Как отважиться на создание собственного бизнеса
Недавно в киевском планетарии с лекцией выступила украинка Алла Адаменко, директор компании Virgin People, которая принадлежит Ричарду Брэнсону.
Алла уехала в США по школьной программе, самостоятельно поступила в институт, проработала в различных крупных корпорациях, после чего открыла собственный бизнес – рекрутинговое агентство с офисами в нескольких штатах. Она стала настолько классным специалистом, что Брэнсон предложил работать на него. Но не оставлять же свой бизнес ради работы по найму, даже у такого человека!
Отказаться пришлось и от второго предложения. Но Брэнсон всегда добивается своего. Он предложил Адаменко купить ее компанию. Так украинка стала директором Virgin People.
– Что надо, чтобы работать в Virgin Group? – задали ей вопрос из зала.
– Главное качество – curiosity (любопытство, любознательность). Это либо есть в характере, либо нет. Нам в Virgin нужно, чтобы оно было, – ответила Адаменко.
Лет пять назад, работая журналистом, я постоянно общалась с бизнесменами, слушала истории их достижений, побед и провалов, успешные и не очень. Интересовало все – от старта бизнеса и поиска капитала до решений проблем с поставщиками. Все, о чем рассказывали эти люди, было настолько любопытным, что хотелось пройти этот путь самостоятельно.
Толковых идей у меня не было. Были мысли открыть детское кафе, в котором родители бы отдыхали, запустить сайт с хорошей аналитикой. Дольше всего горела мыслью издать книгу лучших писателей, даже придумала название.
Однажды я узнала, что 80% браков в нашей стране распадается с появлением первенца. Женщина переключается на малыша, забывая обо всем. Многие проблемы уходят, если женщина чувствует себя привлекательной, говорили психологи. Тогда она уверена в себе и гармонично адаптируется к новой семейной жизни. Тема меня зацепила.
Анализ рынка вещей для мам поставил все на свои места. В магазинах предлагались угрюмые, бесформенные, странные вещи. Тогда как в других странах рынку вещей для мам уделяли огромное внимание, появлялись модные тренды.
Почему бы не сделать это в Украине? Первые расчеты показали, что охватить весь рынок не получится. Остановились на белье. Во-первых, выбор его был ужасен. Во-вторых, мало кто продавал его через интернет, это было сложно, но перспективно. В-третьих, еще одна печальная статистика: более 70% женщин в мире неправильно подбирают белье, что приводит к проблемам со здоровьем груди. В случае с мамами это еще и влияет на кормление малыша. В общем, это было той нишей, которую мне захотелось заполнить.
У меня появилась навязчивая идея — помочь мамам носить правильное и при этом красивое белье. Результат – магазин HotMam, первый специализированный интернет-магазин белья для мам.
Не знаю, получилось бы что-то, делай все одна. Однажды друг-предприниматель сказал: «На старте должно быть двое. В этом секрет. Должен быть кто-то, кто будет верить в идею так же, как и ты». В мою идею поверили преимущественно друзья или такие же молодые предприниматели. Больше было сомневающихся: «Продавать белье мам через интернет? Не у нас». Наверное, это какой-то этап проверки молодого предпринимателя на веру в свою идею. Но уже первые клиенты показали, что наша услуга нужна.
Сейчас в Украине не лучшее время для бизнеса. Рост курса валют негативно сказывается на всех процессах, выполнять обязательства перед клиентами и поставщиками стало сложнее. Приходится оперативно реагировать и перестраивать работу. Многие аналитики не сулят Украине светлого будущего в ближайшие пару лет. Как же быть?
Я верю, что всегда найдется решение и выход из любой ситуации. Недавно вдохновил сериал «Мистер Селфридж» – история о талантливом предпринимателе, который смотрит на все происходящее нестандартно, меняет привычный ход вещей. Он строит бизнес своей мечты, верит в нее, поэтому у него все получается. А еще он – сильный менеджер, у которого мне есть чему поучиться.
По-настоящему понять, что я хочу сделать, помогла книга Стенли Маркуса «Секреты идеального магазина. Мемуары создателя розничной империи», детальный рассказ о создании универмагов Neiman-Marcus, которые работают уже более столетия. Итоговая картинка, которую хочу получить в HotMam, каким я вижу его в идеале, сложилась после прочтения этой книги.
Многих останавливает страх. Стабильность и повседневность настолько привычны или комфортны, что страшно представить, как все может быть иначе. Но реализованная мечта, достигнутая цель и тот кайф, который получаешь от процесса и результата, стоит того, чтобы рискнуть.
Мечта помогает мне работать в нынешних непростых условиях.
Я еще не достигла своей мечты, но уверена, что когда-то смогу рассказать такую же историю, как Сара Блейкли. На старте ее идею считали идиотской. Но спустя 13 лет ее бизнес оценивается в $1 млрд.
В общем, делай, что должен, и будь что будет.