Почему с 2026 г. число участников финальных турниров чемпионатов мира по футболу вырастет на треть
10 января на заседании совета ФИФА (Международной федерации футбольных ассоциаций) в Цюрихе было принято решение об увеличении участников финальной части чемпионата мира 2026 года с 32 до 48. Формальная ратификация этого решения произойдет в мае на конгрессе ФИФА в Бахрейне. Hubs разбирался в причинах решения, которое вызвало неоднозначную реакцию в спортивном мире. При всем разнообразии резонов, доводов и аргументов в конечном счете, как обычно в большом футболе с большими деньгами, все упирается в финансовый интерес.
Размер имеет значение
Инициатива расширения числа команд-участниц мундиаля принадлежит президенту ФИФА Джанни Инфантино. Она получила одобрение руководства организации, однако далеко не все восприняли ее позитивно.
Хотя Инфантино и заявил, что «решение вопроса не было продиктовано финансовыми аспектами», есть все основания полагать, что именно соображения дополнительных доходов доминировали над всеми остальными. Согласно расчетам специалистов, увеличение числа участников до 48 команд принесет ФИФА с турнира 2026 года $640 млн – за счет того, что доходы повысятся на $975 млн, а расходы – на $335 млн. Эксперты ФИФА утверждают, что доходы федерации возрастут примерно на 20%. При этом они указывают, что доходы от ЧМ-2018 при новой формуле составили бы не прогнозируемые $5,5 млрд, а $6,5 млрд. А организационные расходы при турнире с 48 сборными возросли бы с $2 млрд до $2,3 млрд.
Но руководство ФИФА говорит красивые слова о необходимости расширения географии мирового футбола, популяризации спорта номер один, говорит про заботу о болельщиках, для которых будут составлять удобное расписание телевизионных трансляций матчей с участием их команд (сегодня все трансляции идут в прайм-тайм страны-хозяина) и т.п. ФИФА также указывает, что предлагаемая система является самой конкурентной в спортивном плане: средняя вероятность победы фаворита будет чуть выше 0,5, в то время как сейчас она составляет 0,6 (анализ основан на данных рейтинга ФИФА). Кроме того, отмечаются такие критерии, как равное количество дней отдыха для всех команд и вероятность наличия матчей в групповом раунде, в которых нет турнирного значения. С последней проблемой предлагается бороться проведением после ничейных игр группового турнира серий пенальти, которые выявят победителя.
Но все-таки доминирующим фактором выступает экономика. В докладе ФИФА, представленном на заседании в Цюрихе, говорится о том, что расширение представительства на чемпионатах мира привлечет новые рынки, увеличит доходы от продаж сувенирных товаров по всему миру и принесет дополнительную прибыль благодаря телетрансляциям. Продолжительность турнира составит те же 32 дня, поэтому не нужно будет платить дополнительных компенсаций клубам, а в день будут проводиться по четыре игры.
Примечательно, что в докладе упоминается необходимость пересмотра контрактов с телекомпаниями, уже заключившими соглашение о показе ЧМ-2026.
В то же время расходы вырастут незначительно: количество эксплуатируемых стадионов останется прежним, поэтому серьезных проблем с логистикой не возникнет. Вырастут только затраты на оплату работы персонала и бонусы сборным: при нынешних $8 млн за попадание на чемпионат мира увеличение количества участников на 16 повлечет рост призовых на $128 млн.
Равнение на Китай
Напомним, что чемпионаты мира проводятся с 1930 года. До 1982 года в финальной части играли 16 лучших команд, прошедших квалификационный отбор. Затем, до 1998 года, число команд-участниц было 24, а затем – 32. Шли параллельные процессы коммерциализации спорта, развития медийных и маркетинговых программ, повышения доходов ФИФА (см. «Доходы ФИФА от проведения чемпионатов мира»).
C 1998 года доходы ФИФА от проведения чемпионата мира выросли в 11 раз. Такой скачок объясняется резким увеличением стоимости телевизионных контрактов. Права на показ чемпионатов мира 2002 г. и 2006 г. (на территории кроме США) были проданы за $2 млрд, что почти в шесть раз больше соглашения стоимостью $310 млн с Европейским вещательным союзом на трансляцию трех чемпионатов мира в 1990-х.
ФИФА вошла во вкус, она считает деньги и не хочет допускать потерь. Потери случаются, когда спорт вмешивается в экономику, и на чемпионат мира иногда не попадают сборные из богатых стран, привлекательных в финансовом плане. Как, например, случилось, когда Болгария в отборе на ЧМ-1994 обошла Францию. А это значит, что состоятельные болельщики не едут на мундиаль, потому что своей сборной нет, а болеть за чужие неинтересно. Да и телетрансляций покупают меньше. В общем – сплошные убытки.
Есть и другой момент, о котором говорят прямо и давно: новация ФИФА заточена, прежде всего, под Китай. Сборная Поднебесной пока еще не настолько сильна, чтобы пробиваться в финальную часть чемпионатов мира из квалификации в азиатской зоне. А расширение числа участников и соответственно – квот для отборочных турниров практически гарантирует выход Китая на турнир в 2026 году. И какой громадный и богатый рынок сразу открывается!
Кроме того, принимать турнир на 48 команд смогут позволить себе только богатые и развитые страны. На ЧМ-2026 претендентом номер один являются США, и их шансы после решения ФИФА только возрастают.
А то, что на чемпионат неизбежно будут попадать немало объективно не очень сильных команд и вырастет количество неинтересных матчей – это волнует только поклонников хорошей игры. Уже сегодня матчи чемпионатов мира (за исключением финальных стадий плей-офф) существенно уступают по популярности играм плей-офф клубной Лиги чемпионов УЕФА. Есть и другой момент: профессиональные лиги не заинтересованы в том, чтобы слишком много игроков отвлекалось в свои национальные сборные для участия в чемпионате мира. Это чревато травмами и усталостью. А хорошие игроки стоят безумно дорого.
Возникнут и просто курьезные ситуации. В случае увеличения квоты для зоны КОНМЕБОЛ (Южная Америка) квалификационный турнир вообще утратит смысл. Стоит ли разыгрывать среди 10 команд 7 путевок на финальную часть чемпионата мира?
Украинского болельщика, конечно, будет тешить мысль о том, что шансы нашей сборной на участие в финальной части ЧМ-2026 существенно вырастут. Что ж, будем радоваться такой возможности, и если она реализуется, поблагодарим Джанни Инфантино.