Ложь неизбежна в стартапе
Ложь неизбежна в стартапе

Чтобы увидеть успех, иногда надо себе соврать

В статье TechCrunch приоткрывается дверь на будни стартапов, о которых не любят писать или говорить.

Стартап — это всегда растраты, и с венчурными инвесторами еще предстоит договориться об условиях вливания денег. А время до дедлайна идет, первые недели проходят за несколько дней. Учредители, уровень стресса которых увеличивается до стратосферных величин, продолжают продавать свою компанию всем, — будь то инвесторы, сотрудники, потенциальные сотрудники или клиенты. У них небольшой выбор. Финансирование зависит от роста, но рост может произойти лишь в том случае, если никто не понимает ситуацию с финансированием. Учредители должны лгать, — что все в порядке, что необходимый функционал будет запущен, хотя программисты этой области еще даже не были наняты, что фонд заработной платы будет работать, даже если доллары инвестора до сих пор не видны на горизонте.

Ложь — это часть повседневной жизни основателя стартапа. Никто не любит так высказываться, конечно. Вместо этого мы используем фразы типа «притворяйся, пока это не станет правдой», чтобы сделать ложь более приемлемой. «Управление информацией» является одним из самых важных навыков, который необходим для успеха предпринимателя. Но времена меняются, и люди становятся более искушенными в стартапах. Они знают, какие вопросы задавать, и не боятся агрессивно «прощупывать» предпринимателей, чтобы получить ответы, которые их интересуют. Это означает, что некоторые из ключевых мифов об успехе в Кремниевой долине находятся в опасности. Нам нужен новый прозрачный подход к информации, но мы также должны понимать, что стартапы связаны с рисками — и принять ложь, которая приходит с ними.

Мыльный пузырь

Стартапы работают в дикой смеси амнезии и невежества, что очень важно для экспериментов. Большинство стартапов терпят неудачу. Как правило, сотрудники стартапа не становятся миллионерами. Согласно статистике, талантливые люди в основном уходят в крупные технологические компании, где зарплата выше и есть чувство защищенности. Кремниевая долина разрушает миф об успехе стартапа, когда скромный основатель завоевывает мир. Существуют примеры такого успеха, но реальность ясно показывает, что компания, которую вы начинаете, почти наверняка в конечном итоге окажется на кладбище плохих идей. Тем не менее, мы ориентируемся исключительно на успехи,  потому что это — модель того, чем мы хотим стать. Это самая большая ложь Кремниевой долины. Ложь неизбежна в нашей отрасли — это невероятно, что учредители могут развить компанию из нескольких пользователей на миллиарды клиентов, и все же это происходит. Без блефа не будет продаж и мы бы до сих пор застряли в мире с технологиями 1970-х.

Показная уверенность — во многом необходимое качество, чтобы запустить стартап на орбиту. К сожалению, такого рода ложь уже не так проста, как раньше. Ушли в прошлое  дни, когда сотрудники не понимали статус венчурного стартапа или не знали, какие вопросы задавать. Продавцы в эти дни засыпают вопросами об инвестициях и стабильности компании, а учредители пытаются как можно быстрее получить финансирование, чтобы стать на ноги. Сотрудники теперь спрашивают о преференциях при ликвидации и получении части от прибыли компании, прежде чем присоединиться к ней, заставляя предпринимателей нервничать и лишая их уверенности в преодолении проблем. Когда люди больше в теме, они становятся более критичными. Тем не менее, ориентируясь на ликвидационные преференции, они пропускают целый пункт о стартапах: процесс предполагающий, что два человека и ноутбук превратятся во что-то глобальное.

Старая инфраструктура

Люди становятся умнее отчасти потому, что должны. Факторы для успеха в Кремниевой долине становятся все более сложными. Не так давно, если вы присоединились к стартапу на ранних этапах и он продался за миллиарды долларов, вы не могли бы купить остров и уйти в отставку, но вы, по крайней мере, могли быть уверены в прекрасном доме на пляже и достаточной сумме для собственного бизнеса. Сегодня стечение обстоятельств ставит под угрозу эту мечту. Переоценка происходит гораздо раньше. Средняя эффективность капитала стартапов заметно снизилась в прошлом году. Это не сулит ничего хорошего для сотрудников.  UBER является лишь одним примером компании, которая взяла курс на жесткий подход к своим работникам. Сотрудники стартапов видят все это на рынке прямо сейчас. У них есть друзья, которые обожглись на стартапах, и профессиональные связи, слухи по которым очень быстро распространяются.

Восстановление веры

Мы больше не живем в мире, где люди не имеют базовых знаний, чтобы понять, на каком этапе стартап. Есть так много панелей, семинаров, мероприятий и занятий, разъясняющих, что происходит. Каждый предприниматель и инвестор сейчас сталкивается с гораздо более информированной средой, которая более чем готова рвать и метать, если видит не те цифры. Больше прозрачности — единственный путь вперед. Лучшие стартапы не боятся рассказывать потенциальным сотрудникам о состоянии дел. Информированные сотрудники имеют право знать, во что они ввязываются. Тем не менее, необходимо, чтобы «большая ложь» была. Нам все еще нужно мечтать о возможности успеха для реализации. С большей прозрачностью ответственность в стартапе делится на всех. В начале бизнеса всегда присутствует проблема «курицы и яйца». Наем инженера может оказаться последним толчком, необходимым для получения инвестиций и обеспечения стартапа на ближайшие несколько месяцев. Мы можем рационализировать в стартапах все, что хотим, изучить преференции или сценарии выхода, но в конце-концов мы все должны верить в успех бизнеса для того, чтобы это стало правдой. Успех строится, а не моделируется. Мы привыкли делать это по умолчанию, по незнанию, но теперь мы должны сознательно совершить это через веру. Это означает, что мы должны принять самоуверенность учредителя, даже если расчеты не сходятся. Теперь мы можем обнаружить ложь лучше, чем когда-либо, но может, сейчас стоит соврать себе, чтобы увидеть успешный стартап.

*

Top