Сооснователь Sensorama Lab о финансовой составляющей работы над проектами VR и видео 360
Кирилл Покутный и Сергей Терещенко – основатели Sensorama Lab, лаборатории виртуальной и дополненной реальности. Самый известный проект команды – документальный фильм Chornobyl360, созданный с использованием дронов, оборудования для видео- и аудиозаписи 360°, а также – других технологий виртуальной реальности (VR). Работа над проектом продолжается.
Hubs поинтересовался у Кирилла, как развивается работа над фильмом, могут ли технологии виртуальной реальности приносить не только веселье, но и деньги, и какую бизнес-модель лучше использовать для «монетизации» виртуальности.
С чего все начиналось
Кирилл и Сергей работают в сфере интерактивных технологий уже 7 лет.
«К нам обращались с целью внедрения инновационных технологий для решения разных задач – в основном это была рекламно-выставочная деятельность и разработка систем самообслуживания клиентов. Мы сотрудничали с банками и крупными компаниями. В 2013 году обратили внимание на виртуальную реальность», – рассказывает Кирилл.
Вскоре парни заинтересовались видео 360 (видео с обзором 360 º) и начали экспериментировать в этом направлении. Итог этих исканий надеялись воплотить на всемирной выставке достижений World Expo – 2015, состоявшейся в Милане. Но обстоятельства продиктовали иной исход событий.
«Мы с друзьями решили поработать над павильоном Украины для Экспо 2015 – визуализировать в VR архитектурное сооружение. А также разработать интерактивное наполнение. Согласно идее, посетители получают маску VR, проходя по павильону, они смотрят экспонаты — где-то они дополнены информацией, где-то их количество расширено за счет дополнительной реальности. Посетители могли бы перемещаться в какие-то места Украины за счет видео 360, – вспоминает Кирилл. – То есть мы создали 3D-пространство, начали его наполнять объектами, информацией о них, загружать видео 360. Мы экспериментировали с этой концепцией и были готовы ее воплощать, но началась война (украинский павильон так и не был открыт в Милане в связи со сложной экономической ситуацией и войной на Донбассе – Ред.)».
О проекте Chornobyl360
Но Кирилл и Сергей продолжили развиваться в этом направлении, используя те наработки, которые готовили для выставки в Милане. У них появилась идея создать фильм о катастрофе на Чернобыльской АЭС – Chornobyl360. Команда поехала в США, чтобы продемонстрировать прототип проекта и найти поддержку.
«Chornobyl360 задумали как экспериментальный проект, на котором мы испытываем различные технологии, ищем решения – как инновационно раскрыть тему Чернобыля, чтобы привлечь внимание молодой аудитории, – комментирует работу над фильмом Кирилл Покутный.
Сам по себе фильм, говорит собеседник, прибыли пока не принес, но команда зарабатывает путем продажи других продуктов, создаваемых параллельно в процессе работы над ним. Например, проект Chornobyl360 привел к идее запустить коммерческий проект UniVRsee, на базе которого сейчас работает Multiplex VR Cinema – кинотеатр виртуальной реальности. UniVRsee – это система для одновременного управления устройствами VR в большом количестве.
Выступают парни также официальными дистрибьюторами VR фильмов и являются представителями американского фестиваля VR Creators, который с этого года проходит в Украине.
«Нам присылают контент наши американские и европейские партнеры. Дальше мы получаем прокатные свидетельства Госкино, переводим фильмы на украинский язык. После этого кино попадает в Multiplex», – комментирует Кирилл.
Технологии, которые разрабатывают, чтобы реализовать Chornobyl360, можно использовать в сферах обучения – корпоративного и школьного. К примеру, ребята создают VR-проект по оказанию первой медицинской помощи.
Что касается самого Chornobyl360, согласно замыслу, он поспособствует развитию виртуального туризма. «Сейчас работаем над еще одной версией Chornobyl360, с использованием дополненной реальности, – делится планами Кирилл. – Для туристов, которые активно едут в эту местность. Где-то к осени мы планируем представить систему, которая позволит погрузится в истории Припяти».
О мотивации
Chornobyl360, со слов Кирилла, это проект, который призван играть социальную роль. Сейчас у его демо-версии более 100 тыс. скачиваний.
«Почему еще нет миллиона скачиваний? В первую очередь это связано с его размером, ведь это 4К видео. Приложение наше достигло 1 Гбайта. Поэтому для предстоящего выпуска мы разработали сервер, который доставляет контент частями. Чтобы человек скачивал сначала условно 50Мбайт, а потом по мере необходимости докачивал эпизодиками по 100, 200 Мбайт, с возможностью удалить предыдущие», – объясняет собеседник.
О лаборатории
Опытом, накопленным за три года в сфере VR, нужно делиться, считают ребята. Поэтому и открыли R&D лабораторию Sensorama Lab.
«Мы накопили материальную базу – практически все доступное на сегодня оборудование; контакты, установившиеся после участия в выставках и конференциях в Америке, Европе, Китае; опыт наших разработчиков. Этим ресурсом решили делиться дальше, чтобы молодые специалисты могли обучиться быстрее», – говорит Кирилл.
Идея лаборатории возникла давно и началась с сотрудничества с факультетом прикладной математики НТУУ (КПИ). По договору с политехом команда демонстрировала оборудование, брала на стажировку студентов, помогала им в разработке проектов.
Лаборатория – это исследовательский проект, в который необходимо вкладывать, чтобы иметь прибыль в будущем. Ребята в ней занимаются исследованием новых направлений и решений для клиентов.
«Прежде всего мы хотим готовить целые команды специалистов, – продолжает собеседник. – Наша лаборатория – это хаб, задача которого создавать прототипы, проводить постоянные исследования, которые потом будут демонстрироваться и обсуждаться коллективно каждую неделю. С осени мы планируем запустить образовательную платформу (мы называем это Sensorama Academy – курсы по VR/AR). Также проводим – комьюнити-ивенты – тематические мероприятия для молодежи и бизнеса, заинтересованных VR, за полгода таких было более 40».
Об ошибках
Важно правильно оценивать необходимое время и бюджет, которое требуется для реализации таких проектов, как Chornobyl360, говорит Кирилл: «Мы неверно оценили временные рамки, съемочный процесс оказался более трудозатратным и длительным».
Будущее VR в реальности
«Мы шли на рынок (три года назад – Ред.), которого не существовало в регионе и конкурентов практически не было», – вспоминает Кирилл. По его словам, сейчас в Украине в сфере VR работает несколько десятков компаний и столько же в сфере видео 360. Направление видео 360 – быстрорастущее. Его используют в рекламе для демонстрации новых продуктов, съемок мероприятий, для визуализации архитектурных проектов. В будущем VR будет глубже применяться в сфере туризма, образования и развлечений. На его рынок в Украине может повлиять только сокращение рекламных бюджетов кампаний. Однако сейчас, по наблюдениям Кирилла, наметилась позитивная тенденция.