Секретами мастерства и менеджмента поделились предприниматели
Украинцы стали чаще ремонтировать обувь. По крайней мере, так говорят участники рынка. Так это или нет, но в любом случаи ремонтники обуви вряд ли останутся без хлеба: всегда найдутся желающие починить каблуки, поменять молнию или бегунок на сапогах…
В Киеве, по разным оценкам, наcчитывается несколько сотен мастерских по ремонту обуви (в т. ч. работающих в комплексе с химчистками, швейными мастерскими и т.п.). Некоторые пытаются масштабировать такой бизнес в сетевой, открывая по 2-7 мастерских. Некоторые даже позиционируют себя как ремонтники брендовой обуви.
При этом место расположения для сервиса, разумеется, важный фактор. Но, в отличие от кофе-точек (о том, как на них можно зарабатывать Hubs уже писал), которые желательно размещать чуть ли не под носом у клиента для спонтанной покупки, фактор локации – не определяющий для успешности заведений по ремонту обуви. Вполне логично, что потребитель выбирает, где дешевле и качественней отремонтировать башмаки. И соответственно готов целенаправленно пользоваться услугами именно «своего» мастера, если даже тот дислоцируется не по пути на работу.
Понятно, что в этом бизнесе есть множество своих нюансов. Например, как утверждают практики, для мастерских важно соблюдать баланс между оптимизацией расходов и эстетикой – итоговым внешним видом подлатанных ботинок, одним из основных параметров качества. Экономия на расходных материалах в итоге вылезет боком чересчур рачительному предпринимателю.
С какими трудностями зачастую сталкиваются предприниматели, запустившие подобный сервис? Что нужно учесть, чтобы построить успешный бизнес по ремонту обуви? Да и вообще можно ли в наше время на этом заработать? Эти и другие вопросы Hubs задал участникам рынка. Предлагаем обобщенный материал на данную тему.
Мастерство + чувство стиля
Как уже говорилось выше, масштаб такого бизнеса и соответственно сумма начальных инвестиций, степень знания владельцем предметной области и т.п. может быть разным. От этого зависит и выбранный подход для его открытия. Мы описываем в первую очередь возможность открытия в районном центре несетевой мастерской предпринимателем, в которой он собственно и будет мастером.
Даже если такой предприниматель решит нанимать персонал, практики советуют, что ему все же желательно понимать нюансы самого ремесла. Поэтому для качественного предоставления услуг по ремонту и реставрации обуви понадобятся специальные знания и навыки. Их можно получить на специальных курсах. Например, за занятия по пошиву обуви в Киеве придется выложить $600, курсы по ремонту обуви в Житомире обойдутся в $200, в Днипре – $400. Еще есть самый бюджетный (бесплатный), но трудоемкий вариант – устроиться на работу подмастерьем в одну из раскрученных мастерских.
По словам одного из предпринимателей, в этой сфере важно воспитать в себе чувство стиля, поскольку ремонт обуви – не только технология, но и эстетика. Ведь хорошо приклеенная, но изуродовавшая башмак латка, никому не понравится.
Единоразовые вложения
Нужно закупить основное оборудование: швейную машинку для ремонта обуви, специальную обтачивающую машинку, сапожную лапу, промышленный фен, пробойник для проделывания отверстий. А также – необходимые инструменты: ножи, ножницы, молоток, набор крючков с ручками, кисточки для клея, специальный ластик для его удаления и др. Данные вложения обойдутся приблизительно в 26 тыс. грн – см. ниже «Усредненные единоразовые затраты при запуске типовой точки по ремонту обуви».
Практики говорят, что есть возможность сэкономить при покупке обтачивающей машины. Ее можно сделать самостоятельно (будет дешевле) из комплектующих (электродвигатель, наждак…).
Налоги
В вопросе выбора налогообложения и формы хозяйствования — типично для микробизнеса.
Физические лица-предприниматели, предоставляющие бытовые услуги населению, в т. ч. по ремонту обуви, у которых нет наемных работников, могут выбрать 1-ю группу плательщиков единого налога (ЕН). Напоминаем, в таком случае предприниматель должен платить ежемесячно 160 грн ЕН и единый социальный взнос (ЕСВ) за себя – 352 грн. (объем годового дохода не может превышать 300 тыс. грн). Итого: 512 грн.
При наличии наемных работников оформляется 2-я группа плательщика ЕН: 640 грн ЕН + 704 грн ЕСВ за себя и работников (разрешено до 10 человек).
Где и сколько: операционная деятельность
Понятно, что размещать точку желательно в людном месте, предпочтительно на жилом массиве возле других инфраструктурных заведений. Аренда «МАФа» (6 кв. м) в Киеве обойдется в среднем в 3 тыс. грн в месяц, в районном центре – 1-1,5 тыс. грн. Плюс планируйте затраты на электроэнергию – около 100 грн в месяц. Налоги по минимуму, как написано выше, обойдутся в 512 грн. Итого минимальные постоянные затраты в месяц при работе в районном центре составят примерно 1850 грн – см. ниже «Усредненные операционные ежемесячные расходы типовой стационарной точки по ремонту обуви в районном центре».
Основную долю расходов, естественно, составит закупка расходных материалов. Здесь, во-первых, как раз важно понимать закономерности (моду и прочее) в обувной индустрии (см. выше чувство стиля). Ведь закупать «расходники» надо впрок, поэтому важно ориентироваться в тенденциях спроса.
Во-вторых, перечень необходимых для деятельности расходных материалов очень широкий: полиуретан (разных цветов – черный, желтый, коричневый), клей, гвозди, нитки, резина, набойки железные, косячки (рубчики), молнии, бегунки, обрезы кожи для латок…
В-третьих, как и в любом бизнесе, нет универсального правила сколько и каких расходных материалов следует закупать.
Поэтому предприниматели советуют ориентироваться на следующий показатель: затраты на расходные материалы, как правило, составляют около 40% от общей выручки.
Поэтому надо учитывать уровень спроса и цен в зависимости от того, в каком городе (крупном или маленьком) и в какой его части открывается мастерская. Узнать цены не сложно – можно и самому за день сделать их мониторинг в определенной локации.
Как говорят практики, цена на самую частую услугу – замену полиуретановой набойки – изменяется от 50 до 130 грн. В центре Киева могут назвать цену от 150 грн. Она, помимо локации, также зависит от размера каблука и сложности работы. Средний покупательский чек, например, в Киеве, может составить около 150 грн.
Отталкиваемся от того, что по скромным оценкам предпринимателей, в среднем выручка точки в райцентре составляет около 500 грн. за один рабочий день. Соответственно на закупку расходных материалов для такой типовой точки понадобится около 4200 грн в месяц.
При правильном планировании этого хватит на то, чтобы получить около 4500 грн. в месяц прибыли. То есть, в данном случае речь идет о том, что такой малый бизнес обеспечивает по минимуму функцию самозанятости населения. Что, с одной стороны, конечно же ниже официальной средней заработной платы по Украине за май 2017 г.: по данным Госстата, она составила 6840 грн. С другой, – с указанной Госстатом суммы нужно еще заплатить налоги (ЕСВ и подоходный). В итоге «официалка на руки» окажется сравнимой с заработанными в мастерской деньгами. Кроме того, мы описываем некий минимум для ведения бизнеса по оказанию услуг ремонта обуви. Его можно в будущем развивать и добиваться больших успехов.
В том числе, например, за счет кросс-продаж, расширяя ассортимент услуг и добавляя продажи сопутствующих товаров: аксессуаров из кожи, хендмейд-изделий, заточку ножей, покраску кожи, услуги химчисток, швейные услуги, пошив обуви и т.п. Также см. ниже раздел «Рекомендации».
Продвижение
Дислокацию удобно расположенных точек по ремонту обуви люди, как правило, стараются запомнить. Поэтому необходимости в масштабной рекламной кампании нет. Достаточно будет один раз (можно периодически повторять) раздать в районе листовки с номером телефона мастера, а также – страницу в соцсети (она бесплатная и как минимум не помешает).
Рекомендации
Первое, на что обращают внимание опытные предприниматели, – на недопустимость халтуры. Ведь неаккуратно или некачественно сделанная работа навсегда отобьет у клиента желание обслуживаться у вас. Также совестные ремонтники призывают новичков придерживаться условного профессионального кодекса. Речь идет о понимании, что некоторые ваши действия, например, использование суперклея, сделают невозможной удачную починку обуви после вас коллегой.
Совестный предприниматель, дорожащий репутацией, всегда честно предупредит посетителя о шансах восстановления его обуви.
Что касается аренды МАФа, то некоторые предприниматели рекомендуют договариваться с местной властью о более низком тарифе за размещение на коммунальных площадях.
Многие ремонтники также предоставляют услуги по замене молний в сумках, рюкзаках, куртках. В такой способ они привлекают часть клиентов от ателье. Бизнес по ремонту обуви, говорят предприниматели, можно масштабировать, запустив дополнительный сервис по индивидуальному пошиву обуви.