Увеличения экспорта зерновых в ЕС ждать не стоит
Hubs продолжает публиковать мнения экспертов относительно смены приоритетов в украинской экономике, о которой заявил Президент Украины Петр Порошенко. О том, какие возможности и потенциал есть у украинского агропромышленного комплекса, Hubs поговорил с Андреем Купченко, аналитиком компании «АПК-Информ».
Об экономических приоритетах
— Можно ли сказать, что сельское хозяйство сейчас действительно — приоритетная отрасль для Украины?
— Безусловно! Сегодня оно дает треть экспортной выручки страны. Украина входит в ТОП-5 мировых экспортеров зерна и обеспечивает мировую продовольственную безопасность. Например, по экспорту пшеницы в 2014/15 МГ Украина заняла шестую позицию в мировом рейтинге, обеспечив 7% мирового экспорта. В нынешнем сезоне ожидается, что мы сохраним свои позиции.
Если существующие объемы мировой торговли пшеницей сохранятся (160-170 млн тонн), Украина вполне может войти в тройку лидеров и обеспечивать до 15% мирового экспорта. По кукурузе в 2014/15 МГ Украина заняла третью позицию с долей 14% в общем объеме мирового экспорта. Также третья позиция и 15% мирового экспорта по ячменю.
Таким образом, на фоне высоких показателей экспорта сельское хозяйство — одна из немногих отраслей, где в период кризиса сохраняются рост и существенный нереализованный потенциал.
О потенциале отрасли и конкуренции
— Как Вы оцениваете нынешний потенциал украинского аграрного сектора?
— Показатели, которые я уже привел, позволяют говорить, что наш агросектор способствует тому, чтобы значимость Украины на мировом рынке повышалась. И, думаю, в перспективе она будет увеличиваться. Ведь в основных странах-производителях (США и Канада) зерновые уже сейчас выращивают практически на пределе продуктивности, а в Украине есть существенный нереализованный потенциал.
— В чем состоят конкурентные преимущества украинской сельхозпродукции на мировых рынках?
— До недавнего времени это была цена. Но на данный момент такое преимущество понемногу уходит из-за роста производственных затрат внутри страны. Это не позволяет аграриям существенно снижать цены в соответствии с мировыми трендами. Своего рода компенсацией можно считать девальвацию гривны, когда на фоне падения национальной валюты трейдеры могут предлагать большие гривневые цены на внутреннем рынке даже при падении мировой цены.
— В каких сегментах нашего агросектора наибольший потенциал?
— Мы могли бы увеличить, как минимум, вдвое производство зерновых, не увеличивая посевные площади. Ведь сейчас урожайность основных культур в Украине почти вдвое меньше, чем в странах-лидерах. И это при том, что в Украине земля — одна из самых лучших в мире. При этом нам надо повышать эффективность распределения зерновых.
— Что это означает?
— Традиционно, выращенное в Украине зерно распределяется по двум основным направлениям: внутреннее потребление (продовольствие, корма, семена и прочие нужды) и на экспорт (все, что не востребовано внутри страны). Такую схему можно сделать более эффективной, если некоторую часть экспортируемого зерна оставить в стране, переработать в готовую продукцию и уже эту продукцию поставлять на экспорт.
Наша ключевая задача — найти оптимальный баланс между экспортом сырья (чтобы сохранить позиции на мировой арене) и наращиванием объемов переработки и экспортом готовой продукции.
— Какие виды переработки зерновых, на Ваш взгляд, сегодня наиболее перспективны?
— Приоритеты — это производство и экспорт муки, продуктов глубокой переработки кукурузы и сои. Отдельно можно выделить биоэтаноловую отрасль, которая, несомненно, требует развития. С учетом адаптации к европейскому законодательству и принятия норм использования биотоплива, наметился рост внутренней потребности в биоэтаноле. А на фоне резкого увеличения производства кукурузы в Украине и снижения цен на культуру на мировом рынке, внутренняя переработка в биоэтанол видится вполне логичной. Но в отличие, например, от мукомольного производства, это направление достаточно новое для отечественной промышленности. Поэтому здесь нужны технологические и законодательные решения. Кроме того, на фоне волатильности мировых цен в сегменте данное направление является неплохим способом диверсификации рисков.
О мировых ценах
— В чем причина падения мировых цен на сельхозпродукцию?
— Основное — это временное перепроизводство зерна в мире и увеличение мировых запасов основных культур. На масличном рынке сказывается еще и влияние падения цен на нефть. Более того, на данный период характерен общий мировой тренд падения цен на сырьевые ресурсы, в том числе и зерно.
Но при этом надо понимать, что цены на разные культуры упали совсем не одинаково. Нужно обращать внимание на сравниваемые периоды, а усредненные показатели снижения цен не будут корректными.
— Как, по-Вашему, вырастет экспорт украинских зерновых в текущем сезоне (июль 2015 года — июль 2016 года)?
— Экспорт пшеницы в текущем сезоне идет рекордными темпами. В первой половине сезона мы экспортировали практически столько же, сколько за весь 2014/15 МГ (10,5 млн т против 10,9 млн т соответственно). С другой стороны, из-за падения мировых цен выручка от экспорта сократилась, что, естественно, приводит к снижению показателей в денежном выражении. По кукурузе же, на фоне снижения валового сбора в 2015 г., в текущем сезоне ожидается сокращение экспорта.
О рынках сбыта
— Какие рынки для украинской сельхозпродукции являются приоритетными?
— Сейчас наиболее перспективными считаются Азиатские рынки сбыта для украинского зерна, куда в текущем сезоне поставляются существенные объемы отечественной продукции. Для пшеницы – Таиланд, Индонезия, Южная Корея. Для ячменя – Китай и Япония. Для кукурузы в текущем сезоне характерна переориентация на европейский рынок на фоне сокращения производства кукурузы в ЕС, вследствие сложных агроклиматических условий.
— Стоит ли в ближайшей перспективе ожидать увеличения экспорта украинской продукции в Европу?
— ЕС не дает существенных преференций для ввоза зерна на свою территорию. Ведь он сам — один из мировых лидеров по его производству и экспорту. Поэтому наивно предполагать, что только из этических побуждений европейцы увеличат закупки украинской продукции, если своей достаточно.
По мере надобности, как это наблюдается в текущем сезоне с кукурузой, объемы торговли могут увеличиться. К слову о квотах: безпошлинная квота на поставки кукурузы в ЕС 400 тыс. тонн с возможностью увеличения до 650 тыс т на протяжении пяти лет. При этом ежегодно в ЕС поставляется от 4 до 7 млн т украинской кукурузы.
— Насколько перспективны для украинских аграриев рынки Африки и Азии? Есть ли возможности для роста рыночной доли украинских аграриев на этих рынках?
— Азиатский рынок — один из ключевых для украинского зерна (Египет, Марокко, Ливия и пр.) Пока что эти страны стабильно импортируют зерно в достаточных для нас объемах. Однако на фоне развития экономик некоторых стран возможно наращивание закупок.
Потенциал и значимость азиатского рынка можно понять, проанализировав его долю в экспортных поставках украинского зерна. Так, еще в 2012/13 МГ в страны Ближнего Востока и Азии поставлялось 31% зерна, экспортируемого из Украины. В 2013/14 МГ данный показатель вырос до 38%, а по итогам 2014/15 МГ в эти страны была поставлена половина (50%) украинского зернового экспорта.
— Насколько, по-Вашему, урожайным будет 2016 год?
— Урожай, скорее всего, будет более низким из-за существенного недосева озимых культур. Пока прогнозы делать еще рано, поскольку пока что непонятно, в каком состоянии будут озимые после зимы. Но не исключается, что урожай зерновых культур может сократиться до 50 млн тонн.