Рейтинг госмонополий по налогам: денег «Нафтогаза» мало для увеличения субсидий

Рост налоговых поступлений от монополистов не является показателем эффективности их работы

В распоряжении Hubs оказалась информация о расчетах госмонополий с госбюджетом. Как выяснилось, в январе-сентябре текущего года девять крупнейших госмонополий перечислили в госбюджет 67,8 млрд грн — это без учета таможенных платежей и возмещения НДС. Доля этих компаний в общем объеме поступлений в госбюджет за указанный период составила более четверти – 25,8%.

И это на самом деле довольно печальный показатель для нашей экономики, которая, получается, находится в зависимости от «большой девятки». Чем в свою очередь и пользуются плательщики-монополисты, нередко злоупотребляя своим исключительным положением.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибавка в доходную часть госбюджета от госмонополистов составила аж 24,8 млрд грн, т.е. поступления выросли на 57,6% (см. «Налоговые платежи госмонополий в госбюджет»).

монополисты-1

Мнимый вклад

Однако очевидно, что увеличение платежей в бюджет в самую последнюю очередь связано с повышением эффективности работы госмонополий. В первую очередь  это следствие их исключительного положения, которым пользуется государство, пополняя бюджет за счет потребителей товаров и услуг, поставляемых этими компаниями.

В этом смысле выделяется прирост поступлений по НАК «Нафтогаз Украины» — разумеется, за счет постоянного пересмотра тарифов в сторону повышения, а они для населения и теплокоммунэнерго росли просто сумасшедшими темпами. Но это — только одна сторона медали.

Другая заключается в том, что показатель этот для бюджета по большей части мнимый. Можно рассчитывать, что по итогам года прирост поступлений НАКа составит 26-28 млрд грн, из них около 20 миллиардов (если не больше) «съест» увеличение жилищных субсидий, а это расходные статьи бюджета. Таким образом, оставшаяся разница вряд ли покроет даже уровень инфляции. Это достаточно красноречивое свидетельство «эффективности» работы нынешнего менеджмента «Нафтогаза».

Кстати, если с этой точки зрения рассмотреть деятельность НАКа в разрезе структурных подразделений, то выяснится, что наибольший прирост поступлений в госбюджет в относительном измерении приходится на «Укртрансгаз» (см. «Налоговые платежи НАК «Нафтогаз Украины» в бюджет в разрезе подразделений»). Что, как мы понимаем, по большей части связано с объемами транзита российского газа и особенностями расчетов с «Газпромом», а не с эффективностью деятельности руководства компании. «Сидящие» же преимущественно на добыче и потреблении своего газа «Укргаздобыча» и аппарат НАКа совместными усилиями обеспечили прирост поступлений на 14 млрд грн и по итогам года могут даже не покрыть прирост субсидий!

Монополисты_2

Отдельно стоит отметить, что в 2016 году хоть что-то начала перечислять в бюджет работающая со сверхликвидным товаром «Укрнафта», которая в прошлом году почти не платила налоги. Однако и нынешний уровень ее платежей совсем не соответствует реальным обязательствам.

Также нельзя не заметить деградацию «Укртранснефти»: почти 35% сокращений поступлений от ее деятельности связано с тем, что Украина практически утратила свои транзитные возможности. Это, так сказать, результат «грамотной» работы «папередников» нынешней команды руководителей НАКа. Но вот как бы в результате работы нынешних подобная картина через несколько лет не наблюдалась в «Укртрансгазе».

Что же касается других госмонополий, то кратный рост поступлений показали ГП «Администрация морских торговых портов», «Укргидроэнерго» и, что необходимо особо отметить, «Укртрансаммиак». Это может означать, что вопреки первоначальным заявлениям, аммиак по трубе из российского Тольятти на Одесский припортовый завод (ОПЗ) поступает исправно. Что в свою очередь позволяет предполагать, что демонстративное исключение российских компаний из числа претендентов на приватизацию ОПЗ — не более чем патриотические байки для электората.

Может получиться так, что при приватизации ОПЗ «достойными людьми» из числа украинских власть имущих предприятие будет перепродано все тем же российским компаниям, защищенным компаниями-«прокладками». Потому как никому другому этот завод не нужен. И никто другой поставки туда аммиака организовать просто не сможет.

Можно также предположить, что если бы громкого отстранения российских компаний от участия в конкурсе по приватизации ОПЗ не было, «дельта» возможной цены приватизации, которая окажется в кармане у «достойных людей», могла бы достаться украинскому госбюджету.

Резкое падение платежей «Укравтодора» даже по сравнению с прошлым годом, когда дороги почти не ремонтировались, видимо, говорит о продолжении этой тенденции плюс о плохом финансовом состоянии компании. Поможет ли исправить ситуацию назначение и.о. главы компании Славомира Новака, экс-министра транспорта Польши, как говорится, тот еще вопрос.

 Налоговый долг и переплаты

Кроме собственно платежей в бюджет у госмонополий наблюдается очень разное состояние расчетов с ним (см. «Состояние расчетов госмонополий с госбюджетом»). Львиная доля нестыковок в расчетах с бюджетом (как в части переплат, так и в части налогового долга) касается НАК «Нафтогаз Украины» и его подразделений.

Во-первых, «Укргаздобыча», у которой весной образовалась четырехмиллиардная переплата в бюджет, сократила ее до 75 млн грн. Это не обязательно означает, что бюджетные деньги возвращались на счета компании, вполне возможно, что переплатой гасились текущие начисления. Однако интересно другое: если раньше недоумение вызывал факт наличия у компании столь огромной переплаты, то теперь компания умудрилась накопить 434 млн грн налогового долга. И это при нынешних-то тарифах, по которым она продает свой газ!

Монополисты-3

Во-вторых, львиная доля налогового долга госмонополий (да и существенная часть совокупного налогового долга по стране в целом) приходится на «Укрнафту». По состоянию на 01.10.16 г. ее долг приближается к 12,5 млрд грн (!), хотя еще на начало года был 10 млрд грн. Это, к слову, о том, что «Укрнафта» понемногу начала уплачивать налоги. Понемногу, но даже не в той степени, чтобы покрывать текущие обязательства. Общая же уплаченная компанией за 9 месяцев сумма платежей почти в 3 раза меньше ее налогового долга. Отсюда можно сделать вывод, что «Укрнафта» задолжала бюджету платежи за 2,5 года. Это что-то невероятное для компании, работающей на столь ликвидном рынке. На фоне того, как с НАЭК «Энергоатом»  выбивали налоговые долги на сумму в 4, 7 млрд грн (блокировались счета и деятельность компании в целом), особый режим функционирования «Укрнафты» вызывает законное недоумение.

А вот «Укрзалізниця», возглавляемая Войцехом Бальчуном, польским реформатором и успешным рок-музыкантом, испытывающая далеко не лучшие времена, поддалась убеждениям фискалов и поднакопила переплату в более чем полмиллиарда. При этом в «Укрзалізниці» не признают доначисленный Государственной фискальной службой по результатам  налоговых проверок  госпредпредприятий отрасли в 2013-2015 гг. налоговый долг в 1,85 млрд грн. На сегодня госмонополист признал из этой суммы только 2,4 млн грн.

Экстенсив

В целом взаимоотношения госмонополий с бюджетом свидетельствуют об экстенсивном пути увеличения ими налоговых платежей – за счет конечного потребителя, в первую очередь – за счет граждан. Думается, этот путь рано или поздно приведет к тупику, так как дальнейшее существенное увеличение монопольных тарифов люди просто не потянут. И оно гораздо вероятнее приведет к кризису неплатежей, чем к дальнейшему увеличению бюджетных доходов. На этом фоне особняком стоит «Укрнафта», которая находится в вольготном положении в отношении своих расчетов с бюджетом. Что, безусловно, тоже является ненормальным.

*

Top