Девальвация может оказаться выше средних 29,3 грн./USD, а инфляция – выше 9-10%
Как писал Hubs, 7 декабря 2017 г. народные депутаты, явно стремившиеся продлить свои новогодние каникулы, скопом приняли и Закон о бюджете на 2018 год, и сопутствующие законы (в частности, изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы).
Рассмотрение проекта Бюджета-2018 во втором чтении уложилось меньше чем в 100 минут позднего вечера 7 декабря. Сразу после поддержки Бюджета-2018, 273 голосами «за», народные избранники быстренько проголосовали еще и за финансирования себя любимых, утвердив смету ВР на 2018 год. После чего пленарное заседание благополучно закрылось.
Hubs уже анализировал сентябрьский проект бюджета в статье «Бюджет-2018: правительство увеличит «надои» с бизнеса – рекордные 34,2% ВВП пройдут через бюджет». В окончательной версии документа доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, оказалась еще выше – 34,9%. Правда, по состоянию на 19 декабря 2017 г., почти через две недели после принятия бюджета, на официальном сайте ВР так и не появился ни текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению, ни нормальная сравнительная таблица. Тем не менее, на основании информации из имеющихся на сайте официальных документов, а также – из озвученного во время пленарного заседания, можно сделать вывод о том, что принятый Бюджет-2018 является нереалистичным, продолжает традиции последних лет в отношении чрезмерной фискальной нагрузки на бизнес, а потому никак не может считаться бюджетом развития. Кроме того, понятно, что для выполнения этого бюджета власти придется пойти на девальвацию и раскрутить маховик инфляции сверх обещанного.
Представляя Бюджет-2018, министр финансов Александр Данилюк заявил: «Прежде всего скажу, что в следующем году произойдет рост доходов сводного бюджета на 19%, и они составят более 1 трлн грн.». Это заявление действительно много объясняет: в своих весьма оптимистичных макропрогнозах Кабмин планирует в следующем году экономический рост на уровне 3%, а рост ценовых индексов на уровне 9-10%. Это означает, что власть будет и дальше пытаться увеличить фискальную нагрузку на экономику. Так как даже согласно официальным прогнозам правительства рост номинального ВВП должен составить 17,1% – см. ниже «Прирост доходов бюджета и объема номинального ВВП по отношению к предыдущему году в Украине в 2003-2018 гг.». А никак не 19%, заявленных Данилюком.
О чем говорить, если планируемый уровень перераспределения ВВП через сводный бюджет достиг рекордного уровня за последние лет 20, если не больше. В частности, на 2017 г. он был запланирован на уровне 34,2%, а в бюджете на 2018 г. утверждены 34,9% – см. ниже «Доля ВВП, перераспределяемая через сводный бюджет в Украине в 2003-2018 гг.».
Когда власть пытается экономику стимулировать к росту, она это делает путем снижения фискальной нагрузки – посмотрите, кстати, на налоговую реформу, протягиваемую Трампом. Когда же в отношении лежащей на дне экономики принимаются решения по усилению фискального давления, то цель не рост, а скорее ликвидация. А реализует ее не государственная власть, а ликвидационная комиссия.
Вообще же, по сравнению с первым чтением, доходная часть принятого сводного бюджета на 2018 г. прибавила ни много, ни мало – 42,3 млрд грн.! И составила – 1161,1 млрд грн. В основном «пополнела» доходная часть госбюджета – на 39,8 млрд грн, до 908,2 млрд грн – см. ниже «Динамика доходов бюджетов в Украине в 2003-2018 гг.».
Данное увеличение доходной части, представленное ко второму чтению, как уже сказано выше, подкреплена нереальными макропрогнозами и «надуванием» доходных статей. Заметим, что и поданная в первом чтении версия документа, если опираться на прогнозы ценовых индексов и роста экономики, была явно раздута.
В частности, ко второму чтению прогноз номинального ВВП Кабмин увеличил еще на 84,6 млрд грн. – до 3332,3 млрд грн. См. ниже «Основные правительственные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на 2018 год (в декабре 2017 г., в редакции постановления КМУ №906 от 01.12.2017 г.)». Предыдущий макропрогноз (в редакции постановления КМУ №411 от 31.05.2017 г.) см. здесь.
При этом половина от этого «увеличения» – около 40 млрд грн. – как раз и составляет заложенный прирост доходной части сводного бюджета в принятом законе (по сравнению с текстом в первом чтении). Отсюда, кстати, и увеличение доли ВВП, перераспределяемой через бюджет. Хотя формально, непосредственно от «приросшего» ВВП, бюджет, по расчетам Минфина, должен будет вырасти лишь на неполных 14 млрд грн. Еще 1,7 млрд грн. должен будет добавить НБУ.
Значительная же часть остальных «прибавок» в бюджете-2018 вызывает сомнения и большие вопросы.
Например, увеличение доходной части бюджета сразу на 13,5 млрд грн. за счет роста норматива отчисления части чистой прибыли госпредприятий, которая изымается в бюджет, и дивидендов, начисленных на акции хозобществ, в уставных капиталах которых есть госсобственность. Да, «Нефтегаз Украины» благодаря бешеной прибыли, получаемой за счет украинцев, со своей задачей, видимо, справится без труда. А если будут проблемы, то еще тарифы поднимут. Другим же государственным и «полугосударственным» предприятиям придется нелегко – на развитие, и может и даже на поддержание своей жизнедеятельности денег им, вероятнее всего, хватать не будет.
Еще бОльшие сомнения вызывает тридцатикратное (!) увеличение (по сравнению с редакцией, принятой в первом чтении) поступлений по статье «Плата за выдачу переоформление, продление срока действия лицензии на пользование радиочастотным ресурсом» за счет развития 4G-связи (это +6,3 млрд грн.).
Также 4,7 млрд грн. добавки имеют совсем уж виртуальное происхождение – это очередные «конфискованные средства Януковича», аналог которых впервые в нынешнем году прошел по специальному фонду госбюджета, но которые, скорее всего, остались абсолютно виртуальными.
В целом, доходная часть бюджета стала выглядеть еще менее реальной, чем в законопроекте, поданном к первому чтению в сентябре. Уточним, что такой вывод актуален с учетом соблюдения заложенных правительством умеренных темпов роста ценовых индексов (см. еще раз выше «Основные правительственные прогнозные макропоказатели…»).
Думается, как раз за счет прогнозируемой инфляции и будут искаться резервы для наполнения госказны до плановых показателей. В этой связи следует отметить, что заложенный прогноз роста цен на 9-10% более-менее коррелирует с прогнозом роста курса доллара до 29,3 грн. за 1 USD в среднем за год. Но для выполнения бюджета в 1,16 трлн грн. оба эти показателя придется существенно корректировать вверх. Ведь возможностей для дальнейшего роста цен при относительной курсовой стабильности (что наблюдалось в 2017 году) осталось не так уж и много: в Украине и так уже ряд товаров дороже, чем в Европе. Это, с одной стороны. С другой – сверхплановое падение гривны – это для власти тоже дополнительные доходы бюджета, полученные с таможни, в первую очередь, за счет налогов с импорта продукции.
Кстати, стоит напомнить, что на 2017 год правительство закладывало прогноз роста потребительских цен на уровне 8,1%, а цен производителей – на уровне 8,5%. Но, по итогам года, по нашей оценке, они будут значительно выше и составят соответственно 14-15% и 17-18%. То есть, наше предположение о том, что для выполнения заложенных показателей бюджета инфляция будет выше, чем прогнозирует правительство, вполне опробовано на практике в нынешнем году.
Отдельно стоит сказать об итогах финансовой децентрализации. По плану на 2018 год собственные доходные источники местных бюджетов составят менее 22% от сводного бюджета. И это будет лишь четвертый подобный случай с 1991 года – см. ниже «Доля собственных доходов местных бюджетов в доходах сводного бюджета в Украине в 2003-2018 гг.». Все остальные доходы местных бюджетов так или иначе перераспределяются через Киев. Вот и вся децентрализация.
Расходную часть сводного бюджета «надули» даже больше, чем расходную. Она после первого чтения увеличилась на 46,1 млрд грн. – см. «Динамика расходов бюджетов в Украине в 2003-2018 гг.». Причем любопытно, что прибавка в расходах превышает вышеописанную доходную опять-таки на виртуальные 3,8 млрд грн. «конфискованных средств Януковича» – только на те, что были «конфискованы» в уходящем году.
Практически треть дополнительных расходов планируется направить на субсидии – новый «клондайк» для чиновников. С одной стороны, тарифная политика позволяет им пилить сверхдоходы «Нафтогаза», с другой – зарабатывать на манипуляциях с назначением субсидий.
Если же сравнить основные направления расходов госбюджета с планами на текущий год, то обнаружим тоже довольно симптоматичные тренды – см. ниже «Некоторые расходы, запланированные в проекте государственного бюджета Украины на 2018 г.».
При общем среднем росте расходов госбюджета на 17,5%, сразу на 56,2% вырастут доходы Государственной судебной администрации – это при тотальной коррумпированности судов и сомнительной эффективности судебной реформы. При этом содержание Минюста планируют увеличить почти на 40%, по сравнению с 2017 г.
Из положительного – на 63% вырастут расходы на Укравтодор. Правда здесь надо не забывать, что более 21% в структуре расходов Укравтодора пойдет на обслуживание долгов.
На 53,2% вырастут расходы на Министерство аграрной политики – аграрное лобби традиционно сработало неплохо. Но ведь это уже смешно – продолжать пытаться поддерживать сельское хозяйство за счет практически уничтоженной промышленности. Экономика Украины и без такого перераспределения стремительно превращается в аграрную (читай – нищую). Стоит, правда, заметить, что перераспределение расходов на поддержку сельского хозяйства в пользу именно животноводства – это одно из немногих светлых пятен в Бюджете-2018.
Силовики (особенно недореформированные МВД и полиция, подконтрольные Арсену Авакову), разумеется, тоже остались не в обиде – получив прибавку выше среднего.
В отстающих же традиционно для последних лет – образование и здравоохранение. Увеличение расходов на них – ниже среднего показателя по статье расходы. Нынешнюю власть не интересует будущее страны – иначе такую стабильность трактовать сложно.
Кстати, в общей сумме расходов уверенное второе место занимают расходы на обслуживание государственного долга – 130,2 млрд грн. (и эта сумма явно занижена). Заметим, что это ТОЛЬКО на обслуживание – без возврата (с возвратом сумма хорошо зашкаливает за 300 млрд грн.). И только государственного бюджета – обслуживание долгов того же Укравтодора или Национального космического агентства проходит по отдельным строкам. Но, даже при таком замыливании реальных показателей госдолга, уже в 2019 году именно статья обслуживания госдолга выйдет на первое место среди расходов госбюджета.
При принятии Бюджета-2018 не обошлось без сюрпризов и странностей, в том числе и по-настоящему уникальных. К таковым, например, относится отсутствие на сайте ВР окончательного текста законопроекта ко второму чтению (!). И – нормальной сравнительной таблицы (есть только таблица предложений и таблица учета бюджетных заключений ВР) законопроекта ко второму чтению! Причем отсутствовать там они продолжают и через две недели после голосования! Ничего подобного ранее в Украине не было.
Поэтому в окончательной редакции Закона могут быть самые неожиданные сюрпризы.
Из того, что имеется в сопутствующих документах, можно отметить продолжающуюся людоедскую практику увеличения разрыва между минимальной зарплатой, с одной стороны, и прожиточным минимумом с минимальной пенсией, с другой.
Минимальную зарплату в итоге подняли все же не до озвученных ранее президентом Петром Порошенко 4100 грн., а до – 3723 грн. Ее рост составил – +523 грн., или на 16,3%. А вот прожиточный минимум и минимальная пенсия на 01.01.2018 г. зафиксированы на уровнях, соответственно, 1700 грн. и 1452 грн. – то есть по ним повышения не предусмотрено вовсе.
При этом аргументируя необходимость повышения минимальной зарплаты до 4100 грн., министр социальной политики Андрей Рева проговорился о том, что цифра эта взята не с потолка, а является реальной величиной прожиточного минимума в Украине. Весь цинизм описанной ситуации заключается в том, что налоги и социальные взносы власть обязывает платить почти с реального прожиточного минимума, но вот на содержание тех же пенсионеров выделяет в 2,6 раза меньше.
Отдельно стоит упомянуть еще одну «дыру» в Бюджете-2018. В первом чтении в проект Бюджета была заложена цена на газ на уровне 2017 года. В материалах к законопроекту, подготовленному ко второму чтению, на этот счет никаких упоминаний нет, что позволяет сделать вывод: прогноз цены не изменили. Однако уже сегодня очевидно то, что в следующем году цена импортируемого газа будет существенно (примерно на 15-20%) выше, чем в нынешнем. Об этом говорит, например, динамика цен на нефть, которые за год выросли на 18%.