Творческая мастерская Леси Патоки зарабатывает в очень узкой нише - создании образов для клипов
Сфера деятельности: творческая мастерская
Дата старта: июнь 2010
Первые инвестиции: $2000
Официальный сайт: http://patoka.ua/
Основатель: Леся Патока
Возраст: 26 лет
Образование: высшее, учитель географии и психологии, НПУ
В бизнесе: 4 года
Хобби, увлечения:работа
С чего все начиналось?
Я училась на специальности, которая мне не нравилась – учитель географии и психологии. На этом настаивала моя мама, которая преподавала географию в школе и могла подготовить меня к поступлению в университет на бюджет. Я еще тогда понимала, что не буду учителем. На третьем курсе я сказала родителям, что перевожусь на заочку и буду оплачивать обучение самостоятельно. К этому времени у меня уже было две работы. Совмещать было тяжело, так что они к этому спокойно отнеслись. Только попросили закончить.
Чтобы устроиться на первую работу, нужно было получить идентификационный код, а мне еще не было 14 лет. Уже не помню как, но я уговорила выдать мне этот документ и пошла разносить газеты.
На первом курсе для журнала «Телегид» я делала поделки, которые люди бы могли мастерить своими руками. Сначала я приходила к ним раз в месяц, потом — раз в неделю. Там была текучка с фэшн-редакторами, поэтому Ярослава (Гресь — главный редактор – ред.) предложила мне попробовать себя на этой должности. Подобрать одежду для меня не составляло труда, но написать один абзац за неделю было адски сложно. Тогда я поняла, что есть люди, которым просто не дано писать.
В 2007 году Ярославу пригласили редактором журнала Hello, и она забирала часть команды с собой. Меня взяли фрилансером, так как не было опыта работы со звездами. Сначала я делала предметную съемку, через пару месяцев начались съемки со звездами. Тогда ко мне пришла идея, что я должна снимать видео. Было тяжело, потому что на тот момент у меня не было знакомых, которые бы этим занимались.
Сначала звезды сами приглашали меня на фотосессии, а потом — на съемки клипов. Там я знакомилась с режиссерами. Аня Смехина предложила мне помогать ей на съемках одной передачи 95-го квартала. За полтора месяца я познакомилась с огромным количеством режиссеров, которые приглашали в другие проекты. Так я набирала базу контактов.
Первый заказ
На съемках сдружились с режиссером Александром Стекольниковым. Я всегда показывала ему наши сумасшествия на фотосессиях. Ему нравилось, он говорил, что жалко, что пока нет заказчиков, которые могли бы согласиться на такие эксперименты.
После путешествия по Азии он позвонил и предложил снять клип на песню «Принцесса» для группы «Ляпис Трубецкой». Я очень волновалась, потому что привыкла работать со звездами, но никогда не работала с тем, кто был для меня кумиром.
Когда мы придумали, как клип должен выглядеть, стало ясно, что в моей квартире мы это не сможем сделать. Нужно было смастерить гигантскую горошину, пятиметровую стену из картона. Так что я вынуждена была искать помещение.
Результат мне до сих пор нравится. Они задали планку, которой нужно придерживаться. Клип вышел минималистичным, но в нем столько классных деталей.
Идея
До «Принцессы» я снимала работы хуже по качеству. Тогда я и решила создать студию, которая может делать проекты «под ключ». Потому что до этого я сталкивалась с проблемой, когда на площадке визажист, парикмахер и стилист сам за себя. Поэтому я хотела собрать команду единомышленников, в которой бы люди работали на общий результат. До съемок ко мне приезжают люди, я им рассказываю, к чему им готовиться. Поэтому таких проблем у нас не возникает. Студией удобнее работать. У нас есть свой стиль. Наши работы узнают.
Клиенты
Хороший стилист всегда обрастает хорошими клиентами. Стилисту достаточно иметь 3-4 звезды для полноценной работы. У них есть выходы, раз в сезон — фотосессия и клип. Плюс попадаются еще какие-то рекламы. Он знает их досконально и может на него сшить абсолютно все без примерок. У меня такой клиент – Ева Бушмина. Я ее отлично знаю.
Как все устроено?
Вначале команда работала за гонорары. Они начислялись за часы работы на проектах. После их окончания я рассчитывалась с людьми. Что оставалось после покрытия аренды студии, составлял мой гонорар. Но это было неправильно. Сейчас люди работают на ставке. Они знают, что могут рассчитывать на определенную зарплату в конце месяца. Моя задача – обеспечить студию таким количеством проектов, чтобы перекрыть эти затраты. Все, что остается – это мой гонорар. В сложные месяцы январь-февраль бывает, что у меня его нет вообще. Тогда у моих близких возникает вопрос: зачем я вкалываю без выходных?
Когда начиналась студия, у нас не было выходных. У меня не было понимания, что я могу пойти куда-то с друзьями, что есть суббота-воскресенье.
Когда приходит заказ, мы считаем смету. Подбираем образы, декорации, бутафорию, которые будут в работе. Есть золотое правило – гонорары мы не уменьшаем. Только если уменьшается количество работ. Крайний случай – личная просьба.
С начинающими и опытными артистами мы работаем одинаково. Неправильно думать, если это молодой артист, у него меньше денег, поэтому мы с него возьмем меньше, а если раскрученный, то столько, чтобы отбить все затраты за месяц. Шоу-бизнес очень маленький. Нельзя за одну услугу брать с одних $100, а с других $500.
Гонорары визажистов и парикмахеров зависят от смен (10 часов) и количества людей на площадке. В среднем $250-300. Если на работу нам дают 3-5 дней, то у нас всегда есть предложение сделать костюм одноразовым. Можем договориться, что мы внутреннюю часть не доводим до идеала, а после концерта идеально запаковываем. Есть свои уловки.
Гонорар художнику-постановщику начисляют за весь объем работы. Он зависит от того, будут ли декорации падать на съемке, а он должен будет их быстро восстанавливать.
В среднем сейчас клип сейчас стоит $15-20 000. В эту сумму входит все. Максимум 50% выделяется арт-департаменту. Средняя цена сейчас упала, потому что можно снимать на фотоаппараты, появилось много молодых людей, которые этим занимаются.
Параллельно мы работаем над 3- 5 проектами. Заказчики не обращаются заблаговременно. Обычно они приходят за три дня до съемки.
Стоимость заказов
Самый дорогой клип, который я снимала — «Пути народа» для группы «Ляпис Трубецкой» — $15000. Это не весь бюджет съемки, а только нашей студии. Самая дешевая работа была на песню «Чорні очка» для группы Mad Heads XL — 2000$. Самые дорогие аксессуары –это два корсета из железных деталей, которые мы делали для группы«Виа Гра» — каждый стоил $1500.
Продвижение
Мы не сразу сделали сайт. Сначала узнавала, сколько это стоит, потом думали над тем, чем его наполнить. Решили все делать постепенно.
Социальные сети нас очень спасают. У нас есть аккаунты в Facebookи Instagram. «ВКонтакте». В Facebookу нас много друзей-звезд. Они о нас пишут, мы их отмечаем в своих записях.
Мы платим за рекламу в тех случаях, когда считаем, что это должно увидеть больше людей. На рекламу сайта в месяц тратим около $200.
Команда
В конце прошлого года сменилась вся команда. Самое большое количество людей, которое когда-либо было – 12 человек, в среднем восемь, а сейчас нас пятеро.
Было очень тяжело в январе и феврале. Все говорили, что студии закрываются, увольняют людей. Стало понятно, что никто ничего не снимает. Ни рекламы, ни клипов. Была установка просто выжить. Мы брали любую работу. Нам нужно было продержаться. Я предупредила команду, что, возможно, нужно будет уйти на неделю. Сказала, что пойму, если вы за это время найдете другую работу. О таких вещах нужно предупреждать заранее. Я не могу прийти и в один прекрасный день сказать, что мы закрываемся. Моей зарплаты вообще не было. Стояла задача обеспечить зарплату для моих сотрудников и вовремя оплачивать студию.
Команда собиралась не из профессионалов. Потому что переучивать готовых людей сложнее, чем вырастить новых. Я, скорее, искала людей, в которых видела потенциал. Которые умеют работать руками. Дальше осваивали все новое. Вырастить людей – тоже сложно. Мы учились вместе. Сейчас я очень довольна, потому что мы понимаем и дополняем друг друга. Катя очень кропотлива, у меня этого нет. Она закроет шовчики, выложит бусинки. У нас золотой баланс. Я бы хотела расширять команду, люди пишут. Но ради этого нужно брать больше клиентов, а для того, чтобы брать больше клиентов, мне нужно постепенно вывести свою команду на уровень, когда они могут вести проект сами, потому что сейчас связываются в основном через меня, а я не могу разорваться.
Планы
Мне бы хотелось расширять рынок. Раньше казалось, что нужно выходить на российский. Сейчас с этим сложно. Сейчас рынок развивается в Казахстане. Недавно к нам обратились LeSilpo, чтобы мы украсили им витрины, сделали зайца на Пасху. Сказали, что нашу публику сложно удивить, поэтому давайте нас удивляйте. Результат меня очень радует.
Плюсы и минусы
Минус – этот бизнес нестабилен. Заниматься точечными заказами всегда сложно. Ситуация в стране очень нестабильна. Тебе нужно покупать материалы, которые выросли в цене, и при этом не потерять клиентов.
Из плюсов — это безумное творчество, от которого ты получаешь невероятное удовольствие. Мы всегда стараемся сотрудничать и работать с такими клиентами, которыми можно будет гордиться.