Комитет ВРУ продвигает свой законопроект вопреки протесту МВФ
Депутаты Верховной Рады предлагают снизить базовую ставку налога на прибыль до 15% с нынешних 18% и ввести налогообложение распределенной прибыли и приравненных к ней платежей, — говорится в проекте налоговой реформы, зарегистрированном в парламенте.
Депутаты предлагают установить, что налогом облагается прибыль в виде начисленных дивидендов, выплачиваемых в пользу физлиц, неплательщиков налога на прибыль и нерезидентов; уплаченные в течение года суммы налога учитываются при определении суммы налога по итогам года; четкие переходные положения – накопленная переплата по налогу по состоянию на 1 января 2016 года учитывается в уменьшении суммы налога в следующие отчетные периоды.
Предлагается облагать налогом на прибыль приравненные к ней платежи: превышение порога ограничения относительно сумм процентов по долговым обязательствам от нерезидента – связанного лица (превышение 50% максимального размера ставки НБУ по внешним заимствованиям – правила «тонкой капитализации»); суммы превышения цен, определенных по правилам трансфертного ценообразования (ТЦО), над договорной ценой по операциям со связанными лицами и нерезидентами, которые находятся в низконалоговых юрисдикциях и оффшорных зонах. В приравненные платежи также входит 100% роялти в пользу: нерезидентов в оффшорах; нерезидентов, которые не являются фактическим получателем роялти; нерезидентов, которые не подлежат налогообложению по роялти в государстве, резидентами которого они являются; лиц, которые не платят налог на прибыль в составе других налогов (кроме физлиц); лица, освобожденные от уплаты налога на прибыль или уплачивающие его по низшей ставке.
Депутаты предлагают облагать налогом на прибыль платежи в пользу неприбыльных организаций, превышающие 0,5% дохода налогоплательщика, суммы (100%) выплат на страхование (перестрахование) страховщиков-резидентов в пользу страховщиков-нерезидентов (кроме договоров обязательного страхования, «Зеленая карта», договоров перевозки пассажиров авиацией).
В проекте депутаты также предлагают облагать налогом суммы превышения обычных цен над договорными при операциях по продаже неплательщикам налога на прибыль, в том числе тем, которые применяют упрощенную процедуру налогообложения.
Для неприбыльных организаций депутаты предлагают сохранить действующие критерии их статуса: нецелевое использование средств означает потерю статуса.
Национальный совет реформ при президенте еще весной 2015 года создал целевую группу «Налоговая реформа» во главе с министром финансов Натальей Яресько. Предполагалось, что реформа будет проголосована в начале осени, что позволит запустить ее с начала 2016 года и построить на ней новый бюджет.
Однако подготовить единый согласованный документ не удалось. В результате на Нацсовете реформ при президенте в начале сентября были представлены несколько вариантов концепции и принято решение создать рабочую группу по доработке концепции налоговой реформы, в которую должны войти представители Минфина, профильного парламентского комитета, Минсоцполитики, Минэкономразвития, фракций коалиции ВР и внефракционные депутаты, эксперты и представители гражданского общества.
Правительство намерено настаивать на принятии за основу менее радикальной концепции Минфина и одновременно ведет сложные переговоры с МВФ, который опасается разбалансировки бюджета в случае принятия реформы в таком виде.
Министерство финансов Украины с 12 октября запустило концепцию налоговой реформы на новый круг обсуждения, отметив, что этот всеукраинский проект «Национальный диалог: обсуждение концепции налоговой реформы» осуществляется по инициативе премьер-министра Арсения Яценюка. Минфин прогнозирует определение окончательной модели налоговой реформы в ноябре 2015 года.
23 октября в МВФ заявили, что считают возможным снижение налоговых ставок в Украине только при введении компенсаторов и сохранении прогнозного дефицита государственного бюджета. При этом в фонде раскритиковали проект реформы, подготовленный комитетом ВРУ во главе с нардепом Ниной Южаниной.