Как зарабатывать на фильм в процессе работы над ним

Сооснователь Sensorama Lab о финансовой составляющей работы над проектами VR и видео 360

Кирилл Покутный и Сергей Терещенко – основатели Sensorama Lab, лаборатории виртуальной и дополненной реальности. Самый известный проект команды – документальный фильм Chornobyl360, созданный с использованием дронов, оборудования для видео- и аудиозаписи 360°, а также – других технологий виртуальной реальности (VR). Работа над проектом продолжается.

Hubs поинтересовался у Кирилла, как развивается работа над фильмом, могут ли технологии виртуальной реальности приносить не только веселье, но и деньги, и какую бизнес-модель лучше использовать для «монетизации» виртуальности.

Кирилл Покутный

Кирилл Покутный, сооснователь Sensorama Lab

С чего все начиналось

Кирилл и Сергей работают в сфере интерактивных технологий уже 7 лет.

«К нам обращались с целью внедрения инновационных технологий для решения разных задач – в основном это была рекламно-выставочная деятельность и разработка систем самообслуживания клиентов. Мы сотрудничали с банками и крупными компаниями. В 2013 году обратили внимание на виртуальную реальность», – рассказывает Кирилл.

Вскоре парни заинтересовались видео 360 (видео с обзором 360 º) и начали экспериментировать в этом направлении. Итог этих исканий надеялись воплотить на всемирной выставке достижений World Expo – 2015, состоявшейся в Милане. Но обстоятельства продиктовали иной исход событий.

«Мы с друзьями решили поработать над павильоном Украины для Экспо 2015визуализировать в VR архитектурное сооружение. А также разработать интерактивное наполнение. Согласно идее, посетители получают маску VR, проходя по павильону, они смотрят экспонаты — где-то они дополнены информацией, где-то их количество расширено за счет дополнительной реальности. Посетители могли бы перемещаться в какие-то места Украины за счет видео 360, – вспоминает Кирилл. – То есть мы создали 3D-пространство, начали его наполнять объектами, информацией о них, загружать видео 360. Мы экспериментировали с этой концепцией и были готовы ее воплощать, но началась война (украинский павильон так и не был открыт в Милане в связи со сложной экономической ситуацией и войной на Донбассе – Ред.)».

О проекте Chornobyl360

Но Кирилл и Сергей продолжили развиваться в этом направлении, используя те наработки, которые готовили для выставки в Милане. У них появилась идея создать фильм о катастрофе на Чернобыльской АЭС – Chornobyl360. Команда поехала в США, чтобы продемонстрировать прототип проекта и найти поддержку.

«Chornobyl360 задумали как экспериментальный проект, на котором мы испытываем различные технологии, ищем решения – как инновационно раскрыть тему Чернобыля, чтобы привлечь внимание молодой аудитории, – комментирует работу над фильмом Кирилл Покутный.

Сам по себе фильм, говорит собеседник, прибыли пока не принес, но команда зарабатывает путем продажи других продуктов, создаваемых параллельно в процессе работы над ним. Например, проект Chornobyl360 привел к идее запустить коммерческий проект UniVRsee, на базе которого сейчас работает Multiplex VR Cinema – кинотеатр виртуальной реальности. UniVRsee – это система для одновременного управления устройствами VR в большом количестве.

Выступают парни также официальными дистрибьюторами VR фильмов и являются представителями американского фестиваля VR Creators, который с этого года проходит в Украине.

«Нам присылают контент наши американские и европейские партнеры. Дальше мы получаем прокатные свидетельства Госкино, переводим фильмы на украинский язык. После этого кино попадает в Multiplex», – комментирует Кирилл.

Технологии, которые разрабатывают, чтобы реализовать Chornobyl360, можно использовать в сферах обучения – корпоративного и школьного. К примеру, ребята создают VR-проект по оказанию первой медицинской помощи.

 

Сергей Терещенко

Сергей Терещенко, сооснователь Sensorama Lab

Что касается самого Chornobyl360, согласно замыслу, он поспособствует развитию виртуального туризма. «Сейчас работаем над еще одной версией Chornobyl360, с использованием дополненной реальности, – делится планами Кирилл. – Для туристов, которые активно едут в эту местность. Где-то к осени мы планируем представить систему, которая позволит погрузится в истории Припяти».

О мотивации

Chornobyl360, со слов Кирилла, это проект, который призван играть социальную роль. Сейчас у его демо-версии более 100 тыс. скачиваний.

«Почему еще нет миллиона скачиваний? В первую очередь это связано с его размером, ведь это 4К видео. Приложение наше достигло 1 Гбайта. Поэтому для предстоящего выпуска мы разработали сервер, который доставляет контент частями. Чтобы человек скачивал сначала условно 50Мбайт, а потом по мере необходимости докачивал эпизодиками по 100, 200 Мбайт, с возможностью удалить предыдущие», – объясняет собеседник.

О лаборатории

Опытом, накопленным за три года в сфере VR, нужно делиться, считают ребята. Поэтому и открыли R&D лабораторию Sensorama Lab.

«Мы накопили материальную базу – практически все доступное на сегодня оборудование; контакты, установившиеся после участия в выставках и конференциях в Америке, Европе, Китае; опыт наших разработчиков. Этим ресурсом решили делиться дальше, чтобы молодые специалисты могли обучиться быстрее», – говорит Кирилл.

Идея лаборатории возникла давно и началась с сотрудничества с факультетом прикладной математики НТУУ (КПИ). По договору с политехом команда демонстрировала оборудование, брала на стажировку студентов, помогала им в разработке проектов.

Лаборатория – это исследовательский проект, в который необходимо вкладывать, чтобы иметь прибыль в будущем. Ребята в ней занимаются исследованием новых направлений и решений для клиентов.

«Прежде всего мы хотим готовить целые команды специалистов, – продолжает собеседник. – Наша лабораторияэто хаб, задача которого создавать прототипы, проводить постоянные исследования, которые потом будут демонстрироваться и обсуждаться коллективно каждую неделю. С осени мы планируем запустить образовательную платформу (мы называем это Sensorama Academy – курсы по VR/AR). Также проводим – комьюнити-ивенты – тематические мероприятия для молодежи и бизнеса, заинтересованных VR, за полгода таких было более 40».

Chornobyl360

Показ фильма в школе1

Об ошибках

Важно правильно оценивать необходимое время и бюджет, которое требуется для реализации таких проектов, как Chornobyl360, говорит Кирилл: «Мы неверно оценили временные рамки, съемочный процесс оказался более трудозатратным и длительным».

Будущее VR в реальности

«Мы шли на рынок (три года назад – Ред.), которого не существовало в регионе и конкурентов практически не было», – вспоминает Кирилл. По его словам, сейчас в Украине в сфере VR работает несколько десятков компаний и столько же в сфере видео 360. Направление видео 360 – быстрорастущее. Его используют в рекламе для демонстрации новых продуктов, съемок мероприятий, для визуализации архитектурных проектов. В будущем VR будет глубже применяться в сфере туризма, образования и развлечений. На его рынок в Украине может повлиять только сокращение рекламных бюджетов кампаний. Однако сейчас, по наблюдениям Кирилла, наметилась позитивная тенденция.

*

Top