За год Украина утратила три позиции в рейтинге глобальной конкурентоспособности
За год Украина утратила три позиции в рейтинге глобальной конкурентоспособности

Украина опустилась на три позиции в рейтинге глобальной конкурентоспособности. Мы - 79-е среди 140 стран

Как и любой международный рейтинг, Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК) от Всемирного экономического форума (ВЭФ) содержит в себе важные нюансы подсчета. Данные в настоящем рейтинге собирались преимущественно по итогам 2014 года. Иными словами, фактически они характеризуют ход реформ в стране в прошлом году.

Всемирный экономический форум — а мы его хорошо знаем как организатора Давосского форума — делает упор на субъективных показателях: он опрашивает более 14 000 топ-менеджеров по всему миру. Они оценивают более ста показателей по 7-балльной шкале. Рейтинг ВЭФ тем и хорош, что позволяет достаточно подробно оценить конкурентные преимущества страны, равно как и ее конкурентные недостатки. И сосредоточиться на том, что необходимо делать национальным правительствам, чтобы улучшить возможности своего государства.

Вниз

Итак, где Украина теряет? За последний год рейтинговые показатели нашей страны  существенно упали по двум «колоннам» конкурентоспособности: на 29 позиций (1,02 балла) по макроэкономической среде и на 14 позиций (0,36 балла) — по уровню развития финансового рынка.

Взлеты и падения


Динамика индекса глобальной конкурентоспособности для Украины, данные ВЭФ

Макроэкономическая составляющая в рейтинге представлена достаточно скупо. Она состоит всего из четырех показателей. Причем все они статистические, а не опросные: дефицит госбюджета, валовые национальные сбережения, инфляция, уровень государственного долга. По каждому из этих показателей Украина оказалась во второй сотне стран.

Причем ВЭФ пощадил Украину. Скажем, рост потребительских цен в прошлом году он учел на плановом уровне 12,1%, тогда как по данным Госстата — 24,9%. С таким показателем (равно как и с текущим уровнем годовой инфляции на уровне 52,9%) Украина оказалась бы второй с конца в мире.

Аналогичная ситуация и с государственным долгом: ВЭФ приводит статистический уровень конца прошлого года 71,2% ВВП. Увы, с тех пор он почти достиг 100% ВВП — а это 128-е место в мировой табели о рангах (сейчас за Украиной закреплена 110-я строчка в рейтинге ИГК).

Более полный учет макроэкономических показателей Давосским форумом только усугубил бы положение Украины. Достаточно напомнить, что ВВП страны за последние полтора года сократился со $182 млрд до $85 млрд, а экспорт в 2014 году упал на 19,9% (и еще на 33% в первой половине 2015-го).

Ничего удивительного и в падении по развитию финансового рынка. ВЭФ зафиксировал обрушившийся уровень доверия к банкам. По показателю «надежность банков» Украина оказалась на последнем 140-м месте в мире. Оно и понятно, ведь НБУ в прошлом году признал неплатежеспособными 33 банка. То есть каждый пятый! Причем ситуация продолжит ухудшаться по результатам следующего рейтинга, ведь количество банков-банкротов приблизилось уже к отметке 60, а на фондовом рынке остановлено обращение ценных бумаг более чем сотни эмитентов.

С фондовым рынком вообще беда. По регулированию фондовых бирж Украина деградирует в рейтинге уже четвертый год подряд: в сезоне-2011/12 оценка ВЭФ составляла 3,13 балла, сейчас — 2,53. Не удивительно, что Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку затеяла большую перестройку на организованном рынке, предлагая «и мытьем, и катанием» создать единую фондовую биржу, в число акционеров которой должно войти государство, а также международные финансовые организации.

В целом колонна «Развитие финансового рынка» сплошь состоит из субъективных показателей. Перед реформаторами этого рынка (в соответствии с Программой развития финансового сектора до 2020 года) — не паханное поле. Нужно не только повысить доверие к банкам и отрегулировать деятельность фондовых бирж, но и улучшить спектр финансовых услуг, в том числе операций с заемным капиталом. Ключевая же проблема рынка состоит в том, что сегодня на нем невозможно зарабатывать. Кредитование стремительно сжимается, выпуски облигаций не находят должного спроса. А ведь именно эти инструменты двигали развитие отечественного финансового рынка в последние годы. Число инструментов крайне ограничено, операции однообразны. Достаточно сказать, что львиную долю свободной ликвидности банки направляют на покупку депозитных сертификатов НБУ. Это хороший инструмент стерилизации избыточной денежной массы, но никак не рычаг для финансирования экономики.

Именно поэтому Национальный банк в последние месяцы энергично приступил к политике снижения процентных ставок. О доходности 30% годовых в гривне рынок уже забыл, скоро забудет и о 20%. Если это будет сопровождаться введением инфляции-2016 в обещанный коридор 12% плюс-минус 3 процентных пункта, кредитный портфель банков впервые за два года начнет расти.

(Подробно о развитии финансового рынка, новых технологиях на нём и реформаторской повестке мы расскажем в последующих публикациях проекта «Успешная страна» на Hubs)

Вверх

Большие очевидные проблемы в макроэкономике и финансах отнюдь не означают, что у страны плохо все. По эффективности рынка труда и инновациям Украине удалось «подпрыгнуть» сразу на два десятка ступеней. Изменения незначительны, но они произошли там, где у Украины были очень плохие показатели.

Например, ВЭФ отметил небольшое снижение общего уровня налогообложения в Украине, которое регулярно подсчитывает Всемирный банк. Если в 2013 году налоговое давление составляло 54,9% от прибыли всей экономики, то в прошлом году оно сократилось до 52,9%. Но это все равно 118-е место в мире. И не факт, что грядущая налоговая реформа серьезно уменьшит пресс на экономику. По крайней мере такой шаг не приветствует МВФ, ведь он угрожает ростом дефицита бюджета.

По идее, налоговая реформа должна стимулировать желание работать. Небольшие подвижки в законодательстве по единому социальному взносу (помните о корректирующем коэффициенте 0,4?) позволили Украине подрасти в соответствующей субстроке рейтинга (3,03 балла против 2,63). И это несмотря на введение в прошлом году военного сбора. Тем не менее, страна по показателю «влияние налогообложения на желание работать» находится на 121-м месте в мире.

Рост в колонне «Инновации», скорее всего, можно объяснить стремительным разворачиванием Украины навстречу Западу. И взаимной готовностью Евросоюза, Японии, США финансово поддержать геополитический вектор. За последний год существенно выросла оценка емкости для инноваций, она теперь составляет 4,2 балла по 7-балльной шкале. Не менее стремительно вырос и показатель наличия инженеров и ученых (с 4,33 до 4,67 балла). Не исключено, что в этой оценке топ-менеджеров, опрошенных ВЭФ, нашла свое отражение готовность высококвалифицированных кадров переезжать в поисках нового места работы (в результате утраты прошлого устойчивого заработка и перспектив), а также растущий интерес к украинскому IT-сектору, с учетом того, что средняя зарплата в стране упала за последние полтора года в 2,5 раза в долларовом эквиваленте.

По большинству других составляющих Украина в рейтинге глобальной конкурентоспособности существенно не поменяла своих позиций. По уровню развития институтов (по сути это органы госвласти) страна осталась на 130-м месте в мире, по здравоохранению и инфраструктуре сохранился прежний тренд на медленную деградацию по сравнению с другими государствами. Небольшой рывок в сфере образования связан с принятием закона «О высшем образовании» и активной чисткой учреждений, которые по факту не являются вузами.

Украина в рейтинге глобальной конкурентоспособности

table
В сфере товарного рынка рост в рейтинге не связан с внешней торговлей и вступлением в силу Соглашения об ассоциации с ЕС. Основной толчок эффективности рынка товаров дала внутренняя конкуренция отечественных товаропроизводителей за потребителей, чей кошелёк за последний год похудел, как минимум, на четверть.

Все это говорит о том, что у Украины огромное окно возможностей по улучшению своих позиций в Индексе глобальной конкурентоспособности. ВЭФ считает основными факторами, которые препятствуют работе бизнеса в Украине, коррупцию (ее отметили 16,6% респондентов), труднодоступность финансирования (12,2%), инфляцию (11,5%), нестабильность государственной политики (10,6%) и налоговые ставки (8,1%).

Равнение на Гондурас

Большинство стран-соседей Украины прибавили в рейтинге конкурентоспособности за последний год. Так, Словакия поднялась сразу на восемь позиций (67-е место), Румыния — на шесть  (53-е место), Россия — на восемь (45-е), Польша — на три (41-е).

А вот Молдова упала на две позиции (до 84-го места), Венгрия — на три (63-е), Турция — на шесть (51-е). Общая балльная оценка Грузии не изменилась, однако за счёт сокращения числа стран-фигурантов рейтинга Сакартвело удалось подняться с 69-й на 66-ю позицию.

Показатель Украина Россия Польша Грузия
Институты 3,07 3,46 4,07 4,38
Инфраструктура 4,07 4,81 4,3 4,19
Макроэкономическая среда 3,12 5,29 5,11 4,95
Здравоохранение и начальное образование 6,06 5,94 6,15 5,79
Высшее образование и профессиональная подготовка 5,03 4,96 5,05 4
Эффективность рынка товаров 4,02 4,16 4,51 4,48
Эффективность рынка труда 4,33 4,4 4,11 4,56
Уровень развития финансового рынка 3,18 3,53 4,26 3,87
Технологическая готовность 3,45 4,22 4,78 3,81
Размер рынка 4,54 5,93 5,16 3,05
Уровень развития бизнеса 3,7 3,79 4,09 3,48
Инновации 3,41 3,29 3,32 2,71

В целом же седьмой год подряд самой конкурентоспособной Всемирный экономический форум признает швейцарскую экономику. Сингапур остается на второй позиции, США — на третьей. Германия вытеснила Финляндию с четвертого на восьмое место, а Нидерланды замыкают пятерку лидеров, поднявшись на три позиции за год.

Украина, увы, находится среди десяти стран, которые в наибольшей мере сдали за последний год в рейтинге конкурентоспособности. В этом списке особо выделяется Бразилия (-0,25 балла), которая за последний год столкнулась с целой чередой кризисов — от деградации институтов и ухудшения макроэкономического положения до обострения социальных проблем и снижения возможностей для инноваций.

Но куда интереснее, кто рванул в рейтинге за последний год. В десятке таких стран три европейских — Чехия (+0,15 балла), Ирландия (+0,13) и Исландия (+0,12), три африканских — Кот-д-Ивуар (+0,26), Эфиопия (+0,14), Чад (+0,12). Кроме того, в этом списке ближневосточный Ливан (+0,17), постсоветский Кыргызстан (+0,11), стремительно растущая Индия (+0,10) и… легендарный Гондурас (+0,13).

Кстати, в рейтинге конкурентоспособности герой народного фольклора Гондурас уже почти догнал Украину. Нас разделяют всего восемь стран. Еще немного — и придётся держать равнение на Тегусигальпу, а не на Дублин, Варшаву, Прагу, Братиславу. Или Астану, Канберру, Ханой, Куала-Лумпур, если вам милее восточный вектор.

Этот материал был подготовлен в рамках проекта «Успешная страна», который реализуется Киевским международным экономическим форумом совместно с ведущими СМИ Украины. Проект включает в себя серию публикаций и мероприятий по ключевым вопросам реформирования экономики, а также образования и здравоохранения Украины. Цель проекта — сформировать единое понимание необходимых Украине реформ среди всех участвующих сторон: политиков, бизнеса, экспертного сообщества, СМИ и граждан.

*

Top