Наиболее рентабельными стали Одесский МТП и аэропорт Борисполь
Инфраструктура – основа функционирования экономики. В отличие от других сфер деятельности, практически все инвестиции, вложенные в инфраструктуру, остаются в стране. При строительстве какого-либо завода в Украине, по разным оценкам, 50-70% средств уходит на покупку импортного оборудования («сложные» станки у нас практически не производят) – то есть в развитие чужой экономики. Инвестирование же в инфраструктурные объекты – это обеспечение рабочих мест, внутреннего рынка для местных подрядчиков и производителей материалов, уплата налогов. В экономически развитых странах понимают важность таких проектов. Не случайно даже в период Великой депрессии 1929-1939 гг. был построен самый большой в мире стальной арочный мост – Сиднейский мост (Sydney Harbour Bridge).
К сожалению, общее состояние отечественной инфраструктуры по многим показателям оставляет желать лучшего. Как прокомментировал в недавнем интервью Hubs вице-премьер-министр Украины Владимир Кистион (курирует инфраструктурную сферу), украинские дороги сейчас изношены на 90%. Такие же оценки чиновники, отвечающие за транспорт и инфраструктуру, дают железным дорогам.
Полагаем, не стоит никого убеждать в том, что географическое расположение Украины позволяет ей играть роль мощного транзитного государства. Но, на удивление, чиновники даже говорить стали реже о том, что Украина – транзитная страна, о безграничных возможностях транспортных коридоров. Уходят в прошлое конференции с громкими названиями «Из варягов в греки», «Роль Украины в построении нового шелкового пути» и т.д. При этом, согласно ежегодному рейтингу глобальной конкурентоспособности института IMD (The IMD World Competitiveness Yearbook 2016), наша страна по показателю состояния инфраструктуры пасет задних – занимает 50-е место из 61.
Между тем в Украине влияние государства на отрасль очень велико. Все крупнейшие объекты инфраструктуры так или иначе управляются государственными институциями.
Hubs проанализировал и составил рейтинг эффективности крупнейших госкомпаний (госпредприятий, акционерных обществ, принадлежащих государству) по двум финансовым показателям в динамике – чистой прибыли/убытке и рентабельности EBITDA. Последний показатель объективно показывает эффективность управления предприятием независимо от транспортной сферы (авиа, морские порты, ж/д перевозки). Для инвестора (государство, частные компании) показатель EBITDA является одним из основных индикаторов ожидаемого возврата вложений.
В рейтинг попали компании, которые входят в сферу управления Мининфраструктуры и размер активов которых оценивается выше 2 млрд грн. Следует отметить, что эти предприятия попадают в топ-100 госкомпаний, исследования по которым ежегодно проводит Минэкономразвития. При составлении рейтинга брались данные предприятий (полученных Hubs из разных источников), частично учитывались данные МЭРТ и данные консалтинговых компаний. В список не включено ПАО «ГАК «Автомобильные дороги Украины», которое в сентябре 2015 г. было решено ликвидировать в рамках децентрализации – передачи полномочий компании на места (пока безуспешного).
Краткие обобщения
В тройку лидеров рейтинга по чистой прибыли попали ГП «Администрация морских портов Украины», ГП «Морской торговый порт «Южный» и ГП «Международный аэропорт «Борисполь».
Несмотря на третье место, фактически лидером по эффективности работы стал аэропорт «Борисполь», который после прихода в конце 2014 г. и. о. гендиректора Евгения Дыхне сумел в 2015 г. показать чистую прибыль в 700 млн грн (в 2014 г. был убыток в 127 млн грн). Администрация морских портов, МТП «Южный» и другие порты рейтинга (см. ниже «Рейтинг госкомпаний сферы Мининфраструктуры по размеру чистой прибыли, млн грн») традиционно являлись локомотивами транспортной отрасли и ранее (в 2014 г.) показывали прибыль. Поэтому в их успехах ничего удивительного нет, и они остаются «голубыми фишками» на приватизацию. Но, несмотря на предложения Кабмина, народные депутаты пока не решились вывести порты из списка предприятий, не подлежащих приватизации.
Лидерство портовым предприятиям традиционно обеспечивает обслуживание экспортно-импортных операций (портовые сборы, перевалка грузов, сдача в аренду помещений, судоремонт и прочие услуги). «Речь идет о портах, которые заточены на международные перевозки. Они достаточно хорошо загружены. Плюс последнее десятилетие вводили новые терминалы, расчищалось и углублялось дно, чтобы могли ходить крупнотоннажные суда», – говорит экономический эксперт Александр Жолудь. При этом до 80% их доходов поступает в иностранной валюте (девальвация гривны в этом случае положительно отразилась на финансовых показателях). Тем не менее, с каждым годом у государственных торговых портов уменьшаются показатели перевалки грузов. Бюрократические процедуры, устаревшие основные фонды и оборудование снижают конкурентоспособность госпредприятий по сравнению с частными портами. По подсчетам экспертов, сегодня доля государственных торговых портов в перевалке грузов — не более 30%.
По более объективному для сравнения между разными по структуре деятельности и капиталу – рентабельности EBITDA – тройка лидеров практически повторилась. Первое место досталось ГП «Одесский морской торговый порт», второе – аэропорту «Борисполь», третье – Администрации морских портов (см. «Рейтинг госкомпаний Мининфраструктуры по размеру рентабельности EBITDA, %»).
Ситуацию с объектами инфраструктуры в сфере морских перевозок мы описывали выше (всего в рейтинг вошло пять таких предприятий). Отметим, что авиаотрасль в рейтинге представлена тремя компаниями: «Международный аэропорт «Борисполь», «Украэрорух» и «Международный аэропорт «Львов».
Наиболее существенные показатели из них, как уже было сказано, продемонстрировал «Международный аэропорт «Борисполь». В 2015 г. его удалось сделать прибыльным, а показатели рентабельности EBITDA предприятие увеличило с 63,2% в 2014 г. до 77,4% в 2015 г., заняв второе место в общем зачете. «Вероятно, на предприятии улучшили контроль за тем, как компании, которые пользуются услугами аэропорта, расплачиваются. Это позволило увеличить денежный поток и чистую прибыль», – комментирует Александр Жолудь. При этом эксперты считают, что в целом авиаперевозки переживают не лучшие времена. Поскольку из-за девальвации гривны увеличилась стоимость топлива и т.д., что в целом негативно влияет на пассажиропоток авиасообщением. По данным Госавиаслужбы, в Украине в 2015 г. по сравнению с 2014 г. он снизился на 2,6% – до 6,3 млн чел. (в январе-май 2016 г. уже есть позитивная динамика – темп роста составил 15%). Напротив, аэропорту «Борисполь» в 2015 г. удалось обеспечить рост пассажиропотока – на 6%, или до 7,2 млн чел. (в т. ч. транзит). Рост дохода, наряду со снижением расходов, также положительно отразился на показателях рентабельности аэропорта.
Отдельно отметим ПАО «Укрзалізниця» (наибольшее по размеру активов – 396,3 млрд грн), которое по итогам 2015 г., единственное из компаний рейтинга, показало большой убыток – около 16 млрд грн. Здесь, кроме сугубо бизнес-причин (рост расходов, жесткое госрегулирование/сдерживание цен на перевозки), решающую роль сыграла крупная задолженность предприятия по кредиту в валюте: только за счет курсовых разниц убыток составил почти 14 млрд грн. Плюс эта компания «тянет на себе» социальную нагрузку – дотация пассажирских перевозок. Для увеличения прибыльности предприятия правительство уже полгода рассматривает возможность повышения тарифов на грузоперевозки.
Основные итоги рейтинга представлены в таблицах ниже. Также по каждому предприятию отдельно представлена основная информация – см. «Показатели по компаниям».
Рейтинг госкомпаний сферы Мининфраструктуры по размеру чистой прибыли, млн грн
Рейтинг госкомпаний Мининфраструктуры по размеру рентабельности EBITDA, %
Показатели по компаниям
ГП «Одесский морской торговый порт»
Чистая прибыль «Одесского МТП» выросла со 147 млн грн в 2014 г. до 397 млн грн в 2015 г. Размер рентабельности EBITDA увеличился с 68,6% до 86,3%. В 2015 г. грузооборот в Одесском МТП вырос по сравнению с 2014 г. на 4% – до 25,5 млн т. Сам Одесский МТП перевалкой не занимается, его доходы формируются от сдачи в аренду основных фондов, судоремонта и других услуг. Результаты деятельности предприятия могли быть лучше, если бы не политическая ситуация в стране в 2014-2015 гг., из-за чего существенно сократилось прибытие пассажирских круизных лайнеров. В 2015 г. заходило только 22 лайнера. Для сравнения, в 2013 г. зашло 148 пассажирских лайнеров.
«Международный аэропорт «Борисполь»
В 2015 г. аэропорту удалось получить прибыль в 696 млн грн против убытка 127 млн грн в 2014 г. Размер рентабельности EBITDA вырос с 63,2% до 77,4%. Пассажиропоток в аэропорту в 2015 г по сравнению с 2014 г. вырос на 6% — до 7,2 млн чел. Предприятие в конце 2014 г. возглавил Евгений Дыхне (и. о. гендиректора). За 1,5 года аэропорту удалось оптимизировать работу терминалов, увеличить пропускную способность трансферной зоны (до 900 пассажиров в час), сократить на 30% время прохождения формальностей и допмер авиабезопасности, модернизировать зону отлета внутренних рейсов и зоны прилета. Согласно аудиторскому заключению международной компании BDO (входит в «большую пятерку»), по МСФО прибыль аэропорта составила 540 млн грн против убытка 513 млн грн в 2014 г.
Положительный результаты деятельности предприятия вызвали ажиотаж вокруг конкурса на назначение нового директора, который прошел осенью минувшего года. Конкурс закончился скандалом и был отменен Кабмином в июле 2016 г. – против назначения на этот пост Юрия Солончука выступили бизнес и общественность.
ГП «Администрация морских торговых портов Украины»
Чистая прибыль предприятия выросла с 1513 млн грн в 2014 г. до 3847 млн грн в 2015 г. Размер рентабельности EBITDA вырос с 66,5% до 75,9%. Доходы этого предприятия в основном формируются за счет портовых сборов (корабельные, причальные, санитарные и т. д.) – 66% от всех доходов. При этом около 80% доходов поступает в долларах США, что и объясняет рост чистой прибыли предприятия в 2015 г., по сравнению с 2014 г., в 2,5 раза. Мининфраструктуры в октябре 2014 г. в качестве эксперимента, а затем в 2015 г. на постоянной основе, уменьшило на 50% портовые сборы для перевозки транзитных грузов (приказ Мининфраструктуры №403 от 06.10.15 г.).
ГП «Мариупольский морской торговый порт»
Чистая прибыль «Мариупольского МТП» выросла в 1,6 раз с 332 млн грн в 2014 г. до 516 млн грн в 2015 г. Размер рентабельности EBITDA увеличился с 56,9 до 68,5%. Около 80% доходов компании поступает в иностранной валюте. В целом в 2014-2015 гг. из-за конфликта на Донбассе у предприятия наблюдалось значительное снижение интенсивности коммерческой деятельности. Транспортную инфраструктуру, которая подходила к порту, было частично уничтожено в результате боевых действий. Плюс объем перевозок угля через порт сократился через трудности с организацией поставок из зоны конфликта. В 2015 г. грузооборот, по сравнению с 2014 г. сократился на 30% (до 8,9 млн т).
ГП «Морской торговый порт «Южный»
Чистая прибыль предприятия выросла с 384 млн грн в 2014 г. до 773 млн грн в 2015 г. Размер рентабельности EBITDA увеличился с 46,2 до 51,2%. Традиционно в акватории порта обрабатывается 30-40% от общего объёма перевалки грузов в Украине. Напомним, что в 2013 г. прошла портовая реформа – сейчас грузопоток в портах в значительной степени обеспечивают частные компании. В 2015 г. в акватории данного порта обработано 33% (48,5 млн. т) от общего объёма перевалки грузов в Украине. При этом самим МТП «Южный» обработано 15 млн. т (это 30,9% от всей перевалки акватории данного порта). Перевалка экспортных грузов в акватории порта увеличилась в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 3% и составила 38,2 млн т. Объём перевалки импорта составил 4,9 млн т в 2015 г. (+20% по сравнению з 2014 г.).
ГП «Международный аэропорт «Львов»
Чистая прибыль «Одесского МТП» выросла с 147 млн грн в 2014 г. до 397 млн грн в 2015 г. (в 2,7 раза). Размер рентабельности EBITDA увеличился с 68,6 до 86,3%. По данным Госавиаслужбы, аэропорт «Львов» в 2015 г. сократил пассажиропоток на 2,5% – до 570 тыс. чел. По мнению экспертов, показатель дохода на пассажира $17 на данном предприятии остается ниже среднего показателя для аналогичных международных аэропортов ($27). Доля дохода от неавиационной деятельности также остается низкой по сравнению с другими аналогичными международными аэропортами (около 35% против среднего показателя 50%).
ГП «Илличевский морской торговый порт»
Чистая прибыль этого предприятия выросла с 117 млн грн в 2014 г. до 526 млн грн в 2015 г. Размер рентабельности EBITDA увеличился с 34,1 до 42,0%. Около 80% доходов компании поступает в иностранной валюте.
Поскольку порты Севастополя, Евпатории, Феодосия, Керчи, Ялта в Крыму сегодня не входят в состав транспортной системы страны, львиная часть грузооборота была направлена в «Илличевский МТП». В результате, можно сказать, этот порт занял монопольное положение в обработке грузов безкрановой загрузкой. В 2014 и 2015 гг. на акватории «Илличевского МТП» было обработано, соответственно, 17,6 и 17,2 млн т грузов (уменьшение на 2%). При этом сама «Илличевским МТП» обработала в 2014 г. 10,4 млн т, а в 2015 г – 11,9 млн т грузов.
ПАО «Укрзалізниця»
Убыток предприятия в 2015 г. составил около 16 млрд грн. Размер рентабельности EBITDA увеличился с 16,7% до 25,2%. Выше указывались основные причины убыточности: валютные долги и социальная нагрузка в виде дотируемых пассажирских перевозок. Кроме того, «Укрзалізниця» лишилась активов в Крыму и части активов в Донецкой и Луганской областях. В Мининфраструктуры пытаются улучшить показатели за счет реорганизации предприятия – в декабре 2015 г. закончилась корпоратизация компании. Есть вероятность, что и текущий год будет для предприятия не легче предыдущего. И хотя поляк Войцех Балчун, который руководит предприятием с июня, если верить прессе, выводил из кризиса Польского государственного железнодорожного перевозчика PKP Cargo S.A. в прибыль, в его программе развития «Укрзализныци», как и в случае с «Укрпочтой», отсутствуют ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI).
ГП «Украерорух»
Чистая прибыль этого предприятия выросла с 303 млн грн в 2014 г. до 342 млн грн в 2015 г. (в 1,1 раз). Размер рентабельности EBITDA увеличился с 15,3% до 20,3%. Основным доходом предприятия являются платежи, уплачиваемые авиаперевозчиками за обслуживание в воздушном пространстве Украины. В 2015 г. тариф за обслуживание одного полета – 45,6 EUR в 2015 г. В 2015 г. «Украэрорух» сократил количество обслуженных полетов по сравнению с 2014 г. на 32,4% – до 234 861 рейса. При этом количество обслуженных полетов, выполненных самолетами украинских авиакомпаний, уменьшилось на 10,8% – до 69 628 авиарейсов, а количество полетов, осуществленных иностранными авиакомпаниями, – на 38,7%, до 165 233 рейсов. Кроме того, по итогам 2015 г., количество обслуженных транзитных авиарейсов сократилось на 45,1% – до 117 487 рейсов, количество международных полетов уменьшилось на 10,8% – до 95 504, а внутренних – на 18%, до 21 870.
Предприятие демонстрирует прибыль, поскольку его доходы на 80% формируются из поступлений в иностранной валюте. Девальвация гривны в 2014 г. компенсировала негативное влияние от сокращение объема воздушного движения, позволила сохранить уровень доходности и прибыльность в гривневом эквиваленте.
УГППС «Укрпочта»
В 2015 г. «Укрпочта» продемонстрировала прибыль 41 млн грн, тогда как в предыдущие годы демонстрировала убытки – в 2014 г. убыток составил 4 млн грн. Размер рентабельности EBITDA практически не изменился: в 2014 г – 4,6%, в 2015 г. – 4,7%. Эксперты считают, что с учетом того, что «Укрпочта» из-за АТО потеряла часть своих активов в Крыму, Донецкой и Луганской областях, хорошо уже то, что предприятие не убыточное.
Хотя в будущем предприятия нельзя быть уверенным. В программе нового руководителя компании Игоря Смелянского, назначенного в апреле этого года, не было ключевых показателей эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) — показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей.