Прическа должна быть идеальной
Прическа должна быть идеальной

Как Ирина Костюк, мама четверых детей, построила студию причесок Magnifique

Ирина Костюк, основатель студии причесок Magnifique

Ирина Костюк, основатель студии причесок Magnifique

Hubs с интернет-магазином белья для беременных HotMam в рамках совместного проекта «Бизнес в декрете» по четвергам публикует колонку героини. Ирина Костюк — о бизнесе по оказанию косметических услуг.

Идея

Задумываться о собственном салоне красоты я начала во время первой беременности. По специальности я – художник-модельер по прическам и декоративной косметике, всегда работала в этой сфере и действительно ее люблю. До беременности работала технологом в компании L’Oréal, где прошла еще один «практический институт» — посещала тренинги английской школы Saks, обучалась у ведущего мастера Франции Летиции Генау, в Школе Кристофа Гайе, работала с Эндрю Бартоном. Благодаря этому стала высококлассным парикмахером, колористом.

Когда забеременела, осознала две важные вещи. Во-первых, у меня должен быть собственный график работы, чтобы ни от кого не зависеть, никому не подчиняться, чтобы быть с ребенком. А кто захочет работать с молодой мамочкой в ее режиме? И второй момент: уровень дохода, на который я вышла к этому моменту, я не смогу получать, работая в чьем-то салоне. Поэтому открыть собственный салон и стать себе хозяйкой казалось выходом.

Шел 2007. Мы с мужем взяли кредит на $170 000 и купили помещение – квартиру на первом этаже на Оболони. Я недалеко живу, и это было очень важным моментом, чтобы успевать совмещать работу и материнство. Сделали ремонт, закупили необходимое оборудование и косметику, и открыли студию причесок Magnifique. В целом в старт бизнеса было вложено порядка $230 000.

85% инвестиций ушло на ремонт, дизайн и закупку оборудования и косметики, 15% — на зарплаты людей.

Когда открыли студию, малышке было всего 1,5 месяца. Поскольку был валютный кредит, я не могла не работать, деньги банку надо возвращать сразу. К тому же у меня были свои клиенты, которые обслуживались годами, и я хотела работать с ними и дальше. Поэтому составила удобный график совмещения работы с уходом за ребенком.

Начинали только с двух залов – парикмахерского и маникюрного. Поскольку кредитов на стремительное развитие больше брать не хотелось, все последующие ремонты и услуги мы развивали уже из собственного оборота. Так, через некоторое время расширили сферу услуг косметологией и массажами.

Косметология дала неожиданно отличную отдачу для бизнеса. Очень боялась вводить это направление, ведь надо купить хорошие аппараты, косметику – это существенные вложения. Но решилась. Доход приносят инъекции, а маски и чистки – это уже не заработок. При этом самое важное: косметолог должен быть врачом по образованию. Только так.

Сейчас нашей студии уже 8 лет, и я наконец могу назвать это бизнесом. Продолжаю работать как парикмахер, колорист в собственной же студии – мне нравится. 50% новых клиентов возвращаются к нам снова и становятся постоянными. Половина клиентов приходит «с улицы», проходя мимо салона.

За эти 8 лет у меня появилось четверо детишек, из которых одна двойня. Все – девочки. Младшей сейчас 5 месяцев. Я занимаюсь любимым делом, у меня прекрасная и здоровая семья. И могу сейчас с уверенностью сказать: я счастлива, что сделала выбор в пользу своего дела.

Маркетинг

С самого начала мы решили, что будем называться «студией причесок». Это отличает нас от других парикмахерских и салонов.

Хотя мы предоставляем разные косметические услуги, нашей «фишкой» стала покраска волос. Сказывается мой личный опыт работы в компании L’Oréal, знание и понимание красок и средств по уходу за волосами,  умение их использовать. Мы применяем  такие техники окрашивания, которые очень редко могут повторить другие мастера. А для клиента – это индивидуальный подход к его вопросу, тщательный подбор средств, необходимых его волосам, – чтобы сохранить качество и здоровье волос, при этом правильно их окрасить.

Также мы работает в ценовом сегменте средний+ и высший – это реальная стоимость наших работ. Используем, например, только профессиональную косметику L’Oréal и Kérastase. Средний чек составляет 350 гривен.

В начале развития салона мы использовали самые разные виды рекламы. Раздавали флаера в близлежащих местах, использовали рекламу в лифтах в этом районе, были проспекты, которые распространяли в магазинах, бутиках и аптеках. Однажды даже сделали видео-ролик и дали рекламу на женском телеканале MAXXI TV. Перепробовали все. Но оказалось, что лучшая реклама – сарафанное радио и интернет. Их эффективность в разы превышает все остальное.

У нас есть сайт, который мы сейчас активно развиваем. Бюджет на продвижение в поисковиках сейчас составляет до 1 200 гривен в месяц – это нормально, есть отдача. И начали работать в социальных сетях – осваиваем эти инструменты. Зарегистрировались давно, но не занимались ими.

Но самое главное в нашем бизнесе – это довольные клиенты. Например, одна клиентка мне приводит, как правило, трех подружек и еще одного человека просто по ее рекомендации. Всего – пять клиентов. И если я ее однажды обслужу плохо – уходят все.

Люди

Наш бизнес делают мастера. И это, наверное, самый тонкий и сложный момент. В начале я подбирала мастеров по человеческим качествам, потому что планировала их обучать. Но такой подход себя не оправдал. Сейчас смотрю исключительно на профессионализм мастеров.

Человек должен быть с опытом работы и своими клиентами. Если нет клиентов – плохой мастер. Все мастера у меня работают на испытательном сроке, и я проверяю качество их работ лично. Сейчас у меня 4 парикмахера, 2 мастера маникюра, косметолог, массажист и два администратора, не считая меня и мужа.

Пару раз было такое, что я оставалась вообще без сотрудников. Увольняла вообще всех, потом заново набирала. Был момент, когда собрала коллектив и спросила: «Девочки, давайте каждая из вас скажет по-честному, почему у вас нет клиентов?» Все признались, что цены не соответствуют уровню клиентов, и я согласилась понизить цены. Но на самом деле это не работает. Просто есть хорошие специалисты, а есть плохие, которых надо увольнять.

Обучить технической работе в нашей сфере можно кого угодно. Когда я второй раз забеременела двойней, решила обучить мужа, чтобы он работал, а я в декрет ушла. Технически он делал все, но не было чувства стиля и образа. Когда я говорила, что стрижка еще не закончена, он просто этого не видел и не понимал. Но все должно быть идеально. Ты должен работу сделать так, чтобы человек понимал разницу между тем, что он дома сам может сделать, и что ты ему делаешь. Это очень важно. Ты должен показать, как можно сделать лучше. Твоя работа должна стоить дороже, чем человек за нее платит. Это – работа хорошего мастера.

Особенности бизнеса

Я часто слышу фантазии, в том числе и молодых мам, о том, чтобы открыть собственный салон. Если мама – парикмахер, мастер маникюра, или другой профессионал в этой сфере – у нее может получиться. Но если фантазирует человек, который не понимает, что это за бизнес, как он работает, и сам он не специалист в каком-то направлении – он не сможет заработать.

Собственный салон красоты – это очень красивый бизнес. Я обожаю метаморфозу превращения клиента, когда ты в ней участвуешь и создаешь эту красоту, которой человек доволен. Мне кажется, в нашей сфере хорошее дело можно выстроить только работая в нем, работая с клиентами напрямую, понимая все эти тонкости.

Потому что салон зарабатывает только 10% от оборота, остальные 90% — это расходная часть. Зазор маржи для собственника очень низкий. Когда ты сам работаешь в этом бизнесе, ты сможешь делать прибыль.

Бизнес можно строить по-разному. Чаще всего в салоне сдают места в аренду, но я с трудом могу назвать это бизнесом. У меня был период, когда я решила ради эксперимента поработать по такой схеме. В результате все, что зарабатывала, уходило на оплату аренды помещения и другие расходы. Через полгода отказалась, потому что просто нерентабельно и не интересно.

Я плачу своим мастерам процент от клиента. Тогда каждый человек, работающий в салоне, даже администратор, получает процент и заинтересован работать и зарабатывать. Так можно подобрать команду профессионалов.

На данный момент, если не ошибаюсь, в Украине зарегистрировано порядка 300 000 салонов-парикмахерских. Но только порядка 10 компаний на рынке можно называть действительно работающим бизнесом, например, сеть салонов Maija, Kika-Style, салоны Владимира Тарасюка, Дюденко, ERTEQOOB. И все они основаны специалистами, мастерами в сфере красоты.

Планы

Сейчас, к сожалению, сложно говорить о перспективах и планах, потому что мы не знаем, чего завтра ждать. Но в перспективе хочу открыть салон в центре города и школу, потому что есть чем поделиться и хочется это сделать. Но я все делаю постепенно, потому что за все отвечаю лично. Приходится взвешивать каждый новый шаг, ведь мы развиваемся за счет собственных денег.

Ирина Костюк — о материнстве.

*

Top