Доля проблемных кредитов достигла рекордных размеров
Индекс инвестиционной привлекательности Украины, составленный Европейской Бизнес Ассоциацией (ЕВА), в первом полугодии текущего года вырос до 2,88 баллов (максимальная оценка — «5»), прибавив по сравнению с концом 2015 г. 0,31 п.п. Исследование проводилось на основании опроса руководителей крупных и средних предприятий, работающий на украинском рынке.
Как подчеркивают в ЕВА, нынешний показатель индекса хотя и не достигает среднего значения «3» по пятибалльной шкале, все же является наибольшим со второго квартала 2011 г. (тогда индекс составлял 3,39).
При этом доля респондентов, которые считают, что в стране состоялись позитивные изменения, за полгода выросла на 10% — до 50%. Как предполагают в ЕВА, такое улучшение настроений, скорее всего, связано с тем, что закончился период политической турбулентности и был сформирован новый состав Кабинета министров.
Однако следует отметить, что 78% бизнесменов дали негативную оценку инвестиционного климата в стране.
Что вселяет оптимизм в бизнес
В целом, как отметил Кшиштоф Сидлецки, президент ЕВА, глава представительства Aslellas Pharma Europe B.V. в Украине, текущие настроения бизнесменов можно охарактеризовать как «очень осторожный оптимизм».
Конечно, представленный ЕВА индекс инвестиционной привлекательности составлен на основе субъективных оценок руководителей предприятий и отражает именно ощущения респондентов, а не точные экономические расчеты. «Однако нужно помнить, что решение об инвестировании принимается бизнесменом, в конечном итоге, на основании его собственных ощущений и личностных оценок. Сейчас в оценках опрошенных респондентов появилась небольшая доля оптимизма. Это очень хороший позитивный сигнал власти, этот тренд нужно закрепить», — пояснил Сидлецки.
Основным положительным фактором стала, конечно же, стабилизация курса национальной валюты. Кроме того, респонденты положительно оценили сделанное Украиной для дерегуляции и децентрализации государственного управления. Также в некоторых регионах высокую оценку бизнеса получили действия местных властей по привлечению инвестиций.
Кроме того, с 1 января в полную силу начал работать режим ЗСТ с ЕС, а в середине апреля Украина официально присоединилась к проекту Транскаспийского международного транспортного маршрута («Новый шелковый путь») — континентальному транспортному коридору, целью которого является обеспечение доставки контейнерных грузов из Европы в Китай и обратно. Таким образом, страна оказалась на пути огромного потока товаров и может использовать его как для предоставления логистических услуг, так и для поставки собственной продукции.
Вместе с тем, по словам Ансгара Борнеманна, вице-президента ЕВА, генерального директора Nestle Ukraine, является то, что украинские потребители «продолжают чувствовать себя очень неуверенно». Это отражается и на общей инвестиционной привлекательности — слабая активность потребительского рынка не благоприятствует приходу инвестиций.
Кстати, по данным компании GfK Ukraine, в мае индекс потребительских настроений в Украине составил 50,3 п. Скажем, в марте он был на уровне 50,6 п., а в феврале — 54,1 п.
Реальные показатели
Но в конечном итоге для экономики важны не индексы настроений, а реальные вложенные средства. И здесь, как рассказал Томаш Фиала, генеральный директор Dragon Capital, ситуация противоречивая.
Безусловно, положение дел лучше, чем в 2014 г., когда чистый приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) за год был равен нулю. В 2015 г., по данным Томаша Фиалы, чистый приток ПИИ составил $3,1 млрд. «При этом 70% суммы пошло в банковский сектор Украины. Но это не «новые» деньги, а средства на рекапитализацию и конвертацию задолженности украинских банков перед зарубежными материнскими компаниями», — отметил Фиала. За четыре месяца этого года, по его словам, ПИИ составили $2 млрд, что даже больше, чем ожидали в Dragon Capital. Но опять-таки 80% суммы — средства на рекапитализацию банков. «При этом доля проблемных кредитов в украинской банковской системе в среднем уже достигла 53%. Это мировой рекорд», — подчеркнул г-н Фиала.
Сейчас, чтобы как-то переломить ситуацию, Dragon Capital совместно с Soros Fund Management LLC создали фонд прямых инвестиций в $100 млн и уже в этом году средства будут вложены в мажоритарные доли нескольких украинских компаний.
По мнению Владимира Лавренчука, председателя правления Райффайзен Банк Аваль, не нужно оценивать текущую ситуацию исключительно негативно. «Сейчас, как показывают наши наблюдения, банкам доверяют в два раза больше граждан, нежели в прошлом году, повысилась безопасность банковских операций. В прошлом году инфляция в Украине составила 43%, в 2016 г. ожидается на уровне 12%. Такая стабилизация уже позволила нам в течение квартала снизить ставки по кредитам на 3 п.п.», — рассказал г-н Лавренчук.
Но, как подчеркивают в ЕВА, основным препятствием на пути инвестиций в Украину являются проблемы с верховенством права.
Судебная реформа — камень приткновения
К сожалению, как говорит Томаш Фиала, любое руководство страны тяготеет к тому, чтобы использовать судебные органы в свою пользу.
Между тем, по словам Тимура Бондарева, управляющего партнера компании Arzinger, «если мы решим проблемы существующей судебной системы, то большинство проблем бизнеса будут решены автоматически и инвестиции в Украину придут. Уже два года прошло с тех пор, как Президент Украины обещал провести судебную реформу, но ничего не происходит, независимых судов нет».
Как заявил Тимур Бондарев, утвержденный парламентом 2 июня закон о внесении изменений в Конституцию Украины относительно правосудия является не более чем «замыливанием глаз международным донорам Украины (в первую очередь МВФ)». По его словам, в Украине принято достаточно законодательных актов, которые не имеют механизмов реализации. И есть большие опасения, что новый закон лишь пополнит этот список.
Бизнес свыкся с проблемами на таможне
Еще одна «болевая точка», где проблемы не решаются, а лишь продолжают накапливаться — таможенное оформление товаров. Более половины бизнесменов (51%) назвали упрощение таможенных процедур одним из условий улучшения инвестклимата.
Но, по пессимистичному выражению Александра Лазарева, сопредседателя таможенного комитета ЕВА, генерального директора компании LAMARIN, «на самом деле это означает, что 49% опрошенных просто смирились с существующим положением дел. Сложно представить, чтобы какую-нибудь компанию устраивало то, что происходит на таможне».
Во-первых, остается практически непредсказуемой стоимость пересечения товаров через таможенную границу, поскольку действующее законодательство позволяет работникам таможни самостоятельно устанавливать таможенную стоимость. И оспорить их решение практически невозможно (здесь, опять-таки, возвращаемся к проблеме судебной реформы).
Напомним, что такое право таможенники получили в силу постановления КМУ № 724 от 16.09.15 г. «Об использовании в системе управления рисками ориентировочных показателей таможенной стоимости товаров». Документ не отличается совершенством юридической техники, оставляя на усмотрение таможенных органов достаточно много открытых вопросов. Кроме того, постановление никоим образом не соотносится с Таможенным кодексом Украины, определяющим правила определения таможенной стоимости и являющимся актом высшей юридической силы.
Во-вторых, как отметил Александр Лазарев, есть т.н. нетарифное регулирование – санитарный, ветеринарный, экологический контроль и т.д. Если сама растаможка груза занимает сейчас четыре часа, то все остальные процедуры могут затянуться на неделю. При этом предложенное властями в качестве реформы единое окно не решит проблему, а лишь скроет ее, поскольку невозможно будет определить, на каком из этапов происходит задержка оформления.