Представители химической отрасли и агросектора решили продолжить поиск оптимального механизма ценообразования
Сегодня в Киеве по инициативе Украинской аграрной конфедерации (УАК) состоялся круглый стол с участием представителей химической отрасли, аграриев и чиновников относительно ситуации на рынке минеральных удобрений, цен на них и угрозы повышения пошлин на импорт некоторых азотных удобрений из РФ.
Напомним, в конце сентября межведомственная комиссия по международной торговле продлила срок проведения антидемпингового расследования по импорту некоторых азотных удобрений из РФ до 27 декабря 2016 г.
Как пояснил президент УАК, народный депутат Украины Леонид Козаченко, сегодня украинских крестьян всерьез взволновал вопрос ценовой ситуации на отечественном рынке минудобрений, в то время как на условиях FOB та часть азотных удобрений, которая идет на экспорт, стоит дешевле. Это происходит на фоне попыток ввести новые ограничения на импортные поставки карбамида и карбамидно-аммиачной смеси (КАС) из РФ. Поэтому для публичного обсуждения и поиска компромисса по подготовке меморандума были приглашены химики, аграрии, представители АМКУ, МинАПК и др. «Я думаю, мы найдем понимание и примем взвешенное решение, которое всем нам поможет решить эту проблему», — отметил г-н Козаченко.
По словам главы Союза химиков Украины Алексея Голубова, химическая отрасль страны оказалась в непростом положении, и «вопрос стоит: а будет ли производство минеральных удобрений у нас в Украине или мы его уничтожим?» «Газ мы покупаем по $275. У наших коллег-россиян (российских компаний химпрома. – Ред.) — $80, фосфор у нас в 2,5 раза дороже, калий – более чем в два раза, и, конечно же, конкурировать в таких условиях весьма и весьма сложно», — посетовал он.
Как вариант формулы для внутренних цен на азотные удобрения, на которую химики могли бы пойти, подписав с украинскими аграриями меморандум, озвучил присутствующий на встрече директор по комплаэнс Group DF Игорь Гольченко. За основу он предложил при расчетах исходить из затрат украинских компаний химпрома на производство удобрений и колебаний рыночной стоимости газа. «При цене газа в $250 стоимость голубого топлива при производстве селитры будет составлять $170 за тонну. Это без учета рентабельности, электроэнергии, просто газ…», — уточнил он.
То есть, по расчетам химиков, при стоимости газа в $250-260, рыночная цена, например, на селитру на внутреннем рынке должна составлять примерно $225-230 за тонну.
«Химики и аграрии на самом деле – в одной лодке. Мы заинтересованы в том, чтобы агросектор получал высокий доход. С другой стороны, мы понимаем: удобрения, которые производятся в Украине, являются неконкурентноспособными с российскими по той простой причине, что у нас разные цены на газ. Газ – основное сырье для производства азотных удобрений. Соответственно, имея на рынке дешевого производителя из РФ, мы даем ему возможность технически перевооружиться, а мы в этой ситуации (химики) выживаем», — подчеркнул топ-менеджер Group DF.
Однако с таким подходом по формуле цен радикально не согласился заместитель главы Всеукраинской аграрной рады (ВАР) Михаил Соколов. По его мнению, в таком случае все равно стоимость и расчеты будут не совсем прозрачными и понятными, а сумму затрат производители, например, в структуре цен на свою продукцию могут увеличивать не только по газу, но и, помимо рентабельности, «накручивать» стоимость по доставке, хранению продукции, оплату труда работников химпредприятий и прочее.
В качестве альтернативы Соколов предложил проанализировать цены на мировых рынках на минудобрения, и уже потом на их основании выходить на какую-то формулу в меморандуме по стоимости удобрений для украинского рынка, которая устраивала бы все стороны. Так, замглавы ВАР в качестве альтернативы предложил глубоко проанализировать цены на FOB Балтика, арабских стран Персидского залива, Северной Африки и стран ЕС и выйти на понимаемую для всех прозрачную формулу для украинского рынка.
«Мы (аграрии. – Ред.) концептуально считаем неправильным расчет цены от затрат. Да, возможно, вы (химпром. – Ред.) работаете в убыток. Но у нас тоже есть затраты. Давайте вы установите цену от затрат, и мы тоже установим цену от затрат – на сахар, молоко, мясо, еще и с учетом рентабельности. Тогда все должны работать в равных условиях. Но получается так, что вы устанавливаете цены от ваших затрат, а мы — нет. Так нельзя», — сказал он, подчеркнув, что «мы не сможем согласиться с тем, чтобы было установлено, что цена на внутреннем рынке, потому что у вас такие затраты, была выше, чем цена, по которой мы могли бы завезти из других стран».
Также Соколов добавил, что предложенная сегодня редакция проекта меморандума содержит и некоторые другие спорные положения. И в такой редакции ВАР его не подпишет.
Кроме того, по его словам, нет никаких гарантий, что после подписания документа и согласования формулы по рыночной цене на удобрения для украинских потребителей завтра власти не начнут антидемпинговые расследования против новых импортеров-поставщиков или других стран «для защиты украинских производителей и рынка». Также замглавы ВАР указал на то, что при условии поиска оптимальной рыночной формулы и в случае введения новых пошлин на карбамид и КАС из РФ необходимо будет наладить поставки из других стран, а на это потребуется время. По его мнению, с учетом переориентации логистики, специфики закупок и диверсификации доставок украинскому рынку может потребоваться не один год.
В свою очередь заместитель директора департамента – начальник отдела рынка потребительских товаров АМКУ Евгений Мельниченко прояснил, что ведомство не может давать общую оценку калькуляции рыночной или нерыночной цены, комментировать, справедливая она или нет и т.д. «Мы не хотим на себя брать такую роль и не должны этого делать. Фактически рынок должен сам установить такие критерии правил, по которым он будет функционировать. И чем меньше будет тут ограничений, тем больше шансов, что он будет развиваться. Проверять формулу – не в наших полномочиях. Мы не контролируем цены, а занимаемся контролем стоимости субъектов природных монополий – поставщики электроэнергии, газа, воды… Комитет только определяет монополиста на определенном рынке, и тогда, если есть основания, то применяются меры», — сказал он, призвав представителей бизнеса самим договариваться, а не ждать от АМКУ разрешения на какую-то рыночную формулу или ее оценку.
Кроме того, он напомнил, что АМКУ сейчас продолжает рассмотрение дела по злоупотреблениям на украинском рынке минудобрений со стороны отечественных производителей, «потому что мы видели признаки монополизма и уже сейчас анализируем их действия». «В рамках дела, если мы, например, видим, что субъект относится к монополии, мы анализируем его затратную часть, калькуляцию, и в рамках конкретного дела мы можем дать такую оценку. Она не будет показателем, чтобы весь рынок ориентировался на этого субъекта, который является ответчиком», — отметил он, не уточняя при этом, когда завершится само расследование.
Под конец непростого бурного обсуждения положений меморандума Леонид Козаченко предложил участникам дискуссии совместно еще более детально изучить и проанализировать цены на мировых рынках на минеральные удобрения и все-таки на следующей неделе попытаться выработать оптимальную формулу для украинского рынка, которая бы устроила всех, чтобы выйти на конечную редакцию документа, которую бы подписали и химики, и аграрии.
Г-н Гольченко согласился продолжить дискуссию, но с условием, что при анализе мировых цен не будет учитываться цена на удобрения на FOB Черное море, поскольку она не подходит для внутреннего украинского рынка и «не является корректной».
Ранее агентство «ААА» обнародовало итоги исследования ситуации на аграрном рынке. Согласно отчету, внутренние цены на азотные удобрения в Украине выше экспортных, за счет чего аграрии, например, в 2015 г. переплатили поставщикам около $187 млн. Украинские аграрии обратились в Кабмин с открытым письмом, в котором выступили против ограничения импорта азотных удобрений путем введения импортных пошлин, и призвали отменить уже действующие (на аммиачную селитру).
В 2014 г. по жалобе предприятий группы Ostchem (подконтрольный Group DF Дмитрия Фирташа) были введены антидемпинговые пошлины на импорт аммиачной селитры из России, а сейчас, с июня 2015 г., по новой желобе Украина проводит антидемпинговое расследование по импорту карбамида и КАС.
Как прокомментировали ранее в Ostchem, нельзя сравнивать внутренние цены с экспортными на «FOB Черное море», поскольку последние являются индикатором цен российских производителей и убыточны для украинских химпредприятий.
В свою очередь в АМКУ Hubs сообщали, что ведомство продолжает антимонопольное расследование на украинском рынке удобрений. Сейчас комитет изучает перекос цен на аммиачную селитру по жалобе Полтавского ГОКа и уже усмотрел признаки монопольного положения двух химпредприятий группы Ostchem на украинском рынке карбамида.
Фото: пресс-служба УАК