Как дома. Стартап Хостелы Dream Family

Два приятеля создали сеть хостелов международного уровня, рейтинг которых на Booking.com не опускается ниже отметки в 9.2

хостел6

Основатели: Евгений Лавренюк и Игорь Фарберев
Возраст: 26 лет
Сфера деятельности: гостиничный бизнес, туризм
Дата создания:  2011 год
Сайт: www.dream-family.com
Инвестиции:  до $470 000
Оборот:
8 млн гривен в год ( по подсчетам редакции)

 

 

Как все начиналось

Еще студентом я работал в агентстве, которое занималось посуточной арендой квартир. Позже мы с друзьями решили открыть такое же: у нас не было своих квартир, мы просто зарабатывали на комиссии. А в июле  2009 года, вместе с Игорем Фарберовым, моим партнером, запустили сайт по суточной аренде недвижимости Doba.ua.

Идея открыть хостел в Киеве витала давно. Я останавливался в хостелах других стран, когда был студентом. Как-то мне пришлось искать хостел для друзей из Европы. Это было в 2007-2008 году, но ничего достойного я так и не смог найти. Мне показалось странным, что такая интересная ниша у нас, в Киеве, практически никак не представлена.

Так получилось, что Doba в какой-то момент начала активно развиваться и уже не требовала нашего участия. Работая над проектом около двух лет, тратя на него все свои силы и свободное время, мы немного устали. И решили  создать что-то другое, что можно потрогать руками. Обычно происходит наоборот, люди из офф-лайна переходят в он-лайн, но нам хотелось другого.

В январе 2011 года открылся первый хостел Dream Story (на 24 места) на улице Красноармейской, 47. Изначально это была пятикомнатная квартира, которая сдавалась под офис. Мы сделали несложный косметический ремонт, немного переоборудовали ванную комнату – сделали душевые, кухню, купили мебель.

Второй хостел — Dream House, на Андреевском спуске, был открыт в апреле 2012 года. Но это совсем другая история – проект  более масштабный и по уровню и количеству инвестиций. Dream House − тот формат, о котором мы мечтали:  большой хостел на 100 мест со своим кафе и двориком. Мы специально попробовали, протестировали свои силы на небольшом проекте, чтобы в дальнейшем было понимание правил игры.

хостел2

О деньгах

В первый хостел мы инвестировали около $20  000. Потратили их на косметический ремонт и покупку необходимой мебели, в эту сумму вошли и два платежа по аренде и комиссия брокерам. Доход получили с первого месяца. Не уверен, что первый месяц был прибыльный, но второй уже — да. Вложения окупили за 10 месяцев работы.

Второй наш хостел –  гораздо масштабнее. Это был серьезный вызов для нас. У нас был небольшой капитал, который мы заработали на Dobe. Около 30% — это были наши деньги, все остальные  брали в долг. Общая сумма составила $450- 470 тыс.

Изначально мы планировали, что общая сумма составит не более $300 тыс., но состояние здания оставляло желать лучшего, нам не хватало опыта в строительстве, не смогли учесть все нюансы. В результате траты увеличивались. И мы одалживали частями.

Предполагали, что срок окупаемости составит  три года. Позже по подсчетам получалось, что успеем и за два года. Но этот год нас немного подкосил, особенно — начало года. Сейчас мы уже возвращаемся к жизни. Планировали, что в апреле 2014 года вернем инвестиции, но вряд ли это будет к концу этого года.

Сейчас мы обсуждаем вопрос продажи франшизы, ее стоимость  составляет 120 тысяч гривен. Это очень ответственное дело и к нему нужно подойти очень внимательно, чтобы не навредить бренду.

хостел4

 

 

 

Концепция

Нам очень повезло с дизайнером. Она угадала все то, что мы хотели получить и от кафе, и от хостела. К сожалению, мы не смогли воплотить все идеи в жизнь – пришлось экономить и упрощать. Но в целом мы очень довольны дизайном. Мы сэкономили на некоторых элементах декора, реализованные комнаты  у нас проще, чем изначально в проекте, но «весело» оформлены стены.

Вначале мы рассчитывали, что у нас буду жить иностранцы – молодежь, иностранные туристы, просто люди, которые много путешествуют. Так оно и было в 2012-2013 годах: доля украинских туристов не превышала 20%. Сейчас ситуация изменилась: 60% гостей – это украинцы. Это связано с ситуацией, которая складывается в нашей стране.

В этом году у нас появилось долгосрочное проживание. При бронировании на 14 и более дней проживание обойдется в 95-115 гривен в сутки. Цена за проживание изменяется в зависимости от сезона. Если говорить о ценах, то это — 100-110 гривен в сутки за место в общих номерах на восемь кроватей. За эти деньги клиент получает кровать, белье, полотенце и бесплатный интернет. Самый дорогой номер стоит 520-560 гривен – приватный номер с санузлом на двоих.

Если говорить о финансовой политике, то мы конечно ориентируемся на рынок и так, как у нас уже был маленький хостел, мы знаем статистику и четко понимаем, сколько должен стоить тот или иной номер.

хостел5

Продвижение

Мое личное убеждение, что реклама в ее традиционном  виде должна рано или поздно умереть. Мы не ждем, что разместив рекламу в путеводителях или картах, получим «прямую продажу» — бронь в хостеле.  Мы решили, что инвестировать будем не в рекламу, а в отношение к гостям.

Гораздо эффективнее потратить тысячу гривен, выдавая бесплатные напитки при въезде гостям, чем купить рекламный блок где-то там. Актив – это отзывы о нас в интернете на «бронировочных» сайтах.

Мы следим за тем, что пишут люди о нас, какие комментарии оставляют. Прислушиваемся к негативным комментариям и отзывам. По возможности максимально устраняем недостатки. Страницы в социальных сетях мы ведем своими  силами – скорее, это удобный способ коммуникации с гостями, чем продвижение бренда.

Рекламный бюджет — 0,5-1% от общего дохода. Можем попробовать немного сео, можем платить за приоритетное размещение в онлайн-картах, периодически пробуем что-то. Но свои живые деньги мы тратим на то, чтобы соответствовать ожиданиям гостей, чтобы они оставляли только положительные отзывы.

хостел3

Команда

В компании — два хостела и кафе, работают до 40 человек. К подбору персонала относимся очень тщательно. Подбором персонала в каждом структурном подразделении занимается управляющий подразделения. Нам важно, чтобы у людей было искреннее желание работать с гостями. Конечно, мы не возьмем на работу человека, который не улыбается, не может общаться, не готов помогать туристам.

хостел7

Трудности

Мы не столкнулись с какой- либо проблемой с контролирующими органами. Да, с ними нужно решать вопросы, договариваться. Мы познакомились со всеми. Максимально пытались делать все правильно. Но есть такие требования, которые еще остались с советских времен, например, по расположению оборудования – технологии шагнули дальше, а нормы остались с тех времен. Вот и приходится договариваться. Проверяющие органы посещают нас по графику.

Я скажу так: есть коррупция, а есть бюрократия. Если коррупцию убрать, а оставить бюрократию – это самое ужасное для бизнеса. Ведь добровольная коррупция помогает решать все бюрократические нюансы. Главное, чтобы она не стала обязательной. У нас нет лишних денег доплачивать или желания доплачивать,  есть желание работать и ускорять некоторые бизнес-процессы. Сейчас мы хотим открыть кафе в центре города, делаем все по правилам. Решили: раз новая страна — надо все делать правильно, но получаем документы с большими нервами, со скрипом.

Конечно, в бизнесе есть такое понятие как сезонность. Но  большие доходы летом компенсируют отсутствие доходов в зимние месяцы, когда загрузка — 50%. Наша главная цель – не терять и не получать убытки.

Благотворительность

Я не хочу приписывать нам несуществующие лавры. Системно благотворительностью мы не занимаемся. Периодически – да. Мы помогали волонтерской сотне — это, скорее, наши личные инициативы. В самый сложный период мы размещали бесплатно переселенцев, беженцев,  но это не носило массовый характер. Свою задачу  мы видим в помощи государству – платить налоги, развивать бизнес, построить успешную международную компанию, которая будет обеспечивать людей рабочими местами и платить налоги. Многие компании, которые выделяют кучу денег на благотворительность – это недоплаченные деньги в бюджет. Возможно, они таким образом карму пытаются отчистить. Мое мнение: у нас работают 40 человек, сохранение этих рабочих мест даже в самые тяжелые времена – вот помощь государству.

Планы

Мы хотим стать конкурентоспособными на международном уровне. В планах – открытие хостела в европейской стране. Мы рассматриваем такие страны для открытия как Венгрия, Польша, Прибалтика. До этого года планировали развитие на Востоке —   думали открыть хостел в России или Казахстане, но обстоятельства заставили смотреть нас на Запад.

Осенью  следующего года планируем открыть хостел во Львове. Уже нашли помещение, есть договоренности. Ждем, пока собственник подготовит помещение. Хостел будет находиться в самом центре города, со своим кафе, возможно, с конференц-залом.

*

Top