Строители наращивают объемы использования лещадного кварцитового щебня для реконструкции автомагистрали M-03

Согласно обновленным в октябре 2020 года данным на портале открытых данных, в сентябре железной дорогой со станции Золотнишин на станцию Кочубеевка (обе Полтавская обл.) было отгружено 119 вагонов общей массой 8308 тонн минеральных стройматериалов.

Как уже писал Hubs, данными ж/д составами осуществляются поставки лещадного кварцитового щебня с Горишних Плавней (где Полтавский ГОК разрабатывает месторождения железистых кварцитов) на Кочубеевку (Чутовский р-н) недалеко от проводимых турецкой компанией ONUR работ по ремонту и реконструкции автомагистрали M-03.

Таким образом, с апреля по сентябрь 2020 года на Кочубеевку железной дорогой было поставлено уже более 170 тыс. тонн лещадного кварцитового щебня. Поставки осуществляются несмотря на то, что журналисты выявили нарушения в процедурах согласования этих стройматериалов для дороги М-03, которая ремонтируется за заемные для Украины (под проценты) деньги МБРР.

В частности, в ходе расследования Hubs выяснил, что турецкой компании ONUR разрешили использовать кварцитовый щебень без надлежащего соблюдения процедур. Фактически украинское подразделение крупной французской инжиниринговой компании «Эжис» (осуществляет технадзор), одобрило подрядчикам данные стройматериалы без проведения независимой экспертизы – просто на основании «бумажных» заверений ONUR.

Не заказывали подобные испытания и профильному госпредприятию «ГосдорНИИ» (ДерждорНДІ), которое тем не менее разрешило ONUR использовать кварцитовый щебень при обустройстве дорожной одежды.

А из ответов «Укравтодора» в адрес Hubs и вовсе следовало, что «Эжис» в мае 2020 года одобрил ONUR применять кварцит на основании письма, которое «ГосдорНИИ» написало только через три месяца – в августе 2020 года!!!

Использование кварцитового щебня для обустройства основы дороги опасно тем, что такая автодорога может быстро прийти в негодность. Поэтому кварцит как правило применяют при строительстве дорог регионального значения. А для обустройства международных дорог государственного значения (как М-03) закладывают более качественный кубовидный гранитный щебень.

Кварцит стоит дешевле, но по ряду технических параметров уступает граниту. Его основной минус – высокая доля содержания зерен пластинчатой (лещадной) и игольчатой формы, так называемая лещадность. Повышенное содержание зерен лещадной формы негативно влияет на плотность смесей – они плохо укладываются, что приводит к образованию пустот, которые разрушаются в процессе замораживания-оттаивания.

Hubs также писал в расследовании, что ONUR покупает кварцитовую продукцию у ООО «Геомакс», которое расположило свое производство на территории Полтавского ГОКа. Поэтому журналисты предположили, что правоохранителей может заинтересовать информация о том, с какими же финальными показателями лещадности поставляется кварцит для дороги М-03. А также – о том, по каким ценам кварцит закупается «Геомакс» у Полтавского ГОКа, и по каким продукция продается ONUR.

Соответствующий запрос Hubs 8 октября направил в Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ). Как нам сообщили на днях в пресс-службе НАБУ, ответ журналистам представят до 8 ноября, сейчас сотрудники ведомства изучают наши публикации, рассматривая наш запрос в качестве заявления о преступлении.

Напомним, что в рамках международной операции НАБУ, САП и польского Центрального антикоррупционного бюро в Польше был задержан экс-директор «Укравтодора» Славомир Новак. Новак обвиняется в получении взяток с украинских автодорожных компаний на продолжение сроков ремонта дорог. Таким образом, вероятно, разворовывались деньги международных организаций, выделяемых на ремонт украинских дорог.

Как сообщил журналист Юрий Бутусов, в коррупции оказались замешаны крупнейшие подрядчики в сфере дорожного строительства. Среди них он назвал и турецкую ONUR. Последняя подтвердила, что у нее проводились обыски в рамках задержания Новака как раз в привязке к дороге М-03. Но свою причастность к этому делу отрицает.

Реконструкция и ремонт автодороги М-03 реализуются в рамках совместного Проекта развития дорожной отрасли между Украиной и Мировым банком. Деньги по проекту выделяет Международный банк реконструкции и развития под проценты на основании Соглашения с Мининфраструктуры. Общая сумма кредита – $560 млн. Стоимость данных кредитных денег Мирового Банка для Украины составляет 13,76%!

Тендеры по проекту в обход Prozorro проводит Мировой банк, публикуя скудный объем информации о нем. Возвращать заемные деньги Мировому банку Украина будет из государственного бюджета.

*

Top