наш концерт показали по телеканалу НЛО-TV. После этого мы подписали контракт на регулярные выпуски стендапов и новогодний концерт. Наши передачи стали регулярно показывать по телевизору.
Команда
Были негативные примеры, когда команды в КВН что-то выигрывали, но после участники уходили заниматься каждый своим делом. Они только иногда вспоминали, какие были хорошие времена, но был и удачный пример команды «95-го квартала». Мы тоже хотели и дальше работать вместе.
Сейчас в студии работают 20 человек. Некоторые из них не играли в КВН, но костяк команды оттуда.
Мы открыты к новым людям. В социальных сетях мне много пишут, но когда я спрашиваю, что вы умеете, то люди часто пропадают. За лето я привлекаю новых авторов. Я больше трачу свое время на них, чем получаю от них материал. Легче написать самому, чем объяснить кому-то, почему текст не смешной. Так что эта работа на долгосрочную перспективу.
Бизнес
Авторы текстов в студии отдают 20% в общий фонд. За счет этих денег мы развиваем новые направления. Эта система сохранилась со времен игры в КВН, когда мы скидывались на подарки, мелочи, которые покупали для команды. Эта система не касается ивент-отдела.
Работать в команде все равно выгоднее. Если автор придет на канал и скажет, что хочет писать скетч-шоу, то с ним скорее всего не заключат договор. Хотя он может быть толковым — всем нужна команда.
Плюс работы в команде в том, что мы одновременно можем развивать несколько проектов.
Проекты
Мы занимаемся одновременно несколькими проектами: ведем мероприятия, снимаем часовые концерты раз в три недели, проводим концерты для публики без съемки, снимаем второй сезон сериала «Как закалялся стайл», вирусные ролики.
На рекламе с Youtube мы зарабатывали, но сейчас намного меньше, потому что перестали засчитывать просмотры с ВКонтакте, а у нас там основная аудитория. Раньше мы получали за это $1000 в квартал. Но для нас это не являлось значительным источником дохода.
Сфера видео сейчас настолько востребована, что люди сами нас находят и просят сделать им по примеру того, что мы делали. «О, это вы сделали микронаушник Януковича? Сделайте нам что-то такое же». Так у нас наработалась база роликов и клиентов. Сейчас хотим найти менеджера по продажам в этой сфере.
Когда просят сделать вирусный ролик, мы объясняем, что снимаем видео с потенциально вирусным эффектом. Насколько оно разойдется, покажет время.
Отдельно берем деньги за креатив (весной это было $800), отдельно за производство. За это мы предлагаем пять идей, из которых заказчик выбирает две или три, которые мы просчитываем по смете. Ролики с потенциально вирусным эффектом стоили до 50 000 гривен. Для компании «Новобудова» мы делали серию роликов «Купи себе уже квартиру».
Если говорить о съемке сериала, то авторство одной серии на телевидении стоит $1000.
Заработок от мероприятий разный. В декабре и летом очень много заказов. В организации мы отталкиваемся от бюджета. Если есть 20 000 гривен, то мы за эти деньги можем сделать минимальный фуршет, развлекать публику будет один ведущий. Цены варьируются от 20 000 до 100 000 гривен.
Нас не будет смотреть женщина, которая смеется над шутками о Ляшко, потому что мы шутим про Instagram. tweet
Чем выше имя компании, тем нам выгоднее взять этого клиента. Сейчас можем согласиться на небольшую сумму, чтобы наладить новые контакты.
Стендапы раньше были в формате шоу, а теперь мы хотим их проводить в концертной форме. Мы проводим стендапы, куда можно прийти по записи. Мы регулярно пишем и проверяем шутки на публике. Это стимулирует писать регулярно. Раз в неделю есть открытый микрофон, куда может прийти любой желающий. Мы вкладываем в это деньги на аппаратуру и свет, чтобы найти новых авторов.
Стартовый капитал
Материальные инвестиции были равны нулю. Основные инвестиции в нашем деле временные — несколько лет игры в КВН.
Конкуренция
У нас нет конкуренции с другими юмористическими продуктами. Не потому что кто-то лучше, а кто-то хуже, а потому что у каждого своя аудитория. Нас не будет смотреть женщина, которая смеется над шутками о Ляшко, потому что мы шутим про Instagram.
Продвижение
Это бизнес b2b, его нельзя развивать через продвижение через социальные сети. Самый основной метод — сарафанное радио. Мы начинали играть в КВН и снимать ролики еще в университете. Люди, которые с нами учились, дружили, сейчас работают в больших компаниях, они знают нас и советуют. Социальные сети помогают продаже билетов на концерты.
Планы
В планах сделать свои шоу более рейтинговыми. Наша основная цель — делать большие концерты. Это то, от чего мы получаем удовольствие, и то, с чего мы начинали. Параллельно будем развивать вирусное направление в видео. Хотим также сделать отдел, который бы генерировал новые продукты этого направления.
Плюсы и минусы бизнеса
Плюс в том, что основные активы в этом деле — коллектив и мозги, а их нельзя отжать.
Минус, когда творчество становится производством. Люди творческие – не станки по производству шуток. Бывает так, что один сценарий пишешь месяц, а другой такого же объема за неделю.