Минюст лишился монополии на продажу залоговых банковских активов

Чиновников обвинили в манипуляциях со стоимостью залогов, аукционы переводят на ProZorro

24 ноября директор-распорядитель Фонда гарантирования вкладов физических лиц Константин Ворушилин заявил о переводе аукционов по продажам активов неплатежеспособных банков, которые находятся в залоге у ФГВФЛ и Национального банка, на платформу «ProZorro. Продажи». Пресслужба НБУ подтвердила заявление Ворушилина.

«Ранее 100 % операций НБУ и большая часть продаж залоговых активов фонда гарантирования вкладов проводились через платформу Минюста – СЕТАМ, являвшегося, по сути, монополистом рынка. Но сложившееся положение дел не устраивало большинство игроков рынка активов, усматривавших в действиях чиновников-монополистов нарушения правил проведения аукционов и манипуляции со стоимостью залогов», – разъясняет ситуацию руководитель проектного офиса ProZorro Алексей Соболев.

«До этого момента НБУ выделял СЕТАМ как «прозрачного» эксклюзивного продавца по залоговым активам. Но вскрывшаяся махинация с кредитами Рокитнянского сахарного завода заставила игроков рынка усомниться в прозрачности продаж. Это не единичный, но один из наиболее показательных моментов, связанных с неудовлетворительной работой платформы Минюста», – заявил директор портала UBIZ.ua Дмитрий Бойко, ранее работавший с СЕТАМ.

Напомним, в прошлом году руководители Рокитнянского сахарного завода взяли несколько кредитов в банке «Киевская Русь» под залог заводского оборудования и цеховых помещений. Общая сумма залога составила 80 млн грн. Далее кредит был перезаложен в НБУ, поскольку руководство сахарного завода стремилось нарастить сумму, необходимую для рефинансирования предприятия. Но после банкротства «Киевской Руси» завод перестал обслуживать взятые ранее кредиты. В марте текущего года с предприятия начали принудительно взыскивать задолженность в размере 92,5 млн грн. Дело дошло до продажи залога через СЕТАМ, но каким-то образом оценка залогового имущества завода была выставлена всего на 10 млн грн. За эту же сумму предприятие было продано через минюстовскую платформу.

По словам директора департамента консолидированных продаж ФГВФЛ Юлии Берещенко, когда продают «неработающий» кредит, его стараются продать по максимальной цене. Потенциальный покупатель, прежде всего, оценивает стоимость залога: насколько быстро на него можно обратить взыскание и продать, и через какой период он сможет получить средства от продажи. Совокупность этой информации формирует ценовой ориентир для аукциона. В случае с Рокитнянским заводом присутствуют явные нарушения по оценке стоимости займа.

«Когда раньше продавался залог НБУ в процессе взыскания, операция проводилась исключительно через СЕТАМ. Альтернатива отсутствовала. И мы, как кредитор, мало могли влиять на процесс продаж. Правда, существует определенная процедура, когда мы можем не согласиться с оценкой актива, выставленного на аукцион, и можем потребовать его переоценки. Но влиять на те процедуры, которые установил Минюст для СЕТАМ, мы не в состоянии», – прокомментировала положение дел на рынке Берещенко.

Преимущества ProZorro

Что же касается ProZorro, то, начиная с февраля 2015 года, когда система была запущена в работу, через нее было в общей сложности проведено уже более 80 тыс. тендеров.

Меморандум же о развитии проекта по продаже активов неплатежеспособных банков был подписан в июне 2016 года. А уже осенью, по словам исполнительного директора Transparency International Украина Ярослава Юрчишина, прошел первый публичный тестовый аукцион, и состоялась аккредитация площадок, занимающихся продажей активов банков, которые решили подключиться к системе ProZorro. 4 октября состоялся тестовый аукцион, а уже 17 ноября прошли первые четыре аукциона: на продажу были выставлены права требования по кредитам «Захидинкомбанка».

«Это реальная победа здравого смысла и рыночных законов над закостенелым государственным монополистом, к тому же с сомнительной репутацией. Организаторы торгов неоднократно заявляли, что на рынке активов неплатежеспособных банков не должно быть монополии. Если ресурс Минюста не хочет потерять рынок продажи активов неликвидных банков, в его интересах присоединиться к платформе «ProZorro. Sale», – добавил Бойко.

«На сегодня с программой ProZorro работают 12 площадок по продаже активов. Этого вполне достаточно для полноценного функционирования ресурса. Но мы ожидаем, что система СЕТАМ присоединится к программе ProZorro, поскольку это поможет максимально прозрачно и эффективно подходить к организации аукционов, что повысит степень доверия со стороны игроков к рынку продаж активов», – пояснил замминистра экономического развития и торговли Максим Нефедов.

Возможные проблемы

По словам руководителя проектного офиса ProZorro Алексея Соболева, уже в марте 2017 года использование платформы ProZorro может стать обязательным для всех торговых площадок.

«За первые два-три месяца потребуется провести очередное тестирование и подключить к центральной базе данных все ресурсы, которые до сих пор к ней не подключены», – поделился ближайшими планами он.

Кроме того, к тому моменту, когда система будет задействована в глобальном режиме, требуется решить ряд проблем, ранее возникших в процессе работы ProZorro. В частности, следует проработать механизм аннуляции тендера с участниками, заявившими на торгах наиболее низкую цену за лот, а потом отказавшихся от него в пользу следующего игрока, назначившего более высокую стоимость.

Ярким примером может послужить ситуация, возникшая при закупке оборудования для порта «Южный». На аукционе за право его поставок якобы конкурировали компании «Теамаркет» и «Стандарт Инжиниринг». Организаторы торгов оценили приблизительный бюджет закупок в 194 тыс. грн, но «Теамаркет» предложил осуществить поставку оборудования за 62 тыс. грн и выиграл аукцион. Позже выяснилось, что предложение компании рассчитано лишь на одну позицию из необходимых шести пунктов списка. И администрация была вынуждена подписать соглашение на поставку товаров с компанией «Стандарт Инжиниринг», хоть последняя и проиграла на аукционе. В итоге оборудование было приобретено у «Стандарт Инжиниринг» за 193,5 тыс. грн.

У многих игроков вызывают опасения такие инциденты, поскольку продажа банковских активов проходит по схожему сценарию.

«Техническая сторона ProZorro продумана и сделана на совесть. Виртуальный сервер, к которому подключен современный модуль бизнес-аналитики (кстати, подаренный американской компанией Qlik Technologies, специализирующейся на коммерческих поставках аналогичных продуктов по всему миру), не вызывает нареканий и уже доказал свою надежность в работе. Другое дело – попытки договоров перед торгами, возникающие между компаниями-участниками. Этот вопрос по-прежнему не решен. Но он уже касается не программного обеспечения и «железа», а административных моментов», – поделился своим мнением о надежности ресурса  IT-специалист Михаил Бакбетов.

Помимо этого, по-прежнему не комментирует создавшееся на рынке положение Минюст.

«В Минюсте проводится тщательная подготовка и проверка всех ключевых позиций, которые необходимо соблюсти для присоединения СЕТАМ к ProZorro», – заявил заместитель министра юстиции по вопросам государственной регистрации Павел Мороз. Но ни четкой даты, ни даже приблизительного отрезка времени, требующегося для решения вопроса, он так и не назвал.

Перспективы

Председатель налогового комитета общественного совета при Министерстве экономики Ольга Богданова высказалась в поддержку проекта ProZorro и подчеркнула необходимость создания открытых электронных площадок.

«Я считаю, что все проекты, связанные с электронным администрированием и повышением прозрачности процессов, – это правильно и актуально. Особенно для Украины, которой требуется не только обновление властных структур, но и создание понятных, прозрачных условий для ведения бизнеса, — отметила Богданова. — Со своей стороны мы стараемся адаптировать налоговое законодательство и упростить многие административные моменты. Уже в этом году Кабмин зарегистрировал законопроект №5368 , разработанный в Министерстве финансов. Документ предусматривает уменьшение возможности коррупции в сфере администрирования налогов и упрощение правил ведения бизнеса в Украине. Надеюсь, что уже к 2018 году этот закон заработает».

Богданова считает, что проработанные и выверенные механизмы продаж не только обеспечат снижение финансовых потерь, которые несет государство из-за коррупционных составляющих, но и ускорят сам процесс продажи банковских активов, поскольку из-за неэффективности старой системы у НБУ и Фонда гарантирования накопилось множество нераспроданных кредитов.

По словам чиновницы, ФГВФЛ избавляется от кредитов, у которых в процессе взыскания не был продан залог. На сегодня таких кредитов накопилось 113 тыс. До принятия решения о переходе на ProZorro Фонд мог работать только через ресурс Минюста, что существенно усложняло процедурные вопросы и приводило к накоплению столь большого количества проблемных кредитов. В фонде рассчитывают, что ситуация благополучно разрешится, особенно если СЕТАМ все же присоединится к ProZorro.

*

Top