Фискальная нагрузка на бизнес и граждан растет, а 4/5 денег по-прежнему перераспределяются через Киев
В последний момент, в рамках предусмотренных Бюджетным кодексом сроков, Кабмин все же внес в Верховную Раду проект Бюджета на 2018 год. У нынешнего Кабмина получается соблюсти сроки второй год подряд, хотя и понятно, что внесенный документ – это скорее всего только черновик в сравнении с окончательной редакцией.
В любом случае он настолько противоречивый, что правительству уже вторую неделею приходится оправдываться за то, какая курсовая база была заложена в документ. На днях премьер-министр Владимир Гройсман перекинул «горячую картошку» обратно Национальному банку, поясняя почему проект бюджета основывается на среднем прогнозе курса 29,3 грн. за 1 USD (сейчас курс НБУ 26,38 грн./$), а к концу 2018 г. должен составить 30,1 грн./$. В интервью «Укринформу» он сказал, что это техническая цифра, по расчетам предоставленным НБУ. Но, мол, сам премьер не видит оснований к такому росту доллара до конца 2018 г. Ранее, представители НБУ тоже мямлили про «технический показатель», но при этом отметили, что показатель курса в бюджет рассчитывает Минэкономразвития, а центробанк к этому никакого отношения не имеет.
В общем стандартный детский сад. Либо как уже говорилось, проект бюджета исключительно «сырой», либо – госчиновники неуклюже пытаются обезопаситься от паники среди населения. А скорее всего – справедливы обе версии, учитывая большое количество других противоречий в документе. Hubs проанализировал основные макроэкономические показатели заложенные в основной финансовый документ Украины на 2018 г.
Эффект фикции
В представленном документе доходы сводного бюджета зафиксированы на уровне 1118,8 млрд грн., а расходы – 1198,5 млрд грн. См. ниже «Динамика доходов в бюджет Украины, млрд грн.» и «Динамика расходов в бюджет Украины, млрд грн.».
Кстати, сводить воедино показатель расходов довелось Hubs, поскольку общая сумма расходов сводного бюджета по непонятным причинам отсутствует в пакете бюджетных документов. Впрочем, это далеко не единственный очевидный ляп. Например, в Пояснительной записке указано, что доходы сводного бюджета в 2014 году составили 460,7 млрд грн., тогда как в официальном отчете Минфина о выполнении Бюджета-2014 (да и во множестве других более поздних документов) значится другая цифра – 456,1 млрд грн.
В итоге второй год подряд у правительства получилось не только соблюсти сроки, но и в качестве базы проекта – макропрогноза – как и в прошлом году, заявить по большей части фикцию.
Для начала вспомним прошлый год – также см. ниже «Основные правительственные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на 2017 год». В качестве базы для расчета показателей Бюджета-2017 был взят сценарий №1. В нем предусматривался рост реального ВВП на 3%. 31 мая 2017 г. Минэкономразвития (МЭРТ) пересмотрел этот показатель до 1,8%. Сегодня НБУ говорит о росте на 1,6%.
В итоге если и будет достигнут рост в 1,5%, будет хорошо. Не говоря уж о том, что этот рост (особенно на фоне обвала прошлых лет) чисто умозрительный. Скажем, в 2016 г. украинцы, зарабатывающие за рубежом, перечислили в Украину более $7 млрд, то есть 6,5% ВВП. В 2017 г. сумма скорее всего будет еще больше и может превысить 7% ВВП. Таким образом, при сокращении этих трансфертов, скажем, вдвое, «экономический рост» с легкостью превращается в падение.
Однако ошибочным оказался не только прогноз роста реального ВВП. Потребительскую инфляцию правительство обещало в 8,1% (декабрь к декабрю прошлого года), а уже в мае МЭРТ пересмотрел этот показатель до 11,2%. С учетом того, что инфляция с начала года уже достигла 8,1%, а впереди заложены очередные «подарки», например, в виде повышения энерготарифов, логичнее готовиться к 13-15% по итогам года.
Прогноз индекса цен производителей промышленной продукции повышен вообще с 8,5% до 16,8%. С помощью этого инфляционного налога власть с легкостью компенсирует отсутствие реального экономического роста (номинально ВВП растет даже больше!), попутно залезая в карманы к своим согражданам.
Таким образом, план по сбору доходов в бюджет в 2017 г. даже перевыполняется. По данным Государственной казначейской службы, при плане доходов госбюджета на 8 месяцев в сумме 490 млрд грн. собрано 527,6 млрд грн. Однако превышение достигнуто, во-первых, за счет «виртуальных» $1,5 млрд, якобы конфискованных у Януковича (и включенных в доходы бюджета), а во-вторых, за счет более высокой инфляции и показателей других ценовых индексов по сравнению с плановыми.
На 2018 год планируется тот же фокус – см. ниже «Основные правительственные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на 2018 год».
Рост реального ВВП опять прогнозируется на уровне +3%. Внятного объяснения причин прогнозируемого ускорения экономического роста в Пояснительной записке к законопроекту нет.
Потребительская и промышленная инфляция прогнозируются на уровне, соответственно 7% и 9% (декабрь к декабрю). Как можно поверить в эти цифры, если, как уже было сказано, курс доллара к концу 2018 года прогнозируется на уровне 30,1 грн.? И если премьер и представители Нацбанка и утверждают, что это чисто «технический» показатель, то как можно серьезно относится ко всем остальным прогнозируемым показателям? Ведь от валютного курса сильно зависит уровень доходов и расходов бюджета (стоимость обслуживания внешнего долга, поступления с таможни, стоимость газа и т.д.). Если же курс «взят с потолка», то тогда и весь бюджет чисто «технический» – то есть «потолочный».
Таким образом можно с уверенностью предположить, что рост номинального ВВП опять будет обеспечен за счет превышения фактических значений ценовых индексов над прогнозируемыми правительством.
Фикцией, кстати, по большому счету, является и реформа межбюджетных отношений, которую власти осуществляют уже четвертый год. На баланс местных бюджетов перебрасываются все новые и новые учреждения (прежде всего здравоохранения и образования). Проект Бюджета-2018 даже предусматривает перечень из 426 образовательных учреждений, передаваемых на содержание местных бюджетов. Однако при этом через Киев по-прежнему перераспределяется почти 4/5 всех доходов сводного бюджета – см. ниже «Доля собственных доходов местных бюджетов в доходах сводного бюджета в Украине*, %».
В итоге более половины расходов местных бюджетов финансируется за счет перечислений из центра, что не имеет ничего общего с бюджетной децентрализацией.
Эффект временщиков
Однако нереальность бюджетных цифр – не единственная и, наверное, не главная проблема документа. Гораздо хуже, что Кабмин Гройсмана продолжает относиться к экономике по принципу: чтобы корова давала больше молока, ее нужно больше доить.
В 2016 году доля перераспределения ВВП через бюджет, согласно плану, должна достичь абсолютно рекордного показателя – 34,2%. См. ниже «Доля ВВП, перераспределяемая через сводный бюджет в Украине, %». Если власть действительно заботится о будущем государства, то должна была прекращать эксперимент с рекордным выдавливанием средств из бизнеса и граждан. Но нет – на 2018 год планируется увеличение этой доли до 34,4%.
Соответственно, запланированный прирост доходов сводного бюджета превышает прогнозируемый рост номинального ВВП – см. ниже «Прирост доходов бюджета и объема номинального ВВП по отношению к предыдущему году*, %».
В сравнении с 2017 годом это превышение конечно же будет меньше. Но надо понимать, что выдавливание денег из экономики в текущем году зашкаливает. Такие планы означают дальнейшее усиление фискального и административного давления на бизнес – во всяком случае на «не свой» бизнес. Что не имеет ничего общего с перспективами ускоренного экономического роста и т.д.
Впрочем, если посмотреть на данные в динамике (ниже), то такая стратегия соблюдалась все последние 16 лет, практически каждый год при любом правительстве и президенте.
Еще одним элементом такой «тактики» правительства является анонсированное повышение минимальной зарплаты – после прошлогоднего повышения в 2 раза, который экономика не без труда, но перенесла, планируется с 1 января 2018 г. увеличить ее еще на 16,3%. Показатель этот не имеет ничего общего ни с прогнозируемым правительством ростом инфляции, ни тем более с показателями роста производительности труда. Зато, видимо, имеет много общего с неумолимо приближающимися выборами.
О том, что у власти находятся временщики, не особо связывающие свое будущее со страной, говорит и долговая политика. Государственный и гарантированный государством долг продолжит расти. На конец 2018 года его планка определена на уровне 2,75 трлн грн.! То есть даже официально составит 84,6% ВВП – с таким «диагнозом» экономики, растущие по 1,5% в год и занимающие под 7,4% в валюте просто не живут. Кстати, 2,75 трлн грн., рАвно как и 84,6% ВВП – не предел. На конец 2017 года изначально была обещан государственный и гарантированный долг в 2,3 трлн грн., а теперь предполагается, что он превысит 2,4 трлн грн. (т.е. 84,4% ВВП).
Есть основания предполагать, что нечто подобное произойдет и в следующем году. Тем более что властям очень понравился только что состоявшийся выход на рынок международных заимствований, где Украина сразу «хапанула» $3 млрд под невероятно высокие сегодня 7,4% (это без комиссионных) аж на 15 лет.
Любопытно, что о доходах от «спецконфискации», которые в прошлогодний бюджет закладывались десятками миллиардов, в этом году не слыхать.
Долги дорожают
Симптоматично выглядят основные расходные статьи – см. ниже «Некоторые расходы, запланированные в проекте государственного бюджета Украины на 2018 г.». На пенсионеров тратиться больше, чем ранее, власть не собирается – отчисления в Пенсионный фонд предусмотрены на уровне нынешнего года.
На втором месте по объемам расходов находится статья «Обслуживание государственного долга». Однако судя по темпам ее роста, она станет первой в самое ближайшее время. Впрочем, если считать не только обслуживание, но и погашение, то уверенное первое место с 305,9 млрд грн. (это 45,1% «чистых» расходов госбюджета без учета межбюджетных трансфертов или 32,3% расходов с учетом межбюджетных трансфертов) этот показатель в плане на 2017 год уже занимает.
Образование и наука государство интересуют мало – рост расходов тут ниже среднего уровня. А рост расходов на здравоохранение чуть выше среднего, но только за счет выделения 13,5 млрд грн. на несуществующую Национальную службу здоровья.
В перечень центральных органов исполнительной власти, получающих наибольшие суммы бюджетных денег, и финансирование которых связано с экономикой, попало лишь Министерство аграрной политики – промышленность и инфраструктура власть не интересуют. Зато выше Минагрополитики и других структур, которые теоретически должны работать на развитие экономики, оказались:
— Государственная судебная администрация
— Минюст
Но и касательно Минагрополитики имеются опасения о том, что, как и в нынешнем году, половина всей выделяемой помощи уйдет в карман одного человека, являющегося монополистом и миллиардером…