Заградительная пошлина на экспорт лома усугубит конфликт между металлургами и ломозаготовителями
Фото: ecology-of.ru

Чтобы решить проблему, нужны новые возможности для снабжения металлургов сырьем и стимулы для ломозаготовителей

В четверг, 21 апреля, Верховная Рада приняла законопроект №3868, который предусматривает временное (на три года) повышение экспортных пошлин на лом черных металлов более чем в три раза: с EUR 10/ т до EUR 35/т. Кроме того, документ предполагает отмену регистрации контрактов на экспорт лома. Авторы документа надеются таким образом сократить дефицит лома внутри страны, на который уже не один месяц подряд жалуются металлурги.

Пока что не известно, подпишет ли новый закон Президент Украины. Однако уже совершенно ясно, что в нынешнем году противостояние ломозаготовителей и металлургов усилится. Поскольку недовольство ломозаготовителей низкими ценами на заготовку лома внутри страны растет, а возможность экспорта и квоты на него никто не отменял. Поэтому логично, что  они постараются все-таки сохранить возможности вывозить лом. Тем более, еще в прошлом году представители ломовиков заявляли Hubs, что считают принятый законопроект №3868  результатом лоббизма металлургических олигархов.

Но у металлургов есть в запасе еще одна возможность давить на ломозаготовителей: заставить Минэкономразвития снизить квоты на экспорт лома до минимума. Так, ПО «Металлургпром» сейчас пытается отменить через суд расчетный баланс образования и использования черного металлолома в Украине на 2016 год, утвержденный приказом Минэкономразвития №337 от 1 марта 2016 г. Соответствующий иск был подан в Киевский окружной административный суд в марте текущего года.

Hubs провел анализ ситуации, чтобы разобраться, что же на самом деле происходит между металлургами, ломозаготовителями и Министерством экономического развития.

Тенденции

Темпы заготовки лома падают не первый год. В 2013 г. было заготовлено 5,8 млн т лома, а в 2015 г. —уже на 26,2% меньше (4,28 млн т) (см. Фактические показатели металлургической отрасли и заготовки лома в 2014-2015 гг. и I квартале 2016 г.).

12

Рыночные тенденции I квартала 2016 г. говорят о том, что дефицита лома металлургам в этом году не избежать. По данным ГП «Укрпромвнешэкспертиза», в I квартале текущего года объемы заготовки лома значительно снизились. Так, в I квартале 2015-го было собрано 1 млн т лома, а в аналогичном периоде 2016-го — 0,6 млн т. То есть сбор сократился на 40% (см. Фактические показатели металлургической отрасли и заготовки лома в 2014-2015 гг. и I квартале 2016 г.). При этом производство металлопродукции выросло. В I квартале 2015-го было выпущено 5,2 млн т стали, а в I квартале 2016 г. — 6,08 млн т, на 14,5% больше.

С экспортом лома и металлопродукции ситуация несколько иная. Металлурги увеличили экспорт, а экспортеры лома – нет. По оценкам ГП «Укрпромвнешэкспертиза», экспорт проката в I квартале 2016-го по сравнению с аналогичным периодом 2015-го вырос с 4,0 до 4,57 млн.т (на 14%). А вот экспорт лома за сравниваемые периоды упал с 0,3 до 0,01 млн т, то есть попросту стремится к нулю.

В «Укрпромвнешэкспертизе» сокращение объемов сбора металлолома объясняют низкими закупочными ценами на лом внутри страны и отсутствием возможности экспортировать сырье. В июне 2015 г. экспортные цены на лом были выше цен внутреннего рынка на 14,5%, в январе 2016 г. на 11,3% (см. «Цены на металлолом на внутреннем и внешнем рынках в 2015 г. — апреле 2016 г.»). Сейчас же экспортные цены на лом составляют $220 за т, тогда как цена внутри страны — всего $154 за тонну, что на 30% меньше от экспортных.

13

При этом в прошлом году и в начале нынешнего экспорт лома ограничивал нестабильный спрос на внешних рынках, плюс, как уже было отмечено, приказ Минэкономразвития №337, которым утвержден баланс сбора и потребления лома, появился только в начале марта.

И без того тяжелая ситуация со сбором лома усугубилась, когда спрос на него на внешних рынках начал стабильно расти. В марте украинские металлурги дважды повышали закупочные цены на него: на 150 грн за т а потом сразу на 400 грн за т, но дефицит сырья так и не сократился. По итогам I квартала 2016 г. он составлял 22%.

Причем, по словам экспертов, основной фактор, повлиявший на рост цен внутри страны, это не  экспорт лома, а изменение внешнерыночный конъюнктуры. Во-первых, китайское правительство пообещало стабильные темпы роста экономики. Во-вторых, истощились запасы лома на внутреннем и внешних рынках. В-третьих, начался строительный сезон.

Металлурги  начали бояться, что в ущерб их потребностям, экспортеры лома начнут активно вывозить сырье за рубеж.

Из-за дефицита сырья, некоторым метпредприятиям пришлось его импортировать. По сообщениям «Металлургпрома», крупные сталелитейщики, такие как группы «Метинвест» и «Интерпайп», с начала года начали активно импортировать гарячебрикетированное железо, которое дороже украинского лома. Это говорит и о том, что отечественные металлопроизводители, в случае необходимости, готовы закупать сырье по рыночным ценам. Более того, спрос на металлопродукцию на внешних рынках растет, то есть возможности покупать лом по рыночным ценам есть. А цены на нее с начала 2016 года уже успели подняться на 3%.

Судом по квотам

Законопроект №3868, увеличивая экспортную стоимость лома, делает его неконкурентоспособным на внешних рынках и не дает больше заработать отечественным ломозаготовителям. Поскольку с учетом увеличившейся экспортной пошлины и затрат на логистику их доход от экспорта лома будет сопоставим с тем, который они могут заработать внутри страны.

Тем не менее, пока у экспортеров лома есть квота на экспорт, они будут стараться вывозить лом, даже если цены на внутреннем и внешнем рынках будут одинаковыми. Они будут вынуждены это делать, как минимум, чтобы не потерять долю на внешних рынках.

Металлурги это понимают, поэтому стараются свести квоты на экспорт лома до мизерных объёмов. Для этого ОП «Металлургпром», как уже было сказано, оспаривает в суде постановление Минэкономразвития №337 от 1.03.2016, которым утвержден размер квот на текущий год.

С точки зрения металлургов, выгоднее оставить весь лом в стране и в дальнейшем диктовать цены ломозаготовителям, чем покупать лом по рыночным ценам и импортировать его. Так «Металлургпром» подал иск с требованием остановить действие приказа Минэкономразвития №337 в связи с тем, что он не прошел необходимую процедуру согласования в Минюсте и других центральных органах власти. И  Киевский Окружной административный суд уже запретил Минэкономразвития проводить распределение квот на экспорт лома.

«Раньше, когда баланс заготовки лома принимался постановлением Кабмина, к мнению металлургов, по крайней мере, прислушивались. Если мы хотим получить развитую металлургическую промышленность, то в первую очередь должны думать о том, чтобы обеспечить ее сырьем. Поэтому экспортировать можно только невостребованный на внутреннем рынке остаток лома. На сегодня 90% лома должны оставаться в стране», — считает Александр Каленков, президент Объединения предприятий «Металлургпром».

«В 2015 г. заготовка лома в Украине установила  антирекорд — минимальное значение за 20 лет. В этом году будет заготовлено еще меньше. По нашим прогнозам, в 2016 г. лома заготовят лишь около 2,6–2,9 млн т. То есть мы считаем, что прогноз Минэкономразвития завышен более чем на 1,5 млн т», — говорит Дмитрий Кисилевский, директор по корпоративным отношениям компании «Интерпайп». По данным «Металлургпрома», в 2015 г. дефицит составил 855 тыс. т, а в январе 2016 года — около 40% (106,6 тыс. т).

В то же время, как сообщил Hubs генеральный директор крупной ломозаготовительной компании «Керамет» Владимир Бублей, заготовители не видят никаких нарушений в процедуре утверждения приказа №337. При этом Бублей не забыл напомнить, что ломовики также умеют отстаивать интересы в суде. «Мы не видим нарушений со стороны Минэкономразвития. В 2016 году министерство внесло определенные коррективы в свою работу, как по сути, так и по форме. В 2015 году мы в судебном порядке доказали, что Минэкономразвития не имеет права откладывать решение о регистрации контрактов или не принимать его по причинам, не указанным в Порядке регистрации внешнеэкономических контрактов на экспорт операций с металлолома», — сказал он.

В Минэкономразвития утверждают, что претензии металлургов не обоснованы. Чиновники также уверены, что процедура утверждения приказа №337 не была нарушена. «Сотрудники министерства не первый год проводят эту процедуру. Кроме того, приказ — не регуляторный акт. И наконец, на всех обсуждениях проекта приказа присутствовали представители металлургов», — говорит директор департамента регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития  Денис Гутенко.

В разговоре с корреспондентом Hubs Гутенко подчеркнул, что в бытность нынешнего главы ПО «Металлургпром» Александра Каленкова заместителем министра промполитики, приказы об утверждении балансов в его ведомстве принимались по той же процедуре, что и конфликтный приказ №337. Кроме того, чиновники ратуют за свободный рынок металлолома, а также против того, чтобы металлурги получили возможность давить на ломозаготовителей. «Если не будет экспорта, то металлурги начнут диктовать цены на лом внутри страны. Наверняка найдутся заготовители, которые из-за этого уйдут с рынка, соответственно, упадет заготовка. Как результат, от ограничений пострадают и металлурги», — говорит Гутенко.

Однако здесь стоит отметить, что свободный рынок — это хорошее решение, однако в случае с украинской ситуацией оно может оказаться не самым правильным. Ведь в чистом виде свободный рынок лома возможен исключительно на рынках с высокими темпами развития экономики. То есть когда растет количество производств и при этом меняется оборудование, инфраструктура, растет строительство и т.д. По-хорошему, государство в лице Минэкономразвития должно предложить механизм, который позволит сбалансировать рынок лома. Но участники рынка в министерство не верят и сами решают свои проблемы.

То ли еще будет

Почти наверняка конфликт не будет исчерпан, если суд признает приказ неправомочным. Ломовики угрожают забастовкой, которая чревата срывом контрактов металлургов. Металлурги, как бы не упирались, скорее всего будут вынуждены повысить закупочные цены на лом.

Сломить сопротивление ломозаготовителей теоретически возможно, но для этого у металлургов должны быть, во-первых, существенные запасы лома, во-вторых, денежные запасы, как минимум, для импорта сырья.

Кстати, тот факт, что ломозаготовители не особо лоббируют свои интересы в государственных органах по сравнению со своими оппонентами, может говорить о том, что ни первого, ни второго у металлургов нет. Поэтому рано ил поздно им придется договариваться с заготовителями лома.

Для того, чтобы стороны как можно скорее пришли к взаимопониманию, Минэкономразвития могло бы принять меры по расширению возможностей для снабжения металлургов сырьем, например, пролоббировать упразднение импортной пошлины на лом черных металлов, которая сегодня составляет 5%. Кроме того, у заготовителей лома пока нет никаких экономических стимулов, чтобы продавать лом отечественным металлургам, а не вывозить его за рубеж. И если лом и дальше будет дорожать на внешних рынках, а по прогнозам экономистов это вполне возможно, то внутренние украинские цены опять станут значительно отставать от внешних. Тогда интенсивный экспорт лома, скорее всего, возобновится, если, конечно, металлургам не удастся пролоббировать сокращение общей квоты на экспорт. Безусловно, госбюджет получит дополнительную прибыль от экспорта лома, а вот дефицит сырья на украинских метпредприятиях снова начнет расти.

*

Top