НБУ пустит новых участников на рынок электронных денег

Туда могут прийти ритейлеры, телекомоператоры, АЗС и другие

Национальный банк Украины (НБУ) планирует разрешить небанковским финансовым организациям выпускать электронные средства платежа, то есть электронные деньги (ЭД). Об этом регулятор сообщил в начале февраля. Как считают эксперты, это будет способствовать повышению конкуренции между платежными системами, выходу на рынок новых участников, а также детенизации украинской экономики в целом.

Нелегальное настоящее

Сегодня в Украине выпускать электронные деньги имеют право только банки. Небанковские финорганизации могут лишь обменивать ЭД на наличные и безналичные, причем только после заключения соответствующего договора с банком-эмитентом. Иными словами, они должны работать при посредничестве банков. Что касается физических лиц, то им вообще запрещено заниматься подобной предпринимательской деятельностью.

Впрочем, эксперты считают, что и сегодня небанковские финучреждения также могут создавать свои системы электронных денег. Просто для этого им нужно привлечь в партнеры какой-нибудь банк.

«Например, на украинском рынке так функционируют системы Monexy (банк-эмитент «Фидобанк»), ГлобалМани («Ощадбанк») и другие», — объясняет нынешнее положение дел аналитик компании «Простобанк Консалтинг» Иван Никитченко.

Более того, некоторые платежные системы и сейчас умудряются обходить требования регулятора (пользуясь несовершенством украинского законодательства) и работают без банковского посредничества, то есть полулегально. «В Украине работает ряд компаний, которые юридически не являются эмитентами электронных денег, но фактически ведут деятельность, которая по всем признакам совпадает с деятельностью систем электронных денег», — заметила руководитель юридического отдела MoneXy Марина Масло.

Зачем НБУ меняет рынок ЭД

Как считают эксперты, одной из причин, почему Нацбанк решил расширить возможности небанковских финучреждений на рынке ЭД, — европейский курс. «НБУ сейчас старается имплементировать правовые нормы Европейского Союза в законодательство Украины», — говорит Марина Масло. Поэтому и было принято решение по внедрению директивы ЕС 2009/110/ЕС, которая регулирует деятельность эмитентов ЭД и определяет правила надзора за ними.

Кроме того, участники рынка, в том числе и банки, уже который год говорят о необходимости предоставить финкомпаниям право выпускать электронные деньги. «Деятельность финучреждений нужно легализовать. Надо разрешить им эмитировать и обслуживать платежные карты. Например, этим могла бы заниматься та же «Укрпочта». Ведь финучреждения и так занимаются этой деятельностью, но только через кого-то», — рассуждает председатель правления Банка «Михайловский» Игорь Дорошенко.

Так что соответствующую инициативу НБУ можно считать тем самым долгожданным ответом на запросы рынка.

О светлом будущем

Как следует из информации НБУ, к небанковским финучреждениям-эмитентам ЭД будут предъявляться требования в соответствии с директивой 2009/110 Европейского Союза (ЕС). А именно лицензирование их деятельности, регистрация в реестре платежных систем, обеспечение защиты средств, полученных в обмен на выпущенные электронные деньги и первоначальный капитал в размере не менее €350 тыс.

Главное, чего финансисты ожидают от внедрения означенной инициативы НБУ, — появления новых эмитентов на рынке, а также полной легализации бизнеса. Как прогнозирует управляющий активами ИК Adamant Capital Константин Вьюшинский, вследствие этого банковская монополия на эмиссию электронных денег исчезнет, а, значит, увеличится конкуренция между платежными системами, уменьшится размер комиссий и т.д.

По мнению эксперта, сегодня основная проблема рынка ЭД не столько в операторах, сколько в непрозрачной регуляции. «На мой взгляд, особого роста этого рынка ожидать не стоит. Однако при правильной («белой») регуляции могут зайти PayPal и другие международные игроки», — считает Вьюшинский.

Правда, судя по информации, размещенной на сайте НБУ, регулятор планирует предоставить право выпускать электронные деньги только финучреждениям — резидентам Украины. Поэтому на приход иностранных компаний вряд ли стоит рассчитывать. Во всяком случае, в статусе эмитентов ЭД.

Тем не менее, управляющий партнер провайдера транзакционных решений PayForce Иван Истомин уверен, что уже в течение первого года после вступления в силу новых положений НБУ можно ожидать, что на рынке появятся 10-12 новых игроков в сегменте приема платежей, программ лояльности, подарочных карт, мобильных кошельков. «Это могут быть ритейлеры, страховщики, телекомоператоры, логисты, сети АЗС. Рост рынка в первые пять лет может достигнуть 40-60%  ежегодно», — считает Истомин.

По мнению Ивана Никитченко, вполне возможно, что через некоторое время на рынке электронных денег появятся и торговые сети или интернет-площадки (например, такие как OLX, Prom.ua, All.biz, Rozetka), которые планируют запустить свои внутренние системы ЭД. «Также могут прийти микрофинансовые организации, выдающие потребительские кредиты, в том числе и на банковские карты. Они могут начать проводить операции внутри своей системы, но это перспектива не ближайшего времени», — отмечают в компании «Простобанк Консалтинг».

Между тем, Национальный банк пока что не опубликовал окончательный вариант новых правил работы на рынке электронных денег. В наличии только планы на будущее. Поэтому, как отмечает Марина Масло, реальные изменения, в том числе и приход новых участников, будут зависеть от того, какие конкретно условия создаст регулятор, действительно ли упростится процедура регистрации нового вида эмитентов электронных денег по факту.

В любом случае тот факт, что в НБУ заговорили о необходимости разрешить небанковским финучреждениям эмитировать электронные деньги, это — шаг вперед.

Многие эксперты рынка уверены, что регулятор доведет эту инициативу до конца. В результате выиграют не только отдельные игроки и рынок, но также и экономика в целом. «Чем меньше наличных денег обращается в экономике, тем меньше теневая экономика. Если НБУ сможет контролировать деятельность платежных систем и параллельно ограничивать максимальные объемы наличных расчетов либо пропагандировать безналичную оплату, тем больше будет сжиматься теневая экономика. А стоимость и риски «обнала» будут расти. В итоге предпринимателям не будет смысла работать в тени», — заключает Константин Вьюшинский.

*

Top