Но МВФ уже назвал его "популистским"
Вчера Нина Южанина, глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, презентовала свой второй проект налоговой реформы. Первый вариант был рассмотрен Национальным советом реформ при Президенте Украины еще в сентябре, как и проект Минфина. Однако оба варианта были отправлены на доработку. Задачей авторов было в кратчайшие сроки разработать совместную концепцию, но этого так и не произошло.
Что предлагает комитет ВРУ
Налоговый комитет парламента позиционирует свой подход к налоговой реформе как «либеральный». Предлагаемым проектом закона предусматривается кардинальная реструктуризация функций ГФС, снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, расширение электронных сервисов, исправление недочетов электронного администрирования НДС и переход к налогообложению распределенной прибыли.
В частности, налоговая нагрузка будет формироваться следующим образом:
— Налог на распределяемую прибыль – 15%.
— Прибыль, отправляемая на реинвестирование, налогом не облагается.
— Налог на доходы физических лиц – 10%.
— НДС – до 15%.
— ЕСВ – 20% (единая ставка).
— ЕСВ, удерживаемый из зарплаты (дохода) физлиц, отменяется.
— Налог на автомобили стоимостью более 1 млн гривен, не старше 5 лет – 25 000 гривен;
— Система упрощенного налогообложения для I и II групп предпринимателей остается без изменений (оборот – до 1,5 млн гривен).
— К III группе будут относиться предприниматели с объемом оборота до 5 млн гривен (с нынешних 20 млн гривен). Налогообложение будет осуществляться по возрастающей шкале:
2016 год – 3% + НДС или 6% без уплаты НДС.
2017 год – 4% + НДС или 8% без уплаты НДС.
2018 год – 5% + НДС или 10% без уплаты НДС.
— В IV группу входят сельхозпроизводители с годовым объемом доходов до 100 млн гривен.
— Отменяется спецрежим взимания НДС для всех предприятий, кроме животноводческих.
— Отменяется упрощенная система налогообложения для предпринимателей, занимающихся изготовлением и продажей кожаных и меховых изделий, рестораторов, отельеров и ювелиров.
— Вводится электронный кабинет плательщика налогов, система онлайн-возмещения НДС, переход к новой системе апелляционных обжалований плательщиками решений контролирующих органов.
— ГФС станет сервисной службой, лишенной функции контроля; налоговая милиция ликвидируется, а вместо нее создается новый правоохранительный орган – Служба финансовых расследований – подотчетный Министерству финансов.
— Минфин также наделяется управленческой и информационно-аналитической функциями в сфере фискальной политики государства, «сервисная» ГФС переходит в его подчинение.
Данный проект реформы члены комитета планировали официально зарегистрировать в Раде как законопроект 21 октября. Однако из-за негативной оценки МВФ решили перенести это на понедельник, 26 октября, после того, как пройдут выборы.
Политическое и бизнес-сообщество, в свою очередь, разделилось на два лагеря: одни поддерживают Минфин, другие – Комитет.
По мнению специалистов Европейской Бизнес Ассоциации, в обоих проектах реформ необходимо учесть пожелание бизнеса, а именно:
«Приветствуются планы по снижению нагрузки на оплату труда, в частности, путем снижения ставок единого социального взноса. Однако эксперты предостерегают от отмены максимальной величины базы начисления единого взноса, ведь это фактически приведет к увеличению налоговой нагрузки. Отмена максимальной величины базы начисления единого взноса обременит именно законопослушный бизнес, который уже сейчас добросовестно выполняет требования законодательства, открыто выплачивает вознаграждение своим работникам и платит налоги. Любые попытки ввести выборочную нагрузку на налогоплательщиков имеют негативные последствия. Налоговые новации не должны существенно нарушать баланс между доходами бюджета и расходами, финансируемых государством. В случае недостаточности средств в государственной казне именно бизнес становится объектом дополнительного налогового давления», — говорится в пресс-релизе ЕБА.
При этом в ассоциации акцентируют, что в последнее время увеличилось давление на бизнес. «Ассоциация с сожалением констатирует увеличение количества жалоб от наших компаний на необоснованные и неправомерные действия налоговых органов. Главное, чего ожидает бизнес от прогрессивной налоговой реформы, — это обеспечение честной работы налоговых органов, надлежащего отношения к добросовестным плательщикам налогов и противодействия тем, кто уклоняется от уплаты налогов», — отмечают в Европейской Бизнес Ассоциации.