Автомобили попали под три новых налога

ВТО поддержала Японию в споре против Украины

Машины могут подешеветь. Всемирная торговая организация в пятницу вынесла окончательное решение в конфликте Японии с Украиной по поводу специальных пошлин на автомобили.

Полмира против

В апреле 2013 года Киев ввел на три года спецпошлины на импорт новых легковых авто вне зависимости от страны происхождения и экспорта. Для машин с объемом бензинового двигателя 1-1,5 л она составила 6,46%, с объемом 1,5-2,2 л — 12,95%. Эта инициатива затронула многих членов организации. До нововведения 26 % мало­литражек приезжали в нашу страну из России, по 15 % — из Германии и Китая. Основными поставщиками 1,5-3-литровых авто были Япония (21%), Корея и Россия (по 15%), Германия (14%) и Великобритания (13%).

Главным противником спецпошлин стала Япония, со временем к ней присоединились Евросоюз, США, Россия, Австралия, Корея, Индия и Турция. Недовольные страны попытались повлиять на Украину угрозами об ответных торговых ограничениях, а потом — договориться с ней в ходе консультаций. После безуспешных четырехмесячных переговоров в феврале 2014 года японцы обратились в специальный орган по разрешению споров между членами ВТО (Dispute Settlement Body — DSB) с просьбой собрать экспертную панель. После двух просьб о созыве панели, как и следует по регламенту, панель была создана. В целом рассмотрение спора в DSB от момента сбора экспертной группы до публикации отчета заняло год и три месяца.

Главные поставщики


Еще в августе 2013-го тогдашний премьер-министр Николай Азаров предложил поэтапное снижение спецпошлин: на 30 % в конце первого года действия, еще на 30 % — через два года, а их обнуление — через три года. Но оппонентам Украины предложение не понравилось. «Торговые партнеры всегда против существования любых торговых ограничений как таковых», — объясняет директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. Кроме того, обычно страны, вводящие ограничения, для компенсации делают послабление для пострадавших стран по другим товарным группам. Но Украина взаимных уступок сделать не могла, ведь другие товарные группы отечественного импорта и так в основном открыты, отмечает экономист. Наконец, для Японии было важно создать прецедент решения спора, касающегося процедурных нарушений в процессе введения защитных мер. Поэтому спор в DSB продолжался несмотря на то, что за это время Киев уже дважды понижал спецпошлины. Весной прошлого года они были уменьшены на треть, а с 14 апреля текущего года — еще на треть. Сейчас дополнительная пошлина для авто с объемом двигателя 1-1,5 л составляет 2,15%, с объемом 1,5-2,2 л — 4,32%. То есть они втрое ниже по сравнению с начальным уровнем, но все еще продолжают действовать — до апреля 2016-го.

Сила аргументов

Киев утверждал, что спецпошлина была вынужденной мерой для защиты украинских производителей от растущего автомобильного импорта и сокращения отечественного производства авто. Украина строила защиту на анализе данных за 2008-2010 годы. Главным аргументом украинской стороны было то, что соотношение количества импортных авто к количеству авто внутреннего производства выросло на 38% с 2008 по 2010 год. Также признаком подавления отечественных производителей иностранными конкурентами Киев называл снижение доли автомобилей украинского производства на украинском рынке на 35% за тот же период. «Местные производители были вытеснены с внутреннего рынка Украины, вызвав ухудшение и так слабой национальной отрасли и создав угрозу серьезного ущерба для местных производителей», — так правительство объяснило свое намерение ввести спецпошлину в марте 2013-го.

Большинство ответных претензий к Украине было связано с нарушением установленных процедур. Согласно правилам организации, Украина должна была оповестить страны-члены ВТО о результатах расследования и планах ввести спецпошлины, а также провести с ними предварительные консультации. Но, как утверждали оппоненты нашей страны по спору, ничего из этого не было сделано. Кроме того, по их мнению, у Киева отсутствовали достаточные основания для введения таких ограничений. А японские представители подсчитали, что за 2008‑2010 гг. мировой импорт в Украину авто в целом не только не вырос, но даже сократился с 376 тыс. до 107 тыс., т.е. на 71 %. Ввоз машин, попавших под действие спецограничений, уменьшился за этот же период с 308 300  до 84 800 (или на 72%), по данным Госстата. Из-за этого импортеры недосчитались $2,8 млрд.

Упало все

Последнее слово

Экспертная панель DSB согласилась с Японией по большинству из тринадцати пунктов обвинения. ВТО поддержала Токио в том, что Киев не привел достаточно доказательств увеличения импорта автомобилей. Также было решено, что Украина так и не смогла доказать угрозу серьезного ущерба отечественным производителям и показать связь между увеличением импорта и таким ущербом. Поддержали эксперты и большинство обвинений в процедурных нарушениях. Правда, они не согласились с Токио, что Киев не проинформировал членов ВТО о решении ввести ограничения сразу после его принятия. Также они отметили, что вопреки заявлению Японии, Украина предоставила график постепенной либерализации защитной меры и провела ее в установленные сроки.

В результате DSB вынес вердикт: «Панель признала повышенные пошлины на определенные автомобили в течение трехлетнего периода несовместимой мерой с обязательствами Украины в рамках Соглашения ВТО по защитным мерам и статьей XIX Генерального соглашения 1994 года о тарифах и торговле (GATT)». В связи с этим ВТО рекомендует Украине полностью отменить спецпошлины.

У Киева есть два месяца, чтобы подать апелляцию. Станет ли правительство делать это — неизвестно. Япония является одним из крупных доноров Украины. Только недавно, 15 июня, Министерство финансов и Японское агентство международного сотрудничества (Japan International Cooperation Agency) подписали кредитный договор о предоставлении Украине 108 млрд иен (около $1,1 млрд) для реконструкции Бортнической станции аэрации под Киевом. В целом обещанная Киеву помощь от Токио достигает $1,8 млрд: $1,5 млрд на различные инвестпроекты, $317 млн — на стабилизацию экономики и проведение реформ, $17 млн — на восстановление инфраструктуры Донецкой и Луганской областей. Но, по словам Бураковского, ВТО — не настолько политизированная организация, чтобы ставить торговый спор и донорскую помощь на одни весы. «Такие страны-члены ВТО как Япония предпочитают обычно рассматривать коммерческие и геополитические интересы по-отдельности, — говорит экономист . — А спор о спецпошлинах — это обычный спор между компаниями, который просто решается на уровне государств».

МЭРТ по поводу апелляции еще размышляет. «С учетом того, что правительство и министерство сейчас прикладывают значительные усилия для создания нового имиджа Украины в ВТО как надежного и предсказуемого торгового партнера, к этим выводам мы должны подойти очень тщательно и внимательно», — ответила Hubs заместитель министра экономического развития и торговли и торговый представитель Украины Наталья Микольская. Когда министерство закончит анализировать отчет, свои выводы оно предоставит Межведомственной комиссии по международной торговле. «Именно она, согласно украинскому законодательству, принимает решения о таких мерах», — уточнила Микольская.

Минимум эффекта

Впрочем, отмена спецпошлин больше порадовала бы импортеров год-полтора назад. Сейчас это уже не поможет увеличить продажи импортных авто до уровня 2012 года. Если в 2013 году спрос восстановился бы вслед за отменой торговых ограничений, то теперь этому мешает девальвация гривны. Автомобили подорожали из-за обесценивания гривны, но доходы украинцев остались прежними. Украинцы сейчас предпочитают откладывать «на черный день», а не тратиться на крупные покупки. Из-за этого импортеры ввозят авто только по предоплате.  За январь-апрель в страну было импортировано 16 500 легковых авто — на треть меньше, чем в те же месяцы 2014 года. По прогнозам генерального директора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, даже в случае отмены спецпошлин до конца года в Украину будет ввезено по итогам текущего года лишь около 60 000 авто. «Глобальных изменений в продажах авто из-за отмены спецпошлин не будет, хотя они и увеличивают цену на 3-5%», — уверен Назаренко. Более заметный эффект будет разве что после отмены не только защитной меры, но также импортного сбора, который также увеличивает цену авто на 5%, и снижения стоимости регистрации новых автомобилей с нынешних $100-200.

Защитные меры не помогли и отечественным производителям. По данным «Укравтопром», производство украинских легковых авто падало и после введения спецпошлин. Если в 2012 году с отечественных конвейеров вышли 69 700 авто, то в 2013-м — 45 800, а в прошлом — 25 900. Падение продолжается. В январе-мае автомобили собирали всего два украинских завода: Запорожский автозавод, возобновивший производство в апреле, и «Еврокар», прекративший производство в мае. За пять месяцев в стране было выпущено всего 1260 легковых авто. В 2012 году, когда автопроизводители лоббировали введение спецпошлин, за такой же период было произведено 30 800 «легковушек» за тот же период. Весь благотворный эффект от снижения конкуренции со стороны импортеров нивелировали война, рост цен на комплектующие и снижение покупательского спроса украинцев.

*

Top