Антимонопольный комитет начал исследовать ситуацию на авиарынке
В борьбу за конкуренцию на авиарынке включился Антимонопольный комитет. Hubs выяснил, что делает АМКУ для удешевления авиабилетов.
В пятницу в Антимонопольном комитете состоялась необычная встреча. Глава ведомства Юрий Терентьев собрал на круглый стол участников украинского авиационного рынка. Поводом стало решение СНБО. 20 июля Совбез поручил АМКУ разобраться в ситуации на авиарынке и до 1 сентября расследовать нарушения антимонопольного законодательства.
СНБО – президентский орган. Петр Порошенко заинтересовался авиацией после скандала, который Михаил Саакашвили устроил на заседании Госавиаслужбы. Губернатору Одесской области не понравилось, что компании «Атласджет Украина» не досталось разрешение на маршрут Стамбул-Одесса. В результате главу ведомства Дениса Антонюка отстранили, а сама авиация внезапно стала одной из топ-тем.
В АМКУ пришли представители авиакомпаний, аэропортов, сервисов по бронированию билетов, поставщики топлива и другие участники рынка. На все ушло два с половиной часа. Больше всех говорили представители МАУ. Президент компании Юрий Мирошников пожаловался на дороговизну топлива и услуг аэропортов. Шефа расшифровал вице-президент МАУ по коммерции Сергей Фоменко. Он назвал самыми рентабельными секторами авиаперевозок аэропорты, поставки топливо и бронирование билетов. 30% в цене билета приходится на топливо, до 25% — на аэропортовые сборы и навигацию. Остальное — на услуги бронирования и комиссии агентам, хендлинг и кейтеринг (наземное обслуживание самолетов и поставка питания).
Остальные авиаторы с МАУ не спорили, но добавили еще один пункт: изменение правил выдачи назначений на новые рейсы, которые якобы сформулированы таким образом, что победителем всегда будет МАУ.
После заседания Hubs спросил у главы АМКУ Юрия Терентьева: чего ждать от ведомства?
Что именно интересует комитет?
Есть рынок авиаперевозок и связанные с ним рынки. Некоторые из этих рынков высококонкурентны, в некоторых – конкуренция ограничена. Может быть ограничена из-за низкой привлекательности, а может быть – каким-то незаконным способом. Например, аэропорт может определить только одного оператора заправочной системы. Естественно, у такого оператора нет никакой мотивации снижать цены на топливо.
Можете ли навскидку выделить какие-то злоупотребления по итогам первого заседания?
Мы не готовы давать оценки, потому что занимаемся не политикой, а специализированной профессиональной деятельностью. Задача была идентифицировать основные проблемные вопросы, элементы, которые потенциально могут быть важны в нашем расследовании. Фактически цель этого круглого стола – сформировать собственное понимание основных проблем, сформулировать вопросы, которые мы можем задавать субъектам. На следующей неделе мы сформулируем официальные требования и направим участникам для исследования рынка…
Исследования, но не расследования?
Расследование может проводиться по инициативе самого комитета или по чьей-то жалобе. Сейчас у нас есть несколько жалоб в отношении аэропортов и некоторых компаний. Не могу уточнить — каких.
Мне кажется, что это расследование будет похожим на расследование по энергетике. Когда сначала мы раскрываем полностью весь сектор, видим, из чего он состоит. А потом там, где мы видим нарушения, будем открывать отдельные дела. Но мы хотим, чтобы результаты нашей деятельности люди и экономика ощутили достаточно быстро, поэтому есть динамичные способы реагирования.
Когда можно будет увидеть результаты?
Сложно говорить о сроках, но я думаю, это будет где-то месяц-полтора. Я сказал сегодня участникам, что это будет ориентировочно 17-20 августа. Мы должны опираться на факты, а не на утверждения. Получив ответы на наши запросы, мы сможем сделать определенные выводы. И не дожидаясь проведения глубокого расследования – дать рекомендации. У нас нет цели оштрафовать кого-то на миллионы гривен. Мы хотим улучшить ситуацию.
Исходя из того, что сегодня говорили на встрече, удешевить внутренние перелеты вряд ли выйдет…
Удешевлять внутренние перелеты – не задача Антимонопольного комитета. Наша задача – обеспечить конкуренцию. Но это действительно взаимосвязанные вещи. Монополизм и отсутствие конкуренции ведут к завышению себестоимости. Мы увидим, скорее всего, что какие-то элементы себестоимости завышены именно из-за отсутствия конкуренции. У нас, например, был прецедент по авиатопливу, когда вследствие наших действий по исследованию фактов топливная компания снизила стоимость горючего на 30-40%.
Есть ли какие-то результаты по исследованию энергетического рынка?
Мы направили запросы, срок ответов – 14 августа. После этого будет видна картина. Я думаю, конец августа – начало сентября. Мы преследуем несколько целей. В первую очередь, смотрим. как функционирует этот рынок. У нас есть одни утверждения со стороны НКРЭ, другие – со стороны операторов рынка. Они друг другу противоречат. Одни говорят, что тепловая генерация не является отдельным рынком, другая позиция – что является. В силу специфики бизнеса, специфики взаиморасчетов. Наша задача, получив ответы на наши требования о получении информации, сформулировать для себя ответ на этот вопрос.